|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
Эпоха цифровых технологий прочно вводит в повседневную жизнь казахстанцев, включая такие традиционно консервативные общественные отношения, связанные с банковским делом и медициной, обучение благодаря цифровым технологиям с каждым разом выходят на принципиально новые качественные уровни оказания услуг.
|
Примечательно, что цифровые технологии в государственном регулировании во многих странах уже прочно закрепили за собой статус «жизненно необходимого условия». Налоговый контроль не стал исключением. К примеру в США, Службой Внутренних Доходов (Internal Revenue Service) проводится пять основных программ (этапов) аудита из них два являются продуктом цифровых технологий. Первый этап – автоматизированная программа выявления занижения, машины которые просто сверяют сведения, указанные в декларациях и приложениях к декларациям. По результатам работы системы, налогоплательщики получают уведомления с поручением исправить недоработки своих деклараций (вписать определенные сведения, переписать отраженные данные и т. д.). Вторым этапом является проверка сведений, представленных налогоплательщиками на запросы Службы (Correspondence Examination). Следуя своему названию, в ходе этой программы Служба направляет письма с просьбой разъяснить определенные налоговые вопросы по декларациям, вызывающие в той или иной степени непонимание, например, вопросы по расходам, уничтожению имущества, уплаченным налогам, бизнес – расходам и т. д. Запрос от Службы обычно содержит сообщение, какая часть налоговой декларации налогоплательщика вызывает сомнение, и просит налогоплательщика направить подтверждающие документы. Доказательствами от налогоплательщика могут послужить письменные объяснения, отмененный чек и т.д. В ходе данной программы, Служба будет ждать пояснений от налогоплательщика до предоставления им пояснения, прежде чем потребовать от него внесения изменений в его налоговую отчетность. Казахстан старается быть ближе к мейнстриму и в Центрально-Азиатском регионе - первым экспериментирует с цифровыми технологиями в сфере налогового администрирования, апробируя электронные счета - фактуры. Законотворческая реализация инициативы электронных счетов- фактур не может быть названа однообразной. В 2016 году налоговое обязательство выписывать электронные счета – фактуры для определённых хозяйствующих субъектов было введено разными нормативными правовыми актами. Для первой группы [1] налогоплательщиков обязательство выписывать электронные счета – фактуры были введены в Налоговый Кодекс [2] отдельным законом.[3]Для второй группы налогоплательщиков введение налогового обязательства сдавать электронные счета-фактуры было представлено подзаконным актом (приказом) Министерства Финансов Казахстана [4].
Ратифицировав Законом Республики Казахстан от 12 октября 2015 года № 356-V ЗРК Протокол о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года, Казахстан стал полноправным членом этой организации, что одновременно породило ряд международных обязательств для нашей Республики. Одним из таких обязательств стало установление тарифов, предусмотренных Генеральным Соглашением по тарифам и торговле 1994 года, которые ниже Единого Таможенного Тарифа, установленного странами-партнерами Казахстана по Евразийскому экономическому союзу (далее «ЕврАзЭС») . В ходе переговоров в рамках ЕврАЗЭС было достигнуто принципиальное соглашение о том, что Казахстан сможет производить импорт товаров стран – участниц ВТО при условии, что наша страна обеспечит потребление такого товара исключительно на своей территории и разрешит вывоз таких товаров на территорию других государств-членов ЕврАзЭС только при условии доплаты таможенной стоимости по отношению к Единому Таможенному Тарифу. Такие положения были закреплены в ряде международных документов, в том числе в Протоколе о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза от 16 октября 2015 года (в тексте «Протокол»). Правительство выбрало введение налогового обязательства выписывать электронные счета фактуры для налогоплательщиков, импортирующих и торгующих товарами, прибывающими в рамках ВТО [5], как механизм выполнения своих международных обязательств по Протоколу. Примечательно, что обязательство по выписке электронных счетов-фактур было возложено путем внесения [6] в Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 9 февраля 2015 года № 77 «Об утверждении Правил документооборота счетов-фактур, выписываемых в электронной форме» (далее «Приказ № 77»), а не путем внесения соответствующих изменений в Налоговый Кодекс Казахстана [7]. В итоге, среди практикующих специалистов появилось и поддерживается очень интересное мнение. Налоговый кодекс Казахстана установил следующие положения о полномочиях Министерства Финансов как уполномоченного органа[8], в частности, уполномоченным органом устанавливается порядок документооборота счетов-фактур, выписываемых в электронной форме, в котором отражается следующее:
Налоговое законодательство неоднозначно в вопросе делегирования полномочий Министерства Финансов устанавливать новое налоговое обязательство для налогоплательщиков. Приказ №77 является нормативным подзаконным актом, который на момент своего принятия являлся производным нормативным актом[9] и определял только порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности[10]. Таким образом, имеется предположение, что положения Налогового Кодекса[11] не совсем гармонируют с положениями Приказа №77[12]. Правительством Казахстана предприняты меры по пресечению нарушения налогоплательщиками своего нового налогового обязательства по выписке электронных счетов - фактур. В частности, в Кодекс Республики Казахстан «Об административных нарушениях» была введена[13] ст.280-1 «Нарушение порядка выписки счетов-фактур». Статья 280-1. Нарушение порядка выписки счетов-фактур 1. Выписка плательщиком налога на добавленную стоимость при реализации товаров, работ, услуг получателю указанных товаров, работ, услуг счета-фактуры на бумажном носителе в нарушение требования налогового законодательства Республики Казахстан по выписке счета-фактуры в электронной форме -влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере тридцати процентов от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее двадцати месячных расчетных показателей, на субъектов среднего предпринимательства - в размере сорока процентов от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее тридцати месячных расчетных показателей, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти процентов от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее сорока месячных расчетных показателей. 2. Выписка плательщиком налога на добавленную стоимость счета-фактуры в электронной форме с нарушением срока, установленного налоговым законодательством Республики Казахстан - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере тридцати процентов от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее двадцати месячных расчетных показателей, на субъектов среднего предпринимательства - в размере сорока процентов от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее тридцати месячных расчетных показателей, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти процентов от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее сорока месячных расчетных показателей. Комментируя административную ответственность проще, наказывается либо выписка счета-фактуры на бумаге вместо электронной формы и несвоевременная выписка счета – фактуры в электронной форме. При этом административный штраф в последнем случае будет определяться для субъектов малого бизнеса как процент от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее двадцати месячных расчетных показателей. Обращаем внимание, что при несвоевременной выписке счета фактуры в электронной форме, счет - фактура на бумажном носителе не выписывается[14]. Таким образом, вне зависимости от суммы НДС по просроченноому электронному счету-фактуре, полагаем сумма штрафа будет всегда минимальной. В заключении хотелось бы обратить внимание предпринимателей на необходимость осуществлять следующие действия:
Артем Тимошенко, Партнер Юридической фирмы Unicase Айдар Масатбаев, Советник Юридической фирмы Unicase
[1]С 01.01.2016 экономический оператор как установлено в законодательстве Казахстана о таможенном деле, а c01.07.2016 года к нему присоединились таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенных складов. [2] Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года № 99-IV ЗРК (далее «Налоговый Кодекс РК»). [3]См. ст. 5 и 6 Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» от 3 декабря 2015 года № 432-V ЗРК [4]См. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 719 «О внесении изменений и дополнения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 9 февраля 2015 года № 77 «Об утверждении Правил документооборота счетов-фактур, выписываемых в электронном виде» вступил в силу с 1 января 2016 года. [5] Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 года № 59 «О перечне товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин». [6]Изменения внесены приказом Министра финансов РК от 29.12.15 г. № 719 (введен в действие с 1 января 2016 года) [7]См. п.п.2) ст. 11 Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 года № 54-III ЗРК [8]См. п. 1-2 статьи 263 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) [9]См. п.п.3) п.3 ст. 3 Закона РК Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-I «О нормативных правовых актах» утратил силу только 6 апреля 2016 года. [10]Там же [11]См. п. 1-2 статьи 263 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) [12]См. п 4-1 Приказа №77. [13]См. п.п. 4) п.3 ст. 1 Закон РК от 03.12.15 г. № 432-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» [14]См. например в случае п. 51-1 Приказа №77 [15] Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 года № 59 «О перечне товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин». |
|
Прочитавших: 5218 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости «Городисский и Партнёры» расширяет практику в области франчайзинга [870] |
|