|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
22 декабря 2015 года было опубликовано Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 №1365 «О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации». Постановление вступило в силу с 30 декабря 2015 года.
|
Установлен порядок отчетности физических лиц об операциях с использованием зарубежных счетов Соответствующее Постановление Правительства РФ, утверждающее правила отчетности (далее – «Правила») было официально опубликовано 22 декабря 2015 года и вступило в силу по истечении семи дней, т.е. с 30 декабря 2015 года.
Формально обязанность по представлению отчетов о движении средств на зарубежных счетах была введена для физических лиц-резидентов (в смысле валютного законодательства) законом «О валютном регулировании и валютном контроле» еще с В течение 2015 года территориальные налоговые инспекции в отдельных случаях требовали от физических лиц информацию о движении денег на зарубежных счетах, ссылаясь на установленную Законом обязанность. По этому поводу ФНС РФ разъяснил, что в отсутствие установленного порядка представления отчетности у налоговых органов нет оснований требовать отчеты. Принятые Правила устраняют неопределенность в порядке исполнения обязанности и дают основания налоговым органам контролировать представление отчетов и применять меры административной ответственности к нарушителям. Сроки и порядок представления отчетов Согласно Правилам отчет подается один раз в год, в срок, не позднее 1 июня. В нем должны отражаться все операции по всем счетам в иностранных банках за предыдущий календарный год, т.е. за период с 1 января по 31 декабря включительно. В случае закрытия счета в иностранном банке отчет следует представлять одновременно с уведомлением о закрытии счета, т.е. не позднее одного месяца с момента закрытия счета. Особо следует отметить, что отчетность за 2015 год является обязательной. Даже если счет был закрыт в 2015 году, отчет должен быть представлен не позднее 1 июня 2016 года. Если же счет был закрыт в начале 2016 года, то по общему правилу нужно будет предоставить как отчет за 2015 год (до 1 июня 2016 года), так и отчет за 2016 в течение одного месяца с момента закрытия счета. Отчет может подаваться как в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика, так и на бумажном носителе (лично или через представителя, либо заказным почтовым отправлением). В общем случае не предусмотрена обязанность подавать вместе с отчетом какие-либо документальные подтверждения. Однако на основании ч. 5 ст. 23 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» налоговый орган как агент валютного контроля вправе дополнительно затребовать такие документы, а для документов на иностранном языке – заверенный перевод. Практические сложности могут возникнуть, если налоговый орган потребует заверенный перевод выписки по банковскому счету. Поскольку в большинстве случаев банковские выписки не заверяются ни подписью, ни печатью банка, на практике российские нотариусы не признают такую выписку документом и отказываются заверять ее перевод. Для исполнения требования может понадобиться изготовление копии, заверенной нотариусом в стране по месту нахождения банка, ее легализация (или проставление апостиля) и последующее заверение перевода российским нотариусом. Исходя из формулировки и смысла положений закона «О валютном регулировании и валютном контроле» счета-депо, открытые в иностранных банках для учета ценных бумаг, не попадают в сферу регулирования Правил и не требуют представления отчета. Однако не исключено, что для целей валютного контроля положения закона будут трактоваться расширительно. Формально за пределами действия Правил остаются и т.н. брокерские счета. При этом следует понимать, что юридическими владельцами таких счетов являются сами брокеры, а не клиенты, чьи денежные средства находятся на этих счетах. Меры ответственности C 1 января 2016 г. за нарушение обязанности по представлению отчетов к физическим лицам будут применяться меры административной ответственности в виде денежного штрафа. В случае непредставления отчета или иного нарушения порядка представления отчета, например, когда в отчет включены недостоверные сведения, размер штрафа составляет от 2 000 до 3 000 рублей. За повторное нарушение установлен штраф в размере 20 000 рублей. За опоздание при подаче отчета размер штрафа зависит от длительности просрочки: от 300-500 рублей (за нарушение срока подачи отчетности на срок до 10 дней) до 3 000 рублей (за просрочку, превышающую 30 дней). Аналогичные меры ответственности применяются и за непредставление (либо задержку в представлении) подтверждающих банковских документов. Меры ответственности применимы в полном объеме за нарушения по представлению отчетности за период 2015 года. Так называемый «закон об амнистии капиталов»[4, действие которого планируется продлить до 30 июня 2016 года, не дает возможности воспользоваться гарантиями в виде освобождения от административной ответственности за несоблюдение порядка отчетности. Такое освобождение применяется только к нарушениям, совершенным до 1 января 2015 года. Поэтому, если владелец счета в иностранном банке подаст специальную декларацию и укажет в ней счет, но в 2016 году не представит отчета в установленный срок, он не вправе рассчитывать на освобождение от штрафа. Пренебрежение обязанностью по уведомлению налоговых органов об открытии (закрытии) счета в зарубежном банке либо об изменении его реквизитов может повлечь наложение штрафа в размере от 4 000 до 5 000 рублей. Задержка при подаче уведомления, а также несоблюдение формы уведомления наказывается штрафом от 1 000 до 1 500 рублей.
Срок давности привлечения к административной ответственности за указанные выше нарушения составляет 1 год с момента совершения нарушения. По инициативе Правительства РФ сейчас рассматривается законопроект, который предусматривает увеличение этого срока до 2 лет. Расширение перечня разрешенный Законом поступлений на зарубежные счета С середины 2014 года физическим лицам разрешено получать на свои зарубежные счета в банках, расположенных в странах ОЭСР или ФАТФ, денежные средства от нерезидентов
Таким образом, при инвестициях во внешние ценные бумаги российские физические лица вправе получать на свои зарубежные счета текущие доходы, а также выплаты в случае вывода капитала при погашении облигаций и акций. На практике, однако, частные инвесторы редко держат бумаги до их погашения. Активное управление собственным портфелем подразумевает возможность быстро перераспределять средства, продавая одни бумаги и приобретая другие. Действующие правила закона «О валютном регулировании и валютном контроле» обязывают частного инвестора зачислять средства от продажи ценных бумаг только на свой счет в уполномоченном российском банке. 28 ноября 2015 года был опубликован закон № 350-ФЗ, который предусматривает частичное смягчение режима ограничений. Так, на зарубежные счета в банках, расположенных в странах ОЭСР или ФАТФ, можно будет зачислять денежные средства, полученные от продажи внешних ценных бумаг, но только при условии, что эти бумаги включены в листинг российской либо одной из иностранных бирж, входящих в список российского регулятора по рынкам ценных бумаг. Особо следует обратить внимание на то, что данное правило будет применяться только с 1 января 2018 года. Причины такого отложенного действия правила, которое востребовано среди частных российских инвесторов, использующих зарубежные счета, неясны. Тем более непонятна такая отсрочка на фоне налоговых мер, стимулирующих возврат капиталов из иностранных юрисдикций. Зачастую имущество иностранных контролируемых компаний (далее – «КИК») составляют ценные бумаги, которые в случае ликвидации КИК, в конечном счете, передаются контролирующему физическому лицу. При последующей продаже их владелец – физическое лицо должно учитывать, что до начала 2018 года выручку можно зачислять только на счета в российских уполномоченных банках, что, по сути, означает принудительную репатриацию капитала. Аналогично следует поступать в случаях, когда ценные бумаги, составляющие имущество КИК, продаются на рынке и в результате ликвидации физическому контролирующему лицу выплачиваются денежные средства. Не всегда частный инвестор сам управляет своим капиталом. Одна из опций, часто используемая на практике, состоит в том, что деньги или ценные бумаги передаются в доверительное управление, например, тому же иностранному банку, в котором у физического лица открыт счет. Для этой группы инвесторов предусмотрено новое правило, которое введено законом № 350-ФЗ и применяется с 28 ноября 2015 года. Суть его состоит в том, что денежные средства, которые доверительный управляющий – нерезидент выплачивает физическому лицу – резиденту в виде дохода, могут быть зачислены на зарубежный счет в банке, расположенный в одной из стран ОЭСР или ФАТФ. К сожалению, из-за отсутствия четкости формулировки остаются сомнения в том, как это правило будет применяться на практике: только к доходу, который управляющий периодически выплачивает инвестору, или ко всем денежным средствам, полученным, в т.ч. при тотальной продаже портфеля ценных бумаг. Кроме собственного управления портфелем и передачей его в доверительное управление у инвестора есть возможность прибегнуть к услугам брокера. Отношения с брокером предполагают, как правило, что физическое лицо переводит средства на счет брокера. В этом случае средства от продажи ценных бумаг также зачисляются на счет брокера и в дальнейшем переводятся клиенту. Строго говоря, такой перевод в пользу физического лица-резидента не может быть приравнен к получению дохода от доверительного управляющего и, следовательно, зачислен на счет инвестора в зарубежном банке. На более безопасным вариантом репатриации капитала представляется перевод ценных бумаг на счет-депо в уполномоченном российском банке. В этом случае отсутствует движение денежных средств, подпадающее под действие режима для счетов в иностранных банках. Следует учитывать, что зачисление денежных средств на зарубежный счет, если такая операция прямо не предусмотрена законом, наказывается административным штрафом, размер которого носит фактически конфискационный характер и составляет от 75% до 100% суммы самой операции. Выводы и рекомендации При использовании счетов в иностранных банках физическим лицам следует обратить внимание на следующие обязанности и ограничения:
При реструктурировании бизнеса в свете новых налоговых правил о КИК, в первую очередь при ликвидации КИК, следует учитывать ограничения валютного характера. Жесткость санкций, установленных Кодексом об административных правонарушениях за нарушение правил валютного контроля, может значительность превышать налоговые последствия. |
|
Прочитавших: 20315 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Кадровые изменения в Tax Compliance [757] Адвокатское бюро КИАП и девятилетний шахматист Роман Шогджиев объявили о долгосрочном сотрудничестве [744] VERBA LEGAL выступила юридическим консультантом ПАО «Ламбумиз» в рамках подготовки к IPO [692] VERBA LEGAL завершила сопровождение сделки по приобретению Уралхиммаша [647] VERBA LEGAL сопровождает создание совместного предприятия для экспорта российского зерна [334] |
|