|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
Министерство экономического развития Российской Федерации своим письмом от 24.03.2015 г. № 6786-ПК/Д23н изложило свою позицию относительно применения отдельных положений Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – ФЗ N 171), основные нормы которого вступили в силу с 01.03.2015 г.
|
Из приведенных письмом пояснений можно выделить следующие: 1.Право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена В соответствии с поправками ФЗ N 171, полномочия по распоряжению землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности, от муниципальных районов переходят городским и сельским поселениям при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения. При отсутствии таких правил на момент вступления в силу ФЗ N 171, полномочия переходят с даты их утверждения. Минэкономразвития в этой связи поясняет, что на основании закона соответствующего субъекта РФ такие полномочия могут быть перераспределены органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с частью 1.2. статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (например, законом Московской области от 30.12.2014 г. N 211/2014-ОЗ установлено, что с даты утверждения правил землепользования и застройки городского поселения полномочия осуществляет Правительство МО или уполномоченный им центральный исполнительный орган государственной власти МО). В то же время действующим законодательством РФ не предусмотрено возможности передачи таких полномочий органам местного самоуправления муниципального района. При этом, согласно статье 34 ФЗ N 171 завершить начатую процедуру распоряжения земельным участком должен тот орган власти, который ее начал. 2.Преимущественное право на заключение на новый срок договора аренды земельного участка без проведения торгов Положениями ЗК РФ в новой редакции установлены основания (пункт 3 статьи 39.6. ЗК РФ) и условия (пункт 4 статьи 39.6. ЗК РФ) заключения без проведения торгов нового договора аренды земельного участка с арендатором такого земельного участка, по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды. При отсутствии в совокупности таких установленных условий, такой земельный участок может быть предоставлен такому лицу только на торгах. Минэкономразвития обращает внимание, что право на заключение нового договора не является преимущественным правом, следовательно, положения пункта 1 статьи 621 ГК РФ не применимы. В то же время, на договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в полной мере распространяется правило (пункт 2 статьи 621 ГК РФ), согласно которому договор считается возобновленным на тех же условия на неопределенный срок, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя. 3.Заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, на основании решения Президента РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ Возможность заключения договора аренды по данному основанию предусмотрена подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 39.6. ЗК РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 г. N 1603 уже утверждены критерии, при которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов. Минэкономразвития теперь предлагает определённый минимальный набор сведений, которые должны быть указаны в соответствующем решении одного из указанных органов государственной власти. Так, в таком решении должно быть указано:
При этом сведения о самом земельном участке, по мнению Минэкономразвития, в решении могут не содержаться. Такое решение, поясняет Минэкономразвития, не является распорядительным актом, а является основанием для предоставления земельного участка без торгов. 4.Использование земель (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, без процедуры предоставления и установления сервитута Согласно пояснению Минэкономразвития использование земель или земельных участков без процедуры предоставления и установления сервитута в порядке реализации положений главы V.6 ЗК РФ должно осуществляться бесплатно. В настоящее время в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 статьи 39.33. ЗК РФ, использование земель или земельных участков без процедуры предоставления и установления сервитута осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которое выдается в порядке, установленным постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 г. N 1244. В случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33. ЗК РФ) такое разрешение не выдается, а данные объекты могут размещаться в силу утвержденных органом местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки и согласно порядку организации и проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, устанавливаемому нормативным правовым актом субъекта РФ. Иные виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждены постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300. Порядок и условия размещения таких объектов должен быть установлен нормативным правовым актом субъекта РФ. 5.Отчуждение объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка Согласно пояснению Минэкономразвития реализация положений статьи 239.1. ГК РФ в части продажи объекта незавершенного строительства по решению суда возможна не ранее 01.03.2018 г., если собственник объекта незавершенного строительств воспользовался правом на заключение договора аренды земельного участка для завершения строительства, предусмотренным пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а именно приобрел такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства. Вышеуказанные пояснения не являются официальными разъяснениями положений законодательства РФ, поскольку Минэкономразвития не наделено такими полномочиями. Однако, в силу того, что Минэкономразвития наделено функциями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере земельных отношений, а также осуществлением координации и контроля деятельности подведомственной ему Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, есть основания полагать, что данные пояснения, носящие информационно-рекомендательный характер, найдут своё отражение, прежде всего, в правоприменительной практике подведомственных органов. |
|
Прочитавших: 5711 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости АБ ЕПАМ анонсирует критерии конкурса для будущих юристов «Профи диктуют» [670] Практика банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп» запустила свой Telegram-канал [111] |
|