|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
Обзор законодательства Казахстана в сфере регулирования лизинг воздушных судов
|
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАЗАХСТАНА 1. Существует ли в Казахстане специальное законодательство, регулирующее лизинг воздушных судов? Основными нормативно-правовымиактами, регулирующими вопросы лизинга воздушных судов, среди прочих, являются: · Конвенция о международных гарантияхв отношении подвижного оборудования(далее – «Кейптаунская конвенция») и Протоколпо авиационному оборудованию кКейптаунской конвенции; · Гражданский кодекс (Общаячасть) Республики Казахстан от 27 декабря 1994года и Гражданский кодекс (Особеннаячасть) Республики Казахстан от 01 июля 1999года (вместе именуемые «Гражданский кодекс»); · Закон Республики Казахстан «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» от 15 июля 2010 года; и · Правила государственнойрегистрации гражданских воздушных судовРеспублики Казахстан, прав на них, сделок с ними, атакже форм документов, удостоверяющих правана них,№8020от15октября2012года(далее–«Правила регистрации»). Следует отметить, что Кейптаунскаяконвенция вступила в силу для Республики Казахстанна основании Указа ПрезидентаРеспублики Казахстан № 559 от 25 марта 2008 года. Кейптаунская конвенция и Протокол кней были ратифицированы ЗакономРеспублики Казахстан № 29-Vот 5 июля 2012 года.Данный Закон содержит переченьзаявлений (оговорок)РеспубликиКазахстан,вотношении определенных положенийКейптаунской конвенции и Протокола к ней. РЕГИСТРАЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ 2. Можноли зарегистрировать иностранное воздушное судно в соответствующем реестре воздушных судов в Казахстане?Возможна ли эксплуатация казахстанской компанией воздушного судна, зарегистрированного в иностранном государстве? Да, иностранное воздушное судно может быть зарегистрировано в Реестре воздушных судов Казахстана (как указано далее). В соответствии с Правилами регистрации воздушное судно, чья взлетная масса не превышает сорока пяти с половиной тонн и находящееся во владении и пользовании казахстанского лизингополучателя / заемщика, подлежит регистрации в Государственном реестре (далее – «Реестр воздушных судов») Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (далее – «Уполномоченный орган»). Среди документов, необходимых для регистрации воздушного судна, контрагент (иностранное физическое или юридическое лицо) должен предоставить документ, подтверждающий исключение такого воздушного судна из реестра воздушных судов иностранного государства. Иностранное воздушное судно не может одновременно быть зарегистрировано в Реестре воздушных судов в Казахстане и реестре, который ведется в другой стране, например, в стране резидентства лизингодателя/ заимодателя. 3. Могут ли права иностранного лизингодателя и/или заимодателя (и/или права какого-либо лизингодателя и любого финансирующего банка, обладающих преимущественными правами) в отношении воздушного судна быть зарегистрированы в Реестре воздушных судов? Нет, права иностранного лизингодателя и/или заимодателя (и/или права какого-либо лизингодателя и любого финансирующего банка, обладающих преимущественными правами) в отношении воздушного судна не могут быть зарегистрированы в Реестре воздушных судов. В соответствии с Правилами регистрации в Реестре воздушных судов может быть зарегистрировано право собственности/владения только казахстанской компании. Регистрация права собственности/владения иностранного юридического лица (не казахстанского) не предусмотрена положениями Правил регистрации. 4. Необходимолиосуществлять какие-либоиныепроцедурыуведомления или регистрации для возникновенияили подтвержденияправнавоздушноесудно различныхсторон? При наступлении каждого изследующих событий потребуется внесение измененийв Реестр воздушных судов: · изменение собственника воздушного судна, произошедшее после первоначальной регистрации воздушного судна в Реестре воздушных судов; · изменение эксплуатанта воздушного судна, произошедшее после первоначальной регистрации воздушного судна в Реестре воздушных судов; и · изменение назначения воздушного судна. Лизингополучатель или заёмщик (влюбом таком качестве – «Контрагент»), врамках соответствующего договорализинга/займа, будучи юридическим лицом, учрежденнымили имеющим постоянное местонахождениев Казахстане, несёт ответственностьза предоставление необходимых документовв соответствиисПравиламирегистрациивцелях осуществления регистрации иливнесения изменений в Реестр воздушных судовпо любому из вышеперечисленных оснований. Контрагент несёт ответственностьза уведомление Уполномоченного органав течение одного календарного месяцапри наступлении любого из следующих событий: · изменение условий договора лизинга, произошедшее после первоначальной регистрации в Реестре воздушных судов; · возникновение залога или другого обременения в отношении воздушного судна, за исключением случаев, когда залогодержатель обратился зарегистрацией данного залога в Реестре воздушных судов; · выдача Контрагентом безотзывного полномочия на дерегистрацию ивывоз воздушного судна, за исключениемслучаев, когда за регистрацией такогобезотзывного полномочия обратился иностранный собственник (владелец) воздушного судна; и · чрезвычайное происшествие, пропажаили поломка воздушного судна. ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ РЕЕСТРА / БЕЗОТЗЫВНОЕ ПОЛНОМОЧИЕ 5. Может ли лизингодатель / займодатель осуществить дерегистрацию и исключение воздушного судна из Реестра воздушных судов без согласия Контрагента? Как долго обычно осуществляется дерегистрация воздушного судна из Реестра воздушных судов в Казахстане и получение экспортного сертификата летной годности? Да, лизингодатель/займодатель вправе дерегистрировать и исключить воздушное судно из Реестра воздушных судов без согласия Контрагента на основании следующих документов: · зарегистрированное Безотзывное полномочие (как определено ниже); и/или · зарегистрированный договор залога. Согласно Правилам регистрации дерегистрация (исключение изреестра) составляет 10 рабочих дней сдаты предоставления всех необходимых документов лизингодателем/заимодателемв Уполномоченный орган. Уполномоченный орган выдает свидетельство об исключениииз Реестра воздушных судов. После получения свидетельства обисключении судна из Реестра воздушныхсудов лизингодателю/заимодателю(представителю) необходимо обратиться вУполномоченный орган для получения экспортногосертификата летной годности. Уполномоченныйорган должен выдать экспортный сертификатв течение 10 календарных дней с даты предоставления всех необходимых документов. Экспортный сертификатлетной годности действителен в течение одного месяца с даты выдачи. 6. Можно ли будет в принудительном порядке применить доверенность, предоставляющую полномочия лизингодателю/ займодателю на дерегистрацию воздушного судна из Реестра воздушных судов и его вывоз из Казахстана, при наступлении случая неисполнения обязательств или других оснований прекращения договора лизинга? Доверенность на дерегистрацию воздушного судна из Реестра воздушных судов и его вывоз (далее – «Безотзывное полномочие») подлежит исполнению в Казахстане, если оно зарегистрировано в Уполномоченном органе[1]. В соответствии с зарегистрированным Безотзывным полномочием представитель уполномоченной стороны (лизингодателя/ заимодателя) является единственным лицом/ стороной, уполномоченным требовать дерегистрации воздушного судна из реестра и его вывоза из Казахстана. Данное лицо должно действовать на основании доверенности, выданной лизингодателем/заимодателем, а его действия должны быть ограничены полномочиями, указанными в Безотзывном полномочии. 7. Будет ли Безотзывное полномочие признаваться соответствующими государственными органами в Казахстане в целях дерегистрации воздушного судна из Реестра воздушных судов и его вывоза из Казахстана лизингодателем/займодателем? В соответствии с Правиламирегистрации Уполномоченный органудовлетворяет просьбу о дерегистрации воздушного суднаиз Реестра воздушных судов припредоставлении лизингодателем/заимодателем (его представителем) следующих документов: · заявление о дерегистрации установленной формы; · оригинал Безотзывного полномочия (зарегистрированного в Реестре воздушных судов) либо его нотариальную копию; · доверенность, выданную лизингодателем/заимодателем уполномоченному представителю; · копию паспорта уполномоченного представителя или копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (лизингодателя / заимодателя) или соответствующий эквивалент согласно законодательству страны регистрации; · сертификат, выданный международным реестром, подтверждающий, что все зарегистрированные международные гарантии, числящиеся в порядке очередности перед зарегистрированной гарантией уполномоченной стороны, были удовлетворены, либо письменное согласие · всех обладателей таких зарегистрированных международных гарантий на дерегистрацию и вывоз; · подтверждение письменного уведомления всех заинтересованных лиц о дерегистрации воздушного судна и его вывозе в случае, если дерегистрация заявлена по иному основанию, нежели чем на основании судебного акта; и · акт о снятии опознавательных знаков с воздушного судна и подтверждающие фотоснимки. ОБРЕМЕНЕНИЯ И ПРАВО НА ИЗЪЯТИЕ 8. Будет ли наличие любых неисполненных обязательств или неснятых обременений (например, в отношении неоплаченных сборов за посадку в аэропорту) служить препятствием для изъятия воздушного судна лизингодателем/заимодателем вследствие наступления случая неисполнения обязательства Контрагентом? В соответствии с заявлениями (оговорками) Республики Казахстан, согласно пункту 1(а) статьи 39 Кейптаунской конвенции, следующие внедоговорные требования или гарантии кредиторов в соответствии с законодательством Казахстана обладают приоритетом перед другими правами и гарантиями: · требования, связанные с заработной платой; и · требования, связанные с ремонтными работами. В соответствии с заявлениями(оговорками) Республики Казахстан согласно пункту1(b) статьи 39 Кейптаунской конвенции, ничтов Кейптаунской конвенции не может влиятьна право Республики Казахстан иликазахстанской государственной организации, межправительственной организацииили другого частного поставщика социальныхуслуг арестовывать или задерживать воздушное судно согласно законодательствуРеспублики Казахстан в оплату сумм,причитающихся таким организациям или поставщикамза услуги, относящиеся непосредственнок обслуживанию данного воздушного суднаили любого другого воздушного судна. СЛУЧАИ НЕИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 9. При прекращении лизинга воздушного судна по соответствующему договору лизинга в связи с возникновением случая неисполнения обязательств или по иной причине, вправе ли Контрагент изъять воздушное судно, дерегистрировать его и вывезти из Казахстана без получения соответствующих согласований, разрешений или лицензий от уполномоченных государственных органов в Казахстане? В соответствии с законодательством все права на воздушное судно и сделки с ним подлежат обязательной регистрации в Уполномоченном органе. Согласно Правилам регистрации договор лизинга с Контрагентом не считается прекращенным, пока соответствующая информация не была предоставлена и зарегистрирована в Уполномоченном органе. Обычно собственник воздушного судна может дерегистрировать исключить такое судно из соответствующего реестра без получения каких-либо государственных согласований, разрешений или лицензий, при условии, что отсутствует зарегистрированное безотзывное полномочие на дерегистрацию и вывоз воздушного судна (например, Безотзывное полномочие), выданное должником (Контрагентом) в соответствии со статьей XIII Протокола к Кейптаунской конвенции. Если к моменту расторжения договора лизинга лизингодатель/заимодатель имеет действительное и соответствующее законодательным требованиям Безотзывное полномочие (выданное Контрагентом и зарегистрированное в Уполномоченном органе), лизингодателю/заимодателю не должно быть отказано в изъятии и дерегистрации воздушного судна в Казахстане. Кроме того, как указано ранее, в случае наличия зарегистрированного Безотзывного полномочия, только уполномоченная сторона (или ее представитель) по такому Безотзывному полномочию сможет дерегистрировать воздушное судно из Реестра воздушных судов. Следует отметить, что уполномоченной стороне вместе с заявлением и иными документами необходимо будет также предоставить в Уполномоченный орган: · подтверждение, что все зарегистрированные международные гарантии, числящиеся в порядке очередности перед зарегистрированной гарантией уполномоченной стороны, были удовлетворены (в соответствии со статьей 39 Кейптаунской конвенции), либо письменное согласие всех обладателей таких зарегистрированных международных гарантий на дерегистрацию воздушного суда и его вывоз, и · подтверждение предварительного письменного уведомления всех заинтересованных сторон (не позднее, чем за десять рабочих дней) о дерегистрации воздушного судна и его вывозе (в случае, если такая уполномоченная сторона добивается дерегистрации и вывоза по иным основаниям, нежели чем на основании судебного акта). ЗАЛОГ ВОЗДУШНОГО СУДНА 10. Существует ли отдельный реестр залогов воздушного судна, в котором кредитор может установить приоритетность залога или обременения в отношении воздушного судна? Должен ли залог воздушного судна регулироваться нормами казахстанского права? Возможно ли при залоге воздушного судна по казахстанскому законодательству в качестве удовлетворения требований по неисполненным обязательствам получить вещное право на само судно или только удовлетворение из его стоимости в ходе продажи предмета залога? Будет ли такая продажа осуществляться лицом, назначенным судом? Да, залог воздушного суднаподлежит регистрации в Уполномоченноморгане. Данная регистрация обязательна в случае,если воздушное судно принадлежитКонтрагенту или эксплуатируется им, а взлетнаямасса судна составляет не более сорока пяти с половиной тонн (в случае эксплуатации). В соответствии с законодательством, залог воздушного судна должен регулироваться нормами казахстанского права в случае, если такое воздушное судно принадлежит казахстанскому юридическому лицу и/или зарегистрировано в Реестре воздушных судов. Процедура обращения взыскания на воздушное судно, являющееся предметом залога, должна регулироваться нормами Кейптаунской конвенции и Протокола к ней, в соответствии с которыми лизингодателю/заимодателю предоставляется вещное право на само воздушное судно. По общему правилу, казахстанское законодательство не предусматривает предоставления вещного права на предмет залога при его реализации. Удовлетворение требований осуществляется за счет стоимости предмета залога при его реализации. Реализация воздушного судна при обращении взыскания на предмет залога должна осуществляться в соответствии с положениями Кейптаунской конвеции и Протокола к ней, а не в соответствии с законодательством Казахстана. [1] При условии, что такое Безотзывное полномочие является безотзывным полномочием на дерегистрацию и вывоз воздушного судна (как данное понятие используется в соответствии со Статьей XIII Протокола Кейптаунской конвенции). Сания Перзадаева, Управляющий Партнер Юридической фирмы Unicase Сауле Дуйсенова, Старший Юрист Юридической фирмы Unicase |
|
Прочитавших: 4562 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости «Городисский и Партнёры» расширяет практику в области франчайзинга [870] |
|