|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
Новое в законодательстве. Разъяснения уполномоченных органов. Обзор судебной практики.
|
I. НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ1.1. Изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». С начала 2015 года в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ были внесены следующие изменения: · Федеральным законом от 08.03.2015 № 48-ФЗ, вступившим в силу с 09.03.2015, предусмотрены случаи, при которых особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при приобретении жилых помещений, которые соответствуют условиям отнесения к жилью экономического класса, устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»; · С 01.04.2015 вступили в силу положения Федерального закона от 31.12.2014 № 498-ФЗ, касающиеся порядка ведения реестра банковских гарантий и внесения в них соответствующих сведений. В развитие данного закона Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 № 308 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005, утвердившего перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, а также правила ведения и размещения реестра банковских гарантий и правила формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий. · Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ, вступившим в силу (за исключением отдельных положений) 07.04.2015, внесены уточнения касательно необходимости использовать круглую печать при оформлении документов участниками закупок. В частности, отмечается, что соответствующие документы должны скрепляться печатью при ее наличии. 1.2. Уточнена цена контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, на выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке. Установлено, что если цена контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, на выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных средств, составляет 40 млн. рублей или более, то существенные условия такого контракта могут быть изменены, в случае когда его выполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения условий контракта невозможно. Постановление Правительства РФ от 19.05.2015 № 477 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1186». Начало действия документа – 29.05.2015. 1.3. Утверждены требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения. Проекты правил определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, а также правил определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым для обеспечения федеральных нужд, разрабатываются Министерством финансов России по согласованию с Министерством экономического развития России и Федеральной антимонопольной службой России. Правовые акты федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, утверждающие нормативные затраты, а также требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым самим федеральным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом РФ, его территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями, могут предусматривать право руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, органа управления государственными внебюджетными фондами РФ утверждать нормативы количества и (или) нормативы цены товаров, работ, услуг. Постановление Правительства РФ от 19.05.2015 № 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» вступает в силу 01.01.2016. 1.4. 18.03.2015 вступил в силу порядок внесения изменений в государственные контракты, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, срок которых истекает в 2015 году. В частности, изменение условий о сроке, цене и/или количестве товара возможно в отношении тех контрактов, срок исполнения которых свыше 6 месяцев, исполнение которых по независящим от сторон обстоятельствам без изменения их условий невозможно, и валютой которых является российский рубль. Кроме этого, предмет контракта должен отвечать требованиям, указанным в п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 № 198. Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 № 198 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году». 1.5. Установлены случаи, в которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта. Среди таких случаев названы, например, следующие: · проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации; · проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта; · проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях Банка России. Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта» вступило в силу 18.03.2015. 1.6. Предусмотрена возможность предоставления отсрочки уплаты (списания) неустоек по государственным контрактам. Возможность предоставления отсрочки и/или списания неустойки поставлена в зависимость от того, будет ли завершено в полном объеме в 2015 году исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств, а также от суммы неуплаченных неустоек в сравнении с ценой контракта (например, если эта сумма меньше 5% от цены контракта, то она подлежит списанию, если сумма больше 5% и меньше 20%, то возможны отсрочка и частичное списание, а если сумма неуплаченной неустойки превышает 20% цены контракта, то может быть предоставлена только отсрочка). Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» вступило в силу 18.03.2015 и действует до 01.01.2016. 1.7. Услуги по оценке недвижимости исключены из перечня товаров (работ, услуг), в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме. С 25.04.2015 вступили в силу изменения, внесенные в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р перечень товаров (работ, услуг), в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме. Из данного перечня исключены услуги по оценке недвижимости (жилых и нежилых зданий, земельных участков, а также свободных земельных участков для жилой и нежилой застройки), которые теперь можно закупить не только путем проведения электронного аукциона, но и иными способами в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2015 № 740-р. II. РАЗЪЯСНЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ2.1. Министерство финансов России разъяснило, в каких случаях необходимо открывать счета в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, и когда контроль со стороны банка за расходованием средств является обязательным. Если исполнение договора, заключенного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) с его контрагентом, не требует от последнего совершения операций, отражаемых на расчетном счете (например, если на момент заключения договора контрагент является правообладателем поставляемых товаров), то оплата контрагенту перечисляется на расчетный счет, указанный последним, и для ее осуществления не требуется открытия отдельного счета указанному контрагенту в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта. Между тем если в целях поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) контрагенту по договору, заключенному с поставщиком, необходимо осуществлять операции, отражаемые на расчетных счетах (приобретение продукции, оплату накладных и иных расходов в целях производства товара, выполнения работы, оказания услуги), то указанные операции должны осуществляться на отдельном счете, открытом в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта. При этом сумма, перечисленная в оплату контрагенту, банковскому контролю не подлежит. По мнению Минфина России, обязателен контроль банка, осуществляющего банковское сопровождение, при расходовании предоставленного в рамках договора аванса. Письмо Минфина России от 05.05.2015 № 02-02-04/25683. 2.2. Федеральная антимонопольная служба России разъяснила основания привлечения к административной ответственности за нарушение требований к размещению планов-графиков закупок в Интернете. По мнению органа, до вступления в силу положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о сроках размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru планов-графиков – то есть до 01.01.2016 – заказчик не может быть привлечен к административной ответственности за нарушение таких сроков в соответствии с частью 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ. При этом нарушение требований Приказа Минэкономразвития России № 544, Казначейства России № 18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы» не является основанием для привлечения к такой ответственности. Письмо Федеральной антимонопольной службы России от 09.04.2015 № АК/17162/15. 2.3. Министерство экономического развития России разъяснило, что участники закупок, осуществляемых на электронных площадках, смогут представлять справки об отсутствии у них задолженности по обязательным платежам в бюджет в электронном виде. Для этих целей операторам электронных площадок, на которых осуществляются закупки товаров (работ, услуг), рекомендовано предоставить возможность участникам закупок подавать справку в электронной форме, в соответствии с форматом, утвержденным приказом ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@. Письмо Министерства экономического развития России от 20.03.2015 № Д28и-589. III. ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ3.1. Объединение в объекте закупки работ по строительству и услуг по установке оборудования не противоречит действующему законодательству. Согласно позиции суда, оборудование, подлежащее установке на строящемся объекте, может приобрести любая строительная организация независимо от ее специализации по ценам, сложившимся на рынке, и именно юридическое лицо, ведущее строительные работы, может приобрести оборудование технологически более эффективное и пригодное для установки на строящемся объекте. В связи с этим объединение в объекте закупки работ по строительству и услуг по установке оборудования не противоречит действующему законодательству. Определение Верховного Суда РФ от 23.03.2015 № 304-КГ15-1413 по делу № А46-3706/2014 3.2. В случае ненадлежащего качества оказываемых услуг, когда контракт наделяет заказчика лишь правом инициировать его расторжение в судебном порядке, односторонний отказ от контракта недопустим. Признавая незаконным односторонний отказ департамента от исполнения государственного контракта на оказание услуг, суды исходили из того, что в случае ненадлежащего качества оказываемых услуг контракт наделяет заказчика лишь правом инициировать его расторжение в судебном порядке. Доводы кассационной жалобы о наличии у заказчика безусловного права отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг на основании ст. 782 Гражданского кодекса РФ не свидетельствует о неправильном разрешении дела, поскольку данная норма регулирует расторжение договора, не обусловленное допущенными сторонами сделки нарушениями при исполнении договора, возлагая при этом на сторону, инициировавшую его расторжение обязанность по возмещению другой стороне соответствующих расходов (убытков). Между тем, как установлено судами, в данном случае односторонний отказ от исполнения договора был мотивирован департаментом ненадлежащим исполнением государственного контракта со стороны исполнителя. При этом из материалов дела не следует, что департамент предлагал обществу возместить причиненные последнему в связи с расторжением договора убытки. Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2015 № 306-ЭС15-444 по делу № А49-2126/2014. 3.3. Споры из государственных и муниципальных контрактов не могут рассматриваться третейскими судами. Суд отменил ранее принятые судебные постановления и отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, поскольку третейские соглашения о передаче в третейские суды споров, возникающих из контрактов, заключенных на основании законодательства о размещении заказов, являются недействительными. Все этапы, включая заключение, исполнение, расторжение контрактов и применение ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, должны быть полностью прозрачны и доступны для проверочных мероприятий вплоть до их завершения, в том числе посредством разрешения споров системой государственного правосудия. Принципы третейского разбирательства (конфиденциальность, закрытость процесса, неформальный характер разбирательства, упрощенный порядок сбора и представления доказательств, отсутствие информации о принятых решениях, а также невозможность их проверки и пересмотра по существу) не позволяют обеспечить цели, для достижения которых вводилась система размещения заказов. Рассмотрение споров третейскими судами увеличивает издержки сторон за счет третейского сбора и гонорара третейских судей, что не отвечает цели экономии бюджетных средств. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 03.03.2015 № 305-ЭС14-4115. Отметим также, что ранее Конституционный Суд РФ в Определении от 05.02.2015 № 233-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы государственного бюджетного учреждения на нарушение конституционных прав и свобод положениями п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ и части 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в той части, в которой эти положения, по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не допускают рассмотрение третейскими судами споров, связанных с изменением, исполнением, расторжением и недействительностью государственных контрактов. Конституционный Суд РФ отметил, что оспариваемые законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя, в частности, поскольку вывод о том, что спор заявителя в данном случае не может быть предметом третейского разбирательства, сделан арбитражным судом с учетом оценки фактических обстоятельств, свидетельствующих, по мнению суда, о наличии существенной публично-правовой специфики характера спорных правоотношений. При этом сама возможность отмены арбитражным судом решения третейского суда не препятствует его участникам впоследствии обратиться за защитой нарушенных прав в порядке и способами, предусмотренными законодательством. 3.4. В особых случаях, когда работы (услуги) выполнялись (оказывались) в отсутствие государственного (муниципального) контракта, на стороне заказчика может возникнуть неосновательное обогащение. По общему правилу, сформулированному в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 28.05.2013 № 18045/12 и от 04.06.2013 № 37/13, невозможно взыскать сумму неосновательного обогащения, если работы выполнены при отсутствии государственного (муниципального) контракта. Однако в судебной практике встречаются прецеденты, корректирующие данный подход. Например, в Определении Верховного Суда РФ от 21.01.2015 по делу № 308-ЭС14-2538, А77-602/2013 суд удовлетворил требование о взыскании неосновательного обогащения в связи с оказанными услугами по вывозу бытовых отходов при отсутствии между сторонами государственного контракта. Решение обосновано тем, что сложившиеся между сторонами отношения являются длящимися и регулярными, причем продолжая вывоз отходов, истец исходил из недопустимости создания аварийной ситуации и продолжал выполнение работ, не терпящих отлагательства, до заключения государственного контракта в установленном порядке. IV. ЗАКОНОПРОЕКТЫ4.1. 24.04.2015 в Государственную Думу РФ внесен законопроект об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи с комплексным развитием промышленных зон. Проект Федерального закона № 778655-6 дает определение промышленной зоны и устанавливает условия, при наличии которых в отношении промышленной зоны может быть принято решение о комплексном развитии. Детально регулируется подготовительная часть процесса комплексного развития промышленной зоны - обследование промышленной зоны, разработка и утверждение концепции комплексного развития промышленной зоны и программы ее реализации, а также проекта планировки территории промышленной зоны. В пояснительной записке отмечается, что новацией проекта Федерального закона стали механизмы вовлечения всех собственников земельных участков и (или) объектов недвижимости, расположенных в границах промышленной зоны, в процесс комплексного развития этой промышленной зоны. 4.2. 30.04.2015 в Государственную Думу РФ внесен законопроект, предоставляющий дольщикам право требовать от застройщиков-банкротов передачи им нежилых помещений. Проектом Федерального закона № 783596-6 планируется дополнить Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» положениями, предоставляющими дольщикам право требовать от застройщиков-банкротов передачи им нежилых помещений. Напомним, что на текущий момент в этом законе прямо закреплено право дольщиков при банкротстве застройщиков требовать передачи только жилых помещений. 4.3. Министерство связи и массовых коммуникаций России подготовило проект Федерального закона, согласно которому организации связи смогут использовать недвижимость третьих лиц по решению Федеральной антимонопольной службы России. Указанным проектом (ID проекта: 00/03-23419/02-15/4-18-4, http://regulation.gov.ru/project/23419.html) предлагается дополнить Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» статьей 6.1. В соответствии с ней Федеральная антимонопольная служба России уполномочивается предоставлять по заявлению организаций связи доступ к объектам инфраструктуры связи третьих лиц для размещения средств связи и линий связи заявителей при соблюдении определенных условий. Среди таких условий, в частности, названы: · объект инфраструктуры связи допускает размещение на нем линий связи или средств связи и такое размещение не препятствует его использованию по основному назначению; · создание (использование) альтернативного объекта инфраструктуры связи технически невозможно или экономически нецелесообразно. Размещение линий связи или средств связи предлагается осуществлять на основании договора, который будет являться публичным договором для соответствующих третьих лиц – правообладателей используемых объектов инфраструктуры связи. 4.4. Министерство финансов России подготовило проект Федерального закона, согласно которому предоставляется возможность уменьшать размер обеспечения по государственному (муниципальному) контракту по мере исполнения отдельных этапов по нему. Указанным проектом (ID проекта: 00/03-25195/04-15/21-14-4, http://regulation.gov.ru/project/25195.html) предлагается предусмотреть направление заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) заявления об изменении (в части уменьшения) обязательств гаранта, ранее принятых по банковской гарантии, после оплаты заказчиком поставленных (выполненных) товаров (работ, услуг) в рамках этапа исполнения контракта. В свою очередь, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения обязательств по контракту внесены денежные средства, то по завершении этапа исполнения контракта заказчик возвращает денежные средства в соответствующей части поставщику (подрядчику, исполнителю) по его заявлению. Соответствующие положения предлагается включить в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Напомним, что на текущий момент Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗне предусматривает возможности изменения (уменьшения) размера предоставленного обеспечения без его прекращения и замены (на новое обеспечение того же вида или на другое) в ходе исполнения контракта – часть 7 ст. 96 указанного закона.
Ключевые контакты
Елена ГАВРИЛИНА Партнер elena_gavrilina@epam.ru +7 (495) 935 8010
Мария КОБАНЕНКО Советник maria_kobanenko@epam.ru +7 (495) 935 8010 |
|
Прочитавших: 4671 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Кадровые изменения в Tax Compliance [757] Адвокатское бюро КИАП и девятилетний шахматист Роман Шогджиев объявили о долгосрочном сотрудничестве [744] VERBA LEGAL выступила юридическим консультантом ПАО «Ламбумиз» в рамках подготовки к IPO [692] VERBA LEGAL завершила сопровождение сделки по приобретению Уралхиммаша [647] VERBA LEGAL сопровождает создание совместного предприятия для экспорта российского зерна [334] |
|