Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

Рейтинги

  Комментарии


 

О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в рамках реформы о деофшоризации

 

Информационное письмо № 478, 11 сентября 2014 Налоговая практика Goltsblat BLP сообщает, что 26 августа 2014 года в рамках реформы о деофшоризации Министерство финансов внесло в Правительство РФ, а 2 сентября опубликовало на своём веб-сайте доработанную редакцию Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» («Законопроект Минфина»).

16.09.2014Goltsblat BLP, www.bclplaw.ru
      

Законопроект еще не внесен в Государственную Думу, но его окончательное принятие планируется в сентябре-ноябре 2014 года, со вступлением основного блока поправок в силу с 2015 года, а ряда положений – с 2017, 2018 и 2019 гг.

Законопроект содержит ряд льгот для переходного периода, но в целом является более жестким по сравнению с редакцией, предложенной ранее Российским союзом промышленников и предпринимателей («Законопроект РСПП»):

  1. Предлагается принципиально новая норма, согласно которой при выплате дохода в юрисдикции с соглашениями (Кипр, Нидерланды, Люксембург, Швейцарию) для использования льгот недостаточно будет иметь просто налоговый сертификат от иностранной компании;
    • Отныне иностранная компания должна будет также представить подтверждение того, что она не является транзитным получателем, а является бенефициарным собственником дохода (норма ставит под удар простые транзитные структуры back-to-back);
    • В случае успешного оспаривания права на применение льгот по причине отсутствия фактического права компании на доход налоговые органы могут взыскать сумму налога, штрафа и пени с российской компании-плательщика дохода;
    • Налогоплательщикам, не уверенным в своих структурах, предлагается при выплате дивидендов из российских компаний добровольно отказаться от прав на льготы по соглашениям и признать российских физических лиц за структурами бенефициарными собственниками дохода; в таком случае налог на дивиденды будет уплачиваться однократно по ставке 9% или, возможно, 13% в будущем (вместо 5% по соглашениям).
  2. Как и ранее, с 1 января 2015 года предлагается установить обязанность российских налогоплательщиков (физических лиц и компаний):
    • уведомлять налоговые органы о своих контролируемых иностранных компаниях («КИК»), включая контролируемые трасты и фонды (штраф 100,000 рублей за каждую нераскрытую компанию);
    • уплачивать налоги на нераспределенную прибыль КИК, не выплаченную в качестве дивидендов, если она превысила 10 миллионов рублей в год (50 миллионов рублей в 2015 году и 30 миллионов рублей в 2016 году) (штраф 20%, но не менее 100,000 рублей; в 2015-2017 годах штраф не применяется);
    • уведомлять налоговые органы о своём неконтролирующем участии в иностранных компаниях в размере более 10% (не менее 25% до 2017 года), а также структурах (куда включаются учредители и бенефициары трастов) (штраф 50,000 рублей за каждую нераскрытую компанию и структуру);
  3. В редакции Законопроекта Минфина правила о КИК распространяются на компании во всех юрисдикциях, а не только в офшорных юрисдикциях из «черного списка»; ранее РСПП предлагал ограничить действие закона юрисдикциями «черного списка» и установить 5-летний мораторий для добавления в него новых юрисдикций и 6-месячный период для вступления изменений в силу;
  4. Не попадают под правила КИК в редакции Минфина компании из «белого списка» юрисдикций, если эффективная налоговая ставка компании составляет более 15% (т.е. под правила попадают холдинговые и пассивные инвестиционные компании в любых юрисдикциях, где установленная законом ставка может быть высокой, а эффективная близка к 0%, а также любые компании на Кипре, где установленная законом ставка составляет 12,5%);
  5. Ставка налога на прибыль КИК установлена общая – 20% для компаний и 13% для физических лиц (вместо 9%/0% для компаний и 9% для физических лиц, как предлагал РСПП);
  6. Прибыль КИК рассчитывается по российским налоговым правилам (а не по финансовой отчетности иностранной компании, как предлагал РСПП) с разделением доходов на активные и пассивные; при этом налог на пассивные доходы вроде дивидендов и процентов нельзя будет уменьшить через расходы от активных операций;
  7. Порог акционерного владения, при котором наступает обязанность уплачивать налог, повышен до 25%+ (50%+ в 2015 и 2016 годах), но сохранен в размере 10%+, если компанией на 50%+ владеют российские резиденты (норма против обхода правил через дробление акционерных долей;
  8. Установлена обязанность для иностранных компаний и структур, на которые зарегистрирована российская недвижимость, раскрывать участников и бенефициаров; штраф – 100% суммы налога на имущество, в т.ч. по кадастровой стоимости (т.е. штрафное задвоение налога);
  9. Установлено исключение из правил КИК для, в частности:
    • публичных компаний, прошедших листинг на определенных в специальном перечне биржах;
    • ряда безотзывных трастов, в которых учредитель не вправе вернуть переданные в структуру активы, не вправе получать доход из структуры, и если соблюдается ряд других условий;
  10. Уточнены правила налогового резидентства, по которым формально иностранные компании, управляемые из России, можно признать налоговыми резидентами России (три основных теста и несколько дополнительных); среди прочего, наличие наполнения (substance) иностранной компании должно снижать налоговые риски в России;
  11. Установлено, что офшорные продажи российской недвижимости через сделки с акциями облагаются российским налогом, кроме случаев, когда срок держания составил более 5 лет;
  12. Установлена льгота для компаний, желающих ликвидировать свои офшорные и прочие иностранные «дочки» - при ликвидации до 2019 года не нужно платить налог на прибыль на ликвидационную прибыль при получении активов ликвидируемых компаний.

Законопроект Минфина не является финальной версией, и до принятия закона в него могут быть внесены существенные изменения. В ближайшее время он должен быть доработан и внесен в Государственную Думу, после чего ожидается принятие и вступление в силу с 1 января 2015 года.

Если у Вас имеются какие-либо вопросы об изменениях в налоговое законодательство в связи с реформой по деофшоризации, пожалуйста, обращайтесь к нам.

Контакты:

Евгений Тимофеев

Евгений Тимофеев >
Партнер,
Руководитель налоговой практики по России/СНГ,
Goltsblat BLP
+7 (495) 287 44 44

Артем Торопов

Артем Торопов >
Старший юрист,
Налоговая практика,
Goltsblat BLP
+7 (495) 287 44 44

Настоящий обзор подготовлен при участии Алексея Пантелеева, Юриста, Налоговая практика, Goltsblat BLP.

С уважением,
Юридическая фирма Goltsblat BLP LLP

International Law Firm of the Year 2014
The Lawyer European Awards

Chambers Europe Award for Excellence 2014
Client Service Law Firm of the Year

Информационные письма Goltsblat BLP LLP являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практике и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации.

 

 


 

Прочитавших: 3987

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

Команда АБ ЕПАМ защитила интересы бренда «Архангельская» в споре о товарных знаках  [482]

S&K Вертикаль становится АБ Вертикаль: ренейминг и ребрендинг адвокатского бюро  [458]

Юридическая фирма VERBA LEGAL объявляет о присоединении к партнерскому составу Владислава Скворцова, эксперта в сфере банковского и финансового права.  [429]

Дмитрий Афанасьев на ПМЭФ - 2025 | 7 инициатив правового характера для борьбы с инфляцией и роста экономики  [408]

Максим Кульков – модератор Российского международного арбитражного конгресса (RIAC)   [349]