|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
Информационное письмо № 481, 28 октября 2014. Практика по разрешению споров юридической фирмы Goltsblat BLP сообщает, что 22 октября 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 308-ФЗ от 22 октября 2014 г. («ФЗ №213»).
|
В соответствии с указанными поправками были изменены следующие положения уголовно-процессуального законодательства: 1. Изменен порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям (статьи 198 - 199.2 УК РФ), введенный двумя годами ранее в рамках так называемой либерализации уголовного законодательства. В соответствии с принятыми поправками утратила силу часть первая 1 статьи 140 УПК РФ, предусматривавшая возможность возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям исключительно по материалам, направленным налоговыми органами в соответствующий следственный орган. Таким образом, поводом к возбуждению уголовного дела может стать сообщение органа дознания (органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность) о выявленных признаках налогового преступления. 2. Вместе с тем, был изменен порядок проверки сообщения о налоговых преступлениях. В соответствии с частями 7-9, добавленными в статью 144 УПК РФ, порядок проверки сообщения о преступлении по налоговым преступлениям в обобщенном виде выглядит следующим образом:
Необходимо отметить, что независимо от ответа, полученного из налогового органа, следователь будет самостоятельно принимать процессуальное решение, которое может не совпадать с мнением налогового органа. Кроме того, в соответствии с нововведённой частью 9 статьи 144 УПК РФ следователь вправе возбудить уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1 УК РФ, до получения из налогового органа указанных выше заключения или информации при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления. По нашему мнению, подобное положение закона позволяет следователю практически в любом случае возбуждать уголовное дело на тридцатые сутки по налоговым преступлениям, не дожидаясь ответа из налогового органа. 3. Изменения коснулись порядка прекращения уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности. После принятия поправок в соответствии с частью 2 статьи 28.1 УПК РФ под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, понимается уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов. В ранее действовавшей редакции УПК РФ размер недоимки определялся, исходя из соответствующего решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности. Исходя из новой редакции положений процессуального законодательства, остается неясным, кто будет определять размер недоимки. Кроме того, определить, возмещен ли ущерб бюджетной системе, возможно только с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов, который, как видно из приведенных положений частей 7-9 статьи 144 УПК РФ, далеко не всегда может быть представлен. Необходимо обратить внимание, что ранее налогоплательщик (налоговый агент) мог ознакомиться с решением налогового органа, получить информацию по существу налоговых претензий, а также о сумме недоимки, пени и штрафа, подлежащих уплате в бюджет. В связи с принятыми поправками может сложиться ситуация, при которой от налогового органа не поступит соответствующей информации о размере недоимки, пени, штрафа и/или в силу действующего уголовно-процессуального законодательства налогоплательщик не сможет ознакомиться с соответствующим заключением налогового органа до окончания предварительного следствия. В силу действующего законодательства и сложившейся практики производства предварительного следствия в процессуальных документах также может не содержаться точного указания на сумму недоимки, пени, штрафа. По изложенным выше причинам, существует риск, что налогоплательщик не сможет возместить ущерб бюджетной системе до момента окончания предварительного следствия, что, на наш взгляд, может существенно затруднить процедуру прекращения уголовного преследования по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1 УК РФ, по основаниям, предусмотренным статьей 28.1 УПК РФ.
С уважением, КОНТАКТЫ
|
|
Прочитавших: 3741 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости АБ ЕПАМ анонсирует критерии конкурса для будущих юристов «Профи диктуют» [687] Практика банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп» запустила свой Telegram-канал [141] |
|