|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
В настоящее время на рассмотрение в Государственную Думу депутатом, заместителем председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству А.А. Ремезковым внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц» (проект № 750443-6). Этот проект благославлен Следственным комитетом РФ и одобрен Центробанком и Росфинмониторингом.
Каким образом его принятие может отразиться на ежедневной хозяйственной деятельности российских компаний?
Прежде всего, попробуем разобраться, откуда вообще взялась идея уголовной ответственности юридических лиц.
|
С 2007 года Российская Федерация присоединилась к международной Страсбургской Конвенции 1999 года "Об уголовной ответственности за коррупцию". Статья 18 указанной Конвенции предусматривает обязанность каждого из участников Конвенции принять законодательные меры для привлечения юридических лиц к ответственности в связи с совершением уголовных правонарушений, заключающихся в активном подкупе, злоупотреблении влиянием в корыстных целях и отмывании доходов, совершенных в их интересах. Следственный комитет РФ подготовил и внёс на обсуждение соответствующий проект изменений в Уголовный Кодекс ещё в начале 2011 года. Законопроект, в случае его принятия, должен был вступить в силу с 1 июня 2011 г. Как и следовало ожидать, законопроект был, что называется, «замылен» в процессе бесконечных обсуждений и согласований и о нем вскоре забыли. Следует отметить, что даже в средствах массовой информации данный законопроект не вызвал большого интереса, хотя должен был повлечь серьёзные изменения уголовно-правового законодательства. И вот, спустя несколько лет, проект соответствующих изменений все-таки попал в Государственную Думу и в настоящее время находится на рассмотрении Комитета Государственной Думы Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Где его, безусловно, ждут серьезные изменения. Что же представляет собой данный проект в настоящее время? Это проект федерального закона, одновременно вносящего изменения в Гражданский Кодекс Российской Федерации, Уголовный Кодекс Российской Федерации, Уголовно-Процессуальный Кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Федеральный закон № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Изменения в Гражданский Кодекс предлагаются несущественные: статьи 61 и 63 ГК РФ предлагается дополнить положениями о возможности принудительной ликвидации юридического лица по приговору суда и о конфискации в этом случае всего имущества компании, оставшегося после расчета с кредиторами. Это необходимо в связи с предполагаемыми нововведениями в Уголовный Кодекс, где одним из видов наказания для юридического лица предусмотрена его ликвидация с конфискацией всего имущества компании, остающегося после расчетов с кредиторами. Также минимальны предполагаемые изменения в Кодекс об административных правонарушениях – из него исключается статья 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» в связи с переносом данной нормы в уголовное законодательство. В закон о противодействии терроризму добавляется норма о принудительной ликвидации организации, признанной террористической. Основной же упор в проекте сделан на изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы. В Уголовно-процессуальный кодекс РФ вводится новая глава 51.1 «Производство по уголовным делам в отношении юридических лиц». В целом, предполагается производство по данному виду уголовных дел вести по общим правилам уголовного-процессуального производства с отдельными любопытными особенностями. По умолчанию, представителем юридического лица в ходе уголовного процесса является его руководитель, если компания не назначила (наняла) иного представителя для участия в уголовном процессе. Однако в определенных случаях (п. 8 ст. 446.2 УК РФ в редакции законопроекта) следователь или суд сами назначают представителя юридического лица: - в случае смерти руководителя юридического лица (до назначения нового руководителя); - если следователь (суд) не могут определить, кто является руководителем юридического лица; - когда место нахождения руководителя юридического лица не известно; - в некоторых иных случаях. Очевидно, что данная норма должна быть изменена, так как в силу неопределенности формулировок, они легко могут быть использованы недобросовестными служителями закона для назначения удобного им представителя юридического лица под формальными предлогами отсутствия информации о месте нахождения руководителя юридического лица (например, во время его отпуска) или отсутствия информации о том, кого следует считать руководителем юридического лица (например, при наличии в юридическом лице должностей и Президента, и Генерального директора – распространенная для крупных компаний ситуация). Еще один тонкий нюанс в том, что юридическое лицо не может быть стороной досудебного соглашения о сотрудничестве (п. 4 ст. 446.6 УПК РФ в редакции законопроекта). В российских реалиях это приведет к ситуациям, когда конкретно взятые виновники-физические лица (являющиеся работниками юридического лица, привлеченного к участию в уголовном деле) начнут массово заключать со следствиемдосудебные соглашения о сотрудничестве, смягчая себе будущее наказание в порядке статьи 62 Уголовного Кодекса, а вот само юридическое лицо будет отвечать «по всей строгости закона». Изменения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ обусловлены необходимостью регулирования процедуры исполнения наказаний, наложенных по приговору суда на юридические лица. Эти наказания будут приводится в жизнь силами уголовно-исполнительных инспекций по месту нахождения юридического лица. Особый интерес вызывает норма ст. 186.1. УИК РФ (в редакции законопроекта), которая предусматривает необходимость обязательного согласования уголовно-исполнительной инспекцией сделок, совершаемых юридическим лицом с третьим лицами до полного исполнения наказания, если предметом сделки выступает имущество, составляющее не менее 25 процентов балансовой стоимости юридического лица. Наиболее серьезные изменения, в случае принятия законороекта, ожидают Уголовный Кодекс РФ. Прежде всего, статья 96.8 УК РФ предусматривает следующий перечень возможных наказаний для юридических лиц: а) предупреждение; б) штраф; в) лишение юридического лица ранее оформленной лицензии, квоты, преференций и льгот; г) лишение права заниматься определенным видом деятельности; д) запрет на осуществление деятельности на территории Российской Федерации; е) принудительная ликвидация. Скажем сразу, некоторые из видов наказаний в том виде, как они сформулированы в законопроекте, вызывают массу вопросов. К примеру, в статье 96.12Уголовного Кодекса РФ (в редакции законопроекта) предусмотрен такой вид наказания, назначаемого юридическому лицу, как лишение права заниматься одним или нескольким видами деятельности на срок от полугода до трех лет. При этом понятие «вида деятельности» и в проекте Закона, и в действующей редакции Уголовного кодекса РФ отсутствует. Не ясно, какой объем деятельности юридического лица может быть ограничен при помощи данной нормы для разных видов преступлений в рамках рассматриваемой статьи. Предусматривается, что исполнение данного вида наказания будет осуществляться самим юридическим лицом путем внесения соответствующих ограничений в свои учредительные документы. Отсутствие каких-либо ограничений для применения запретов по данной статье может привести к ситуации, когда в отношении юридического лица может быть применен такой объем запретов, который сделает невозможной его нормальную коммерческую деятельность и повлечет его банкротство. Кроме того, проект отдельно предусматривает возможность применения такой меры уголовно-правового характера, как лишение юридического лица ранее оформленной лицензии, квоты, преференций и льгот (статья 96.11 Уголовного Кодекса РФ в редакции законопроекта). Зачем тогда еще нужен и запрет на ведение какой-то деятельности? Как уже упоминалось выше, законороект (в статье 96.14 УК РФ) предусматривает такой вид наказания, как принудительная ликвидация юридического лица. При этом диспозиция данной нормы предполагает, что все имущество юридического лица, остающееся после удовлетворения требований кредиторов, обращается в доход государства, т.е. конфискуется. Следовательно, данная норма Проекта Закона объединяет в данной санкции сразу два меры уголовно-правового характера: ликвидацию юридического лица и конфискацию его имущества. В настоящее время действующая редакция УК РФ уже предусматривает конфискацию как возможную меру уголовно-правового характера(ст. 104.1 УК РФ), которая представляет собой обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества, непосредственно связанного с предметом преступного посягательства. Проект же пытается использовать конфискацию в качестве дополнительного (неосновного) наказания в дополнение к ликвидации юридического лица. Не слишком ли авторы закручивают гайки? Представляется более логичным ограничиться возможностью назначения штрафа одновременно с принудительной ликвидацией юридического лица. Итак, по каким преступлениям юридическое лицо может быть привлечено к ответственности? Для простоты восприятия перечень преступлений, по которым допускается привлечение к уголовной ответственности юридических лиц, сведены в единую таблицу:
С точки зрения борьбы с экономическими преступлениями, а именно этот предлог для введения уголовной ответственности для юридических лиц озвучивался Следственным Комитетом РФ в 2011 году, предлагаемый законопроект, на мой взгляд, малоэффективен. При анализе изменений в Уголовный Кодекс сразу бросается в глаза, что лишь ничтожная часть уголовных преступлений (меньше 20 %), по которым предлагается привлекать к ответственности юридические лица, относятся к в сфере экономики. Подавляющее большинство - это преступления против государственной власти и порядка управления. И даже в случае принятия законопроекта юридические лица не смогут привлекаться к уголовной ответственности за серьезные преступления, имеющие место в российской действительности: - мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (ст. 159.4. УК РФ); - регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ); - фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации (ст. 172.1. УК РФ); - злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ); - ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ). Важно отметить, что Верховный Суд РФ в конце апреля 2015 года уже дал негативный отзыв по проекту, указав, в том числе, на следующие обстоятельства: 1. Привлечение юридических лиц к уголовной ответственности не сочетается с принципом личной виновной ответственности. 2. Из принятых Российской Федерацией на себя международных обязательств (в т.ч. в рамках Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.) не следует, что государство обязано обеспечить привлечение юридических лиц именно к уголовной ответственности. Действующее законодательство позволяет привлекать юридические лица к административной и гражданско-правовой ответственности. Правительство Российской Федерации также уведомило депутата А.А. Ремезкова, что не поддерживает законопроект в представленной редакции, в своем ответе по сути, процитировав позицию Верховного Суда РФ.
С учетом изложенного, можно предположить, что проект ожидает непростая судьба в Государственной Думе Российской Федерации.
Михаил Малыхин, Младший партнер Юридической компании «Архитектура Права» |
|
Прочитавших: 2515 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Команда АБ ЕПАМ защитила интересы бренда «Архангельская» в споре о товарных знаках [471] S&K Вертикаль становится АБ Вертикаль: ренейминг и ребрендинг адвокатского бюро [451] Максим Кульков – модератор Российского международного арбитражного конгресса (RIAC) [338] |
|