|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
Обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду невозможно без развития инфраструктуры по утилизации и размещению отходов, в число основных направлений которого входит как строительство новых полигонов, иных видов объектов размещения отходов, так и модернизация старых в целях повышения уровня их экологической эффективности.
Системные изменения законодательства об отходах, произошедшие в последние пару лет, привели к появлению ряда новых требований к собственникам объектов размещения отходов, а также иным лицам, осуществляющим различные виды деятельности, связанные с их использованием.
|
Ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»в настоящее время закрепляет обязанность собственников объектов размещения отходов, а также лиц, во владении или в пользовании которых находятся такие объекты, проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на их территориях и в пределах их воздействия на окружающую среду. Порядок такого мониторинга должен быть установлен федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Согласно положениям ч. 6 ст. 23 указанного Федерального закона при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается. Во исполнение указанных норм постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 467 было утверждено Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее по тексту – «Положение»). В соответствии с п. 3 Положения, обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Следует обратить внимание, что требования к содержанию и форме подачи таких инструментальных измерений, а также виды используемых для их получения «технических средств и устройств с измерительными функциями», необходимость соответствия этих средств и устройств требованиям законодательства о единстве измерений Положением не установлены. Отсутствие данных сведений, с одной стороны, может повлечь многообразие форм представляемых результатов таких измерений, а с другой стороны, не должно служить основанием для отказа в их приеме уполномоченным органом. Учитывая, что согласно упомянутой выше норме ч. 3 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды должен проводиться не только на территориях самих объектов размещения отходов, но и в пределах их воздействия на окружающую среду, п. 4 Положения устанавливает, что и на территории данных объектов, и в пределах их воздействия должны соблюдаться нормативы качества окружающей среды, однако при этом Положением установлено, что соблюдение нормативов качества окружающей среды определяется в следующих местах отбора проб:
Таким образом, мы видим, что контроль за соблюдением указанных нормативов согласно Положению фактически должен осуществляться только на территории (по границам) объекта размещения отходов, а не по границам «пределов воздействия на окружающую среду» данных объектов. Вместе с тем в настоящее время нормативы качества окружающей среды устанавливаются не для всех компонентов природной среды и природных объектов, а для некоторых из них используются санитарно-эпидемиологические и иные нормативы и правила. П. 5 данного Положения устанавливает, что при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов. При этом остается неясным, какая территория в данном случае может признаваться «прилегающей к объекту размещения отходов», каковы ее границы и каким образом они могут быть определены. Лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, подготавливают Отчет о результатах проведения мониторинга, содержащий данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов. Отчет является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов. Необходимо отметить, что на данный момент нет ни формы указанного отчета, ни рекомендуемого перечня его разделов или документов, входящих в него, необходимых для анализа и оценки данных об объекте размещения отходов и принятия соответствующего решения о подтверждении или неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду данного объекта территориальными органами Росприроднадзора. Указанный отчет оформляется на бумажном носителе в 2 экземплярах, один из которых хранится у лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, а 2-й экземпляр отчета вместе с его электронной версией на электронном носителе и сопроводительным письмом в уведомительном порядке представляется ежегодно, до 15 января года, следующего за отчетным годом, в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов[1]. Положение допускает возможность представления отчета в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью. Поступившие документы подлежат регистрации в системе электронного документооборота и (или) на бумажном носителе в установленном порядке. Соответствующий территориальный орган Росприроднадзора должен в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, сопоставить изложенную в данном отчете информацию с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными им:
По результатам указанного сопоставления территориальный орган Росприроднадзора в недельный срок должен принять решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов и проинформировать об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте. П. 11 Положениясодержит «закрытый» и, соответственно, исчерпывающий перечень оснований для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов. К таким основаниям относятся:
Следует отметить, что принятие «решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов» территориальным органом Росприроднадзора по иным основаниям, нежели указаны выше, должно признаваться неправомерным и может быть обжаловано как в административном, так и в судебном порядке. Таким образом, освобождение от обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов размещения отходов (как собственников, так и иных лиц, во владении и пользовании которых данные объекты находятся), возможно лишь при условии подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду таких объектов в порядке, предусмотренном указанным Положением. Вместе с тем отсутствие правовой определенности в некоторых его нормах может повлечь необоснованный отказ в подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов территориальным органом Росприроднадзора, что потребует обоснованного обжалования указанного решения в административном или судебном порядке и, соответственно, дальнейшего правового сопровождения действий, связанных с таким обжалованием. [1]при этом Положением не определяется, в какой именно территориальный орган Росприроднадзора необходимо представлять данный отчет – либо в Департамент по соответствующему федеральному округу, либо в Управление по соответствующему субъекту РФ.
|
|
Прочитавших: 3389 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Кадровые изменения в Tax Compliance [757] Адвокатское бюро КИАП и девятилетний шахматист Роман Шогджиев объявили о долгосрочном сотрудничестве [744] VERBA LEGAL выступила юридическим консультантом ПАО «Ламбумиз» в рамках подготовки к IPO [692] VERBA LEGAL завершила сопровождение сделки по приобретению Уралхиммаша [647] VERBA LEGAL сопровождает создание совместного предприятия для экспорта российского зерна [334] |
|