|
Законопроект предлагает дополнить Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ) общим порядком осуществления перепланировки и переустройства нежилых помещений – применительно как для многоквартирных домов, так и для нежилых зданий. Для этой цели, в первую очередь, законопроект вводит нормативное определение понятий перепланировки и переустройства. Положения ГрК РФ, касающиеся архитектурно-строительного проектирования, строительного контроля, предполагается распространить на работы по перепланировке/переустройству жилых и нежилых помещений. Работы по перепланировке/переустройству жилых и нежилых помещений включаются в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, следовательно, для выполнения таких работ потребуется получение специального допуска.
Установление требований к проведению переустройства/перепланировки, в том числе порядок проведения приемки переустройства/перепланировки и форма акта приемочной комиссии, законопроектом отнесено к ведению органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положения законопроекта во многом зеркально воспроизводят положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), касающиеся переустройства и перепланировки. А в части переустройства/перепланировки жилых помещений законопроект содержит прямую отсылку к ЖК РФ.
Для переустройства/перепланировки нежилого помещения собственник помещения (или уполномоченное им лицо) должен будет представить в орган, осуществляющий согласование, ряд документов, перечень которых является исчерпывающим:
-
заявление о переустройстве/перепланировке (форма должна быть утверждена уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);
-
правоустанавливающие документы на переустраиваемое/перепланируемое нежилое помещение;
-
проект переустройства/перепланировки;
-
технический паспорт нежилого помещения или объекта капитального строительства;
-
заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства/перепланировки нежилого помещения, если такое помещение или здание, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании принимается, по общему правилу, в течение 45 дней со дня представления заявителем документов; такое решение о согласовании является основанием для проведения переустройства/перепланировки помещения. Государственной пошлины за согласование переустройства/перепланировки, а также за выдачу решения о согласовании или об отказе в согласовании не предусматривается.
Отказать в согласовании могут только в случаях прямо предусмотренных в законопроекте. Завершение переустройств/перепланировки нежилого помещения должно подтверждаться актом приемочной комиссии, который затем органом, осуществляющим согласование, направляется в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества.
В случае самовольного переустройства/перепланировки, помещение должно быть приведено собственником в первоначальное состояние в разумный срок. В случае невыполнения требования, суд по иску органа, ответственного за согласование переустройства/перепланировки, принимает решение в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого нежилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого нежилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого нежилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.
Если переустроенным/перепланированным помещением не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью, то помещение на основании решения суда может быть сохранено в переустроенном/перепланированном состоянии.
ГрК РФ планируется дополнить положением об ответственности за самовольное переустройство/перепланирование нежилых помещений. Несмотря на то, что законопроектом виды ответственности не конкретизированы, логично предположить, что в Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) должны быть внесены соответствующие изменения, с тем чтобы уравнять степень ответственности за переустройство/перепланировку жилых и нежилых помещений (независимо от форм собственности).
Подводя итог, следует заметить, что в настоящее время вопрос переустройства/перепланировки нежилых помещений не урегулирован законодательством РФ, а отдельные нормативные акты на уровне субъектов федерации не позволяли вести речь о единообразном регуляторном подходе в этой сфере.
| |