Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

Реформа третейских судов: ключевые положения

 

«15» декабря 2015 года Государственной Думой РФ в третьем (последнем) чтении были приняты Законопроекты № 788111-6 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» (далее – «Закон об арбитраже») и № 788159-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ …», предусматривающие кардинальное реформирование деятельности третейских судов в Российской Федерации и международных коммерческих арбитражей. Новые правила вступают в силу с 1 сентября 2016 года.

01.09.2016Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», www.epam.ru
      

Процесс подготовки, прохождения и доработки законопроектов в Государственной Думе РФ сопровождался пристальным вниманием юридического сообщества и активными обсуждениями на заседаниях рабочих групп с участием ведущих экспертов в данной области.

В целом указанные законы устанавливают принципиально новый подход к организации деятельности третейских судов в РФ. Ниже представлен обзор ключевых положений реформы третейского разбирательства.

 

I.                РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ
 

Закон об арбитраже вводит революционное положение о том, что постоянно действующие третейские суды могут создаваться только при некоммерческой организации («НКО»), имеющей право на осуществление функций постоянного арбитражного учреждения. Создание одного постоянно действующего арбитражного учреждения одновременно при двух и более НКО не допускается.

Авторами законопроекта была отклонена критика в отношении введения ограничений на организационно-правовые формы юридических лиц, при которых могут создаваться третейские суды. Без внимания также были оставлены предлагаемые экспертами поправки о сохранении ранее созданных при коммерческих организациях третейских судов, имеющих многолетний опыт разрешения споров.

Право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения предоставляется НКО актом Правительства РФ на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства при соответствии следующим требованиям:

  • соответствие правил арбитража требованиям Закона об арбитраже;
     
  • достоверность представленной информации о НКО и ее учредителях (участниках);
     
  • наличие у НКО репутации, масштаба и характера деятельности, позволяющих обеспечить высокий уровень организации деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения, а также осуществление НКО деятельности, направленной на развитие арбитража в РФ. Репутация НКО предположительно будет устанавливаться исходя из репутации входящих в его список арбитров.
     
  • ведение и публикация в информационных целях рекомендованного им списка арбитров, состоящего не менее чем из тридцати человек, при условии получения в письменной форме согласия каждого кандидата на включение в список. При этом один арбитр не может входить в списки более трех арбитражных учреждений.

Исключение из правила о необходимости предоставления соответствующего акта Правительства РФ предусматривается только для МКАС и МАК при ТПП РФ.

Правила об обязательном получении разрешения Правительства РФ на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения на территории РФ распространяются также на иностранные арбитражные учреждения. Единственное требование, предъявляемое к иностранным арбитражным учреждениям – наличие широко признанной международной репутации. Важно, что в отсутствие разрешения Правительства РФ принятые таким третейским судом на территории РФ решения рассматриваются как арбитражные решения суда «ad hoc» (ч. 3 ст. 44 Закона об арбитраже).

 

II.              АРБИТРАЖ «AD HOC»
 

Подчеркивая различия между постоянно действующим третейским судом и судом, созданным для разрешения конкретного спора, Закон об арбитраже вводит целый ряд ограничений в отношении последних:

  • третейские суды «ad hoc» не вправе рассматривать корпоративные споры (ч. 7 ст. 45 Закона об арбитраже);
     
  • третейские суды «ad hoc» лишены права обращаться к государственным судам за содействием в получении доказательств (ст. 30 Закона об арбитраже);
     
  • сторонам арбитража «ad hoc» не предоставлено право заключать соглашения об отказе от возможности обращения в государственный суд за содействием (см. разд. IVниже) (ч. 4 ст. 11, ч. 1 ст. 14 Закона об арбитраже);
     
  • соглашение сторон об окончательности решения арбитража «ad hoc» недействительно  (ст. 40 Закона об арбитраже). В связи с этим положения ст. 34(2) Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ входят в противоречие новому Закону об арбитраже. Иными словами, сторона не утрачивает право на обращение в государственный суд с заявлением об отмене решения арбитража «ad hoc»

Стороны арбитража «adhoc» вправе поручить выполнение отдельных функций по администрированию конкретного спора постоянно действующему арбитражному учреждению (ч. 19 ст. 44Закона об арбитраже), что, однако, не повлечет за собой признание такого арбитража в целом администрируемым со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения.

 

III.             АРБИТРАБИЛЬНОСТЬ КОРПОРАТИВНЫХ СПОРОВ
 

Закон об арбитраже прямо устанавливает арбитрабильность споров, которые связаны с созданием юридического лица в РФ, управлением им или участием в юридическом лице и сторонами которых являются учредители, участники, члены юридического лица и само юридическое лицо (корпоративные споры), за некоторыми исключениями.

Такие споры могут быть переданы в третейский суд при одновременном соблюдении следующих условий:

(a)           юридическое лицо, все участники юридического лица, иные лица, которые являются истцами или ответчиками, заключили третейское соглашение;

(b)           арбитраж проводится под администрированием постоянно действующего арбитражного учреждения;

(c)           в арбитражном учреждении утверждены правила рассмотрения корпоративных споров;

(d)           местом арбитража является Российская Федерация.

Исключениями из общего правила арбитрабильности корпоративных споров являются следующие категории споров:

  • о созыве общего собрания участников юридического лица (п. 7 ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ);
     
  • споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями (п. 9 ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ);
     
  • споры, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, и т.д. (п. 2 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ);
     
  • споры в отношении обществ, имеющих стратегическое значение (п. 3 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ);
     
  • споры, связанные с приобретением и выкупом обществом размещенных акций и с приобретением более 30 процентов акций публичного общества (п. 4 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ);
     
  • споры, связанные с исключением участников юридических лиц (п. 5 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ).

В соответствии с ч. 7 ст. 7 Закона об арбитраже арбитражное соглашение может быть также заключено путем включения его в устав юридического лица (за исключением акционерного общества с числом акционеров одна тысяча и более и публичного акционерного общества).

При этом такое арбитражное соглашение будет распространяться на споры участников юридического лица и самого юридического лица с иными лицами только в случае, если иное лицо прямо выразило свою волю об обязательности такого арбитражного соглашения.

 

IV.            ИНСТИТУТ СОДЕЙСТВИЯ ТРЕТЕЙСКИМ СУДАМ
 

Закон об арбитраже вводит полноценный институт единых и независимых органов содействия и контроля в отношении арбитража – такие функции будут выполняться государственными судами РФ. В соответствии с поправками в АПК РФ и ГПК РФ сторонам третейского разбирательства предоставлено право обращения в государственные суды РФ за разрешением вопросов:

  • о назначении арбитра по заявлению любой стороны;
     
  • о рассмотрении заявления об отводе арбитра;
     
  • рассмотрение заявления о прекращении полномочий арбитра.

При этом определение, вынесенное государственным судом РФ в рамках оказания содействия третейским судам, является окончательным и обжалованию не подлежит.

Важной новеллой является предоставление сторонам арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, права достигнуть соглашения об отказе от возможности обращения в государственный суд по данным вопросам.

 

V.              ПРАВОВОЙ СТАТУС АРБИТРОВ
 

Одним из нововведений является предоставление сторонам возможности назначения арбитром судьи в отставке (абз. 2 ч. 4 ст. 3 Закона о статусе судей).

Еще одной новеллой является закрепление свидетельского иммунитета арбитра на уровне процессуального закона – соответствующие изменения вносятся в ст. 56 АПК РФ, ст. 69 ГПК РФ, ст. 56 УПК РФ. Ранее правило о том, что арбитр не подлежит допросу в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе арбитража, содержалось в прежнем Законе о третейских судах, но не находило развития в процессуальном законодательстве.

 

VI.            ИНЫЕ НОВЕЛЛЫ
 

Конфликт интересов.В Закон об арбитраже включены положения, направленные на обеспечение недопустимости конфликта интересов между арбитражным учреждением и сторонами арбитражного разбирательства. При этом наличие конфликта интересов само по себе автоматически не влечет отказ в приведении в исполнение или отмену арбитражного решения.

Споры в отношении недвижимого имущества. Закон об арбитраже прямо устанавливает, что решение третейского суда не может являться основанием для внесения записи в государственный реестр, включая ЕГРЮЛ, ЕГРИП, реестр владельцев именных ценных бумаг и т.д. Для указанных целей необходимо обратиться в государственный суд за исполнительным листом.

Возражения в отношении признания решения третейского суда в РФ. В АПК РФ были внесены изменения, предоставляющие заинтересованному лицу в течение месяца после того, как ему стало известно о решении иностранного суда или об иностранном арбитражном решении, не требующем принудительного исполнения, возможность заявить возражения относительно признания этого решения в арбитражный суд (ст. 245.1 АПК РФ).

 

VII.          ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 

Закон об арбитраже содержит подробные заключительные положения. В частности, можно выделить следующие правила, подлежащие применению с даты вступления Закона об арбитраже в силу (01 сентября 2016 г.):

  • в отношении арбитража, начатого после этой даты, применяется Закон об арбитраже;
     
  • постоянно действующие арбитражные учреждения создаются в РФ в порядке, установленном Законом об арбитраже;
     
  • арбитражные соглашения, заключенные до дня вступления в силу Закона об арбитраже, сохраняют силу;
     
  • действительность арбитражного соглашенияи любых иных соглашений, заключенных сторонами арбитража по вопросам арбитража, определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на дату заключения соответствующих соглашений;
     
  • положения Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в РФ» не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления проекта Закона об арбитраже в силу;
     
  • приведение в исполнениеарбитражного решения осуществляется по новым правилам, а соответствующие положения Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в РФ» утрачивают силу;
     
  • в течение 3 месяцев с этой даты Правительство РФ устанавливает порядок рассмотрения заявлений о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения;
     
  • если в течение года со дня установления Правительством РФ указанного порядка постоянно действующие арбитражные учреждения, постоянно действующие третейские суды не обеспечили соответствие своей деятельности требованиям Законам об арбитраже, они утрачивают право администрировать арбитраж;
     
  • однако если они все же продолжают администрирование арбитража, их деятельность подлежит прекращению, а решения таких третейских судов считаются принятыми с нарушением процедуры арбитража, предусмотренной Законом об арбитраже;
     
  • особые правила предусмотрены для МКАС и МАК при ТПП РФ – они обязаны привести свою деятельность в соответствие с требованиями Закона об арбитраже в срок до 01 февраля 2017 года.
     

РЕКОМЕНДАЦИИ
 

Приведенные выше новеллы важно уже сейчас учитывать при заключении соглашений о передаче споров на рассмотрение третейского суда, а также в рамках корпоративных отношений (в частности, при приобретении долей / акций компаний, устав которых предусматривает передачу споров на рассмотрение третейских судов).

Кроме того, с учетом указанных заключительных положений Закона об арбитраже необходимо отслеживать принятие Правительством РФ порядка рассмотрения заявлений о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

 


 

Прочитавших: 20400

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

Кадровые изменения в Tax Compliance  [757]

Адвокатское бюро КИАП и девятилетний шахматист Роман Шогджиев объявили о долгосрочном сотрудничестве  [744]

VERBA LEGAL выступила юридическим консультантом ПАО «Ламбумиз» в рамках подготовки к IPO  [691]

VERBA LEGAL завершила сопровождение сделки по приобретению Уралхиммаша  [644]

VERBA LEGAL сопровождает создание совместного предприятия для экспорта российского зерна  [325]