|
Правила разрешения международных споров (далее – «Правила») – комплексный документ, разработанный ICDR, который включает следующие разделы: Правила международной медиации, Регламент международного арбитража, Международное ускоренное производство, и Административные пошлины.
Ключевым изменением стало введение в Правила нового раздела по Международному ускоренному производству. Новая редакция правил по умолчанию применяется ко всем арбитражам, исковые заявления по которым были поданы после 01 июня 2014, если стороны прямо не договорились применять иную версию Правил.
Многие изменения направлены на поощрение и развитие механизмов, обеспечивающих более быстрое и эффективное разбирательство. Редакция включает новые положения об ускоренном производстве, медиации, объединению производств, назначению арбитров, раскрытию информации арбитрами, представительстве, доказательствах и доказывании, и сроках вынесения решений. Нововведения также коснулись некоторых административных и процедурных моментов.
Данная статья описывает наиболее значительные изменения, которые произошли с Правилами, а также дает оценку последствиям этих изменений.
1. Медиация
Обновленный Регламент международного арбитража, по общему правилу, поощряет медиацию как альтернативный метод разрешения споров. Новая статья 5 Регламента предусматривает, что арбитр может предложить сторонам мирно урегулировать спор с помощью Правил международной медиации ICDR сразу после подачи отзыва на исковое заявление. Статья 5 также предусматривает, что если стороны не договорились об ином порядке, процедура урегулирования спора через посредничество может проходить параллельно разбирательству в арбитраже. В таком случае посредник не может выступать одновременно как арбитр в том же деле.
Положения статей 2(3)(g) и 3(4) теперь прямо предусматривают право стороны известить о намерении урегулировать спор мирным путем в исковом заявлении или в отзыве.
Возможность параллельного проведения процедуры медиации с процессом в арбитраже предоставляет сторонам интересную возможность: стороны могут, учитывая течение дела в арбитраже, в любой удобны момент достигнуть компромисса в рамках процедуры медиации. Данная возможность также направлена на ускорение рассмотрения дела.
2. Коммерческий арбитраж
2.1. Производство по ускоренной процедуре
В соответствии со ст. 1(4) новой редакции Регламента международного арбитража, применение Правил ускоренного производства возможно в случае, когда совокупность исковых требований или встречных исковых требований не превышает $ 250,000 (без учета пени и расходов на арбитражное разбирательство), либо если сторонами или ICDR будет установлен иной порог. Стороны могут отдельно договориться о рассмотрении споров в порядке ускоренного производства, даже если сумма исковых требований превышает предписанное значение.
Более того, в случаях, когда сумма требований не превышает $ 100 000, спор может быть разрешен заочно на основании поданных документов, без назначения заседания, за исключением ситуаций, когда арбитр решит, что такое заседание необходимо.
Международное ускоренное производство предполагает единоличное рассмотрение дела назначенным арбитром, который обязан изготовить акт о назначении дела к разбирательству в течение 14 дней с момента вступления в полномочия. Если заседание назначено, то оно, как и подача письменных позиций сторон, должно состояться в течение 60 дней с момента вынесения соответствующего процессуального акта.
Арбитр обязан изготовить решение в течение 30 дней с момента завершения слушаний, или, если слушания не проводились, с момента подачи финальных письменных позиций. Исключения возможны в случаях, предусмотренных локальными законами, соглашением сторон или соответствующим указанием ICDR.
2.2. Объединение исков и производств
Статьи 7 и 8 Регламента международного арбитража – это новые положения, которые предусматривают право на вступление сторон в дело и объединение производств. В соответствии с правом, предусмотренным статьей 7, для вступления в процесс в качестве третьей стороны лицу необходимо подать исковое заявление в ICDR, а также направить всем другим сторонам в процессе. Объединение исков должно произойти до назначения арбитров, в противном случае требуется согласие всех сторон спора на объединение исков.
Согласно положениям статьи 8 Регламента, ICDR может, по заявлению одной из сторон, назначить «объединяющего арбитра» (consolidation arbitrator), функцией которого является исключительно сведение нескольких исковых заявлений, поданных по правилам ААА или ICDR, в одно производство, в случае, если:
-
стороны согласились на такое объединение;
-
все заявления поданы исходя из одной и той же арбитражной оговорки,
-
заявления поданы под различными арбитражными оговорками, но при этом в процессах участвуют те же самые стороны, требования проистекают из одного и того же правового основания, и арбитр заключает, что арбитражные оговорки «совместимы».
Процессуальные изменения в коммерческом арбитраже направлены на создания механизмов процессуальной экономии, а также сокращения расходов сторон на участие в процессе.
3. Арбитры
3.1. Назначение арбитров
В новой редакции Регламента международного арбитража путем изменений в статью 12 введен новый критерий для назначения арбитров, а именно, их «доступность».
Процедура теперь требует от сторон и аппарата ICDR учитывать доступность арбитров при их назначении. Если точнее, статья 12 предписывает ICDR в случае отсутствия кандидатур сторон использовать «метод списка» для выбора арбитров.
Статья 13, с учетом положений статьи 12 обновленного Регламента международного арбитража, подчеркивает важность доступности арбитра для разрешения конкретного спора. Так, в соответствии с данной статьей Регламента, от кандидата требуется прямо подтвердить собственную доступность для выполнения функций арбитра. Наряду с новым требованием кандидат, конечно, должен подтвердить свою независимость и беспристрастность, как и в предыдущей редакции Регламента.
Доступность арбитра является необходимым критерием, который, однако, не мог быть предусмотрен изначально. Его появления является логичным продолжением развития института избрания арбитров, который, с одной стороны, ускорит формирование панели арбитров, с другой - предотвратит потенциальные злоупотребления сторон, целью которых было затягивание процесса.
3.2. Отвод арбитра
Статья 14 обновленного Регламента международного арбитража вводит новую процедуру заявления отвода арбитру. Так, сторона, которая желает заявить отвод, должна послать предварительное уведомление в ICDR. После уведомления других сторон о намерении заявить отвод, ICDR информирует трибунал, что был заявлен отвод, без указания на сторону, его заявившую. ICDR имеет право сообщить арбитру о факте отвода и потребовать предоставления информации, связанной с отводом. Как и в предыдущей версии Правил, в случае, если арбитр отказывается сложить полномочия добровольно, решения по данному вопросу принимает аппарат ICDR.
В дополнение, новая редакция дает ICDR право по собственной инициативе дисквалифицировать арбитра за «невыполнение своих полномочий».
4. Доказательства и доказывание
4.1. Обмен информацией
Акцент на эффективности разбирательства, сделанный ICDR в нововведениях, отчетливо прослеживается и в новой статье 21 Регламента международного арбитража, касающиейся обмена информацией между сторонами. Статья 21(1) предусматривает, что трибунал должен управлять обменом информацией «с точки зрения поддержания эффективности и экономии». Далее, она предписывает сторонам «избегать ненужных задержек и расходов» в процессе обмена информацией.
Статья 21 также вводит, по образу и подобию Правил Международной ассоциации адвокатов по сбору доказательств, достаточно подробно прописанные стандарты, регулирующие обмен информацией. Так, в соответствии с пунктом 4 вышеуказанной статьи арбитражный трибунал может потребовать от стороны предоставления документов, которые, по мнению арбитров, существуют и могут быть иметь отношение к разбирательству дела. Статья 21(4) далее указывает, что «запросы о раскрытии письменных доказательств должны включать точное описание документов или классов документов, вместе с обоснованием их относимости к рассматриваемому делу».
4.2. Выводы в пользу противоположной стороны
Изменения также коснулись статей 20(7) и 21(9) Регламента международного арбитража. Теперь трибунал, с целью защиты эффективности и целостности арбитражного разбирательства, может делать выводы в пользу противоположной стороны, в случае, если сторона не подчинилась процессуальному приказу о раскрытии информации.
4.3. Конфиденциальность
Еще одно новое положение находится в статье 21(5) Регламента международного арбитража. Нововведение позволяет трибуналу, в случае, если есть необходимость защитить раскрываемую информацию, поставить требование о раскрытии данной информации под условие о предоставлении надлежащих гарантий ее защиты.
Статья 22 требует, чтобы арбитражный трибунал учитывал «применимые принципы привилегированной защиты», и поощряет арбитров брать на вооружение широкую трактовку применимых принципов, а именно, «когда стороны, их представители или их письменные доказательства подлежат различному правовому регулированию, трибунал должен, настолько, насколько возможно, применять правила, обеспечивающие наивысший уровень защиты».
В новой редакции Правил сформированы нестандартные для коммерческого арбитража подходы о праве истребования доказательств. С одной стороны, они должны способствовать установлению истины, с другой - могут нарушить принцип состязательности и равноправия сторон.
5. Представительство
Статья 16 новой редакции Регламента международного арбитража была дополнена положениями, позволяющими ICDR регулировать поведение представителей сторон (т.е., юридических советников). В соответствии с новой версией Регламента, «поведение сторон должно находится в соответствии с предписаниями, опубликованными ICDR в связи с данным вопросом».
Хотя ICDR на настоящий момент воздерживается от введения подобных предписаний, в дальнейшем этот форум может последовать примеру ведущих арбитражных институтов. Так, Лондонский международный арбитраж (LCIA) недавно опубликовал Правила поведения для юристов, представляющих интересы своих клиентов в международных арбитражных разбирательствах в качестве приложения к новой версии регламента, которая вступит в силу к концу 2014 года.
6. Срок вынесения решения
Подчеркивая скорость и эффективность разбирательства при использовании использованием Правил ICDR, статья 30 обновленного Регламента международного арбитража предписывает трибуналу вынести и изготовить решение в течение 60 дней с даты последнего заседания, за исключением случаев, предусмотренных законом, прямым соглашением сторон, или указанием ICDR.
Заключение
ICDR – это один из нескольких арбитражных институтов, которые в последние годы выпустили новую редакцию Регламента. К такой же необходимости пришли ICC, Swiss Chambers’ Arbitration Institution, Singapore International Arbitration Centre, Hong Kong International Arbitration Centre, и CIETAC. Как отмечалось выше, новые правила также подготовила LCIA.
Последние изменения в Правилах международного разбирательства ICDR являются отражением трендов международного арбитражного сообщества, а также свидетельствуют о готовности ведущих институтов международного арбитража использовать наиболее удачные мировые наработки для совершенствования процесса урегулирования споров.
Артем Антонов (Юрист)
Петр Герасимов (Помощник юриста)
| |