|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
Комментарий проекта Федерального закона от 24.01.2011 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" от Юридической фирмы "Некторов, Савельев и Партнеры"
|
I. Суть проблемы Федеральный закон от 11.11.2003 №152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" (далее – "Закон об ИЦБ") – на сегодняшний день первый и единственный российский Федеральный закон, которым была предпринята попытка создать нормативно-правовую базу для проведения секьюритизации активов. За семь лет, прошедших с момента принятия данного закона, было осуществлено незначительное количество выпусков облигаций с ипотечным покрытием. Безусловным лидером здесь выступает Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, осуществившее 4 выпуска облигаций с ипотечным покрытием. Ипотечные ценные бумаги также выпускались такими банками как ВТБ24 (ЗАО), АКБ МБРР (ОАО), АБ "ГПБ-Ипотека" (ОАО) и некоторыми другими. Однако общий объем ипотечной секьюритизации, несмотря на государственный курс по поддержке и развитию ипотеки, крайне незначителен. Причиной этому помимо общей экономической ситуации, в том числе, является консервативность российской законодательной базы в области секьюритизации, гораздо менее развитой, чем в западных странах, куда и перемещается совершение части секьюритизационных сделок. II. Проект изменений в Закон об ИЦБ24.01.2011 ФСФР России опубликовала на своем сайте проект федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" (далее – "Проект"). Принятие Проекта позволит скорректировать регулирование ипотечных секьюритизационных сделок и частично снизить жесткость некоторых норм, сдерживающих бум секьюритизационных сделок. Проект предлагает следующие изменения в регулировании эмиссии и обращения облигаций с ипотечным покрытием: Ипотечным агентам разрешено привлекать займы и кредиты. Проект, устраняя неопределенность в объеме правоспособности ипотечного агента, прямо разрешает ему привлекать займы и кредиты, что ранее подвергалось сомнению. Привлечение займов или кредитов ипотечному агенту, например, необходимо для покрытия первоначальных расходов при осуществлении его деятельности, а также создания дополнительного механизма финансовой "поддержки" в случае значительных дефолтов по ипотечным кредитам. Максимальное количество выпусков и ликвидация ипотечного агента. Проект предполагает, что в уставе ипотечного агента должно быть указано максимальное количество выпусков ипотечных облигаций, для эмиссии которых он создается, тогда как в настоящий момент необходимо указывать общее количество таких выпусков. В связи с этим возникает вопрос, что делать, если использование ипотечного агента, осуществившего меньшее количество выпусков, чем определено его уставом, в дальнейшем для выпуска облигаций не предполагается. В этой связи представляется достаточно логичным исключение из текста Закона об ИЦБ правила о ликвидации ипотечного агента после исполнения обязательств по облигациям с ипотечным покрытием всех выпусков и введение возможности добровольной ликвидации ипотечного агента при выполнении тех же условий. Сокращение законодательных требований к процедуре выплаты процентов по облигациям с ипотечным покрытием. В настоящее время при структурировании секьюритизационных сделок по облигациям младшего класса формально приходится устанавливать, подлежащий выплате не реже чем раз в год доход. Как правило, формальное требование Закона об ИЦБ соблюдается путем выплаты по облигациям дохода в размере 1 копейки. Проектом правило о выплате дохода не реже чем раз в год предполагается исключить. Исключение нормативного требования к размеру (сумме) обеспеченных ипотекой требований. Проект предлагает исключить требование о том, что размер (сумма) обеспеченных ипотекой требований, составляющих ипотечное покрытие облигаций, не может быть менее 80 процентов непогашенной номинальной стоимости облигаций. Соответственно, подлежит исключению и обязанность ипотечного агента в течение 3 месяцев увеличить долю обеспеченных ипотекой требований в составе ипотечного покрытия облигаций до установленного размера (суммы), в том числе путем приобретения обеспеченных ипотекой требований и (или) досрочного погашения (частичного погашения) облигаций, если соответствующее право предусмотрено решением о выпуске таких облигаций. Владельцы облигаций также лишаются права требовать досрочного погашения ценных бумаг при невыполнении ипотечным агентом указанной выше обязанности. Данное изменение призвано активизировать рынки ипотечных ценных бумаг, поскольку, в случае принятия нововведений, эмитенты облигаций с ипотечным покрытием не будут связаны требованием о поддержании заданного уровня ипотечного покрытия обязательств по облигациям. Изменение правил о "субординации выпусков облигаций". Во-первых, Проект предлагает ввести давно используемый в литературе термин "субординация выпусков облигаций с одним ипотечным покрытием". Во-вторых, в отличие от действующего законодательства, устанавливающего императивное правило о том, что обязательства по облигациям одной очереди могут быть исполнены только после надлежащего исполнения обязательств по облигациям предыдущей очереди, Проект предлагает ввести диспозитивную норму о том, что исполнение обязательств по субординированным выпускам осуществляется в порядке очередности, установленной эмитентом, что, в свою очередь, позволяет ипотечному агенту находить более гибкие подходы к структурированию секьюритизационных сделок. Согласно действующей редакции Закона об ИЦБ, в случае эмиссии нескольких выпусков облигаций с одним ипотечным покрытием, в отношении которых установлена различная очередность исполнения обязательств, достаточность ипотечного покрытия для исполнения обязательств по облигациям определяется отдельно для каждой очереди. Проект же предлагает исключить из Закона об ИЦБ правила об определении достаточности ипотечного покрытия, в соответствии с которым размер ипотечного покрытия считается достаточным для обеспечения надлежащего исполнения обязательств по облигациям соответствующей очереди, если размер ипотечного покрытия равен сумме непогашенной номинальной стоимости облигаций этой очереди и непогашенной номинальной стоимости облигаций предшествующих очередей или превышает ее. Помимо этого в Проекте предусмотрена возможность установить в решении о выпуске облигаций, что к субординированному выпуску облигаций последней очереди (младшего класса) требование о том, что размер ипотечного покрытия должен быть не менее общей непогашенной номинальной стоимости облигаций, не применяется. Изменены требования по раскрытию информации эмитентом облигаций с ипотечным покрытием. В предполагаемой редакции ст. 16 Закона об ИЦБ исключено требование о направлении ипотечным агентом владельцам облигаций уведомления в письменной форме о наличии у них права требовать досрочного погашения принадлежащих им облигаций с ипотечным покрытием, а также о цене и порядке осуществления такого погашения. Раскрытие информации об указанных событиях, а также о прекращении права требовать досрочного погашения облигаций должно осуществляться в порядке, который должен быть определен ФСФР России. Установление минимального срока, в течение которого владельцем облигаций с ипотечным покрытием может быть предъявлено требование о досрочном погашении таких облигаций. Проект предусматривает, что срок, в течение которого владельцем облигаций с ипотечным покрытием может быть предъявлено требование о досрочном погашении таких облигаций, устанавливается решением о выпуске таких облигаций, но не может быть менее 30 дней с даты раскрытия или предоставления эмитентом информации о наличии у владельцев облигаций с ипотечным покрытием права требовать их досрочного погашения, а если право требовать досрочного погашения облигаций с ипотечным покрытием возникает в связи с нарушением требований к размеру ипотечного покрытия облигаций и (или) нарушением условий, обеспечивающих надлежащее исполнение обязательств по облигациям с ипотечным покрытием, которые установлены ст. 13 Закона об ИЦБ, – с даты раскрытия или предоставления эмитентом информации об устранении такого нарушения и прекращении у владельцев облигаций с ипотечным покрытием права требовать их досрочного погашения. Данное нововведение должно способствовать большей определенности в порядке предъявления требований о досрочном погашении облигаций с ипотечным покрытием. Безусловно, внесение изменений в законодательство о ценных бумагах следует признать небольшим шагом вперед. Однако указанными поправками не решен ряд проблем ипотечной секьюритизации, такие, например, как ограничение корпоративных прав акционеров ипотечного агента (в частности на распределение прибыли), возможность страхования ответственности ипотечного агента как дополнительной гарантии держателей облигаций и другие. В целом следует признать, что российскому законодательству необходим акт, позволяющий проводить секьюритизацию не только ипотечных, но и иных активов, в том числе, прав требования по потребительским кредитам, банковским картам, лизинговым договорам, прав требования в отношении будущих прогнозируемых платежей (абонентской платы за пользование телефонами, электричеством, дорожных платежей, иных обязательных платежей и т.д.).
|
|
Прочитавших: 6608 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Кадровые изменения в Tax Compliance [822] Адвокатское бюро КИАП и девятилетний шахматист Роман Шогджиев объявили о долгосрочном сотрудничестве [809] VERBA LEGAL выступила юридическим консультантом ПАО «Ламбумиз» в рамках подготовки к IPO [748] VERBA LEGAL завершила сопровождение сделки по приобретению Уралхиммаша [712] VERBA LEGAL сопровождает создание совместного предприятия для экспорта российского зерна [536] |
|