|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
Главой Казахстана Н.А. Назарбаевым перед общественностью 5 мая 2015 года поручено Правительству рассмотреть возможность замены налога на добавленную стоимость на налог с продаж. Для того чтобы определить возможные налоговые риски в связи с возможным изменением, мы предлагаем сравнить эти концепции косвенных налогов.
|
Налог на добавленную стоимость. В соответствии с Европейской Комиссией, межгосударственной структурой, занимающаяся развитием государств-участников «Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой основной потребительский налог», ([1]) целью которого является обложение всех хозяйствующих субъектов, которые вовлечены в процесс изготовления и реализации товаров, оказания услуг (общий налог) и налог, которым облагаются потребители (потребительский налог).
Схематическое изображение взимания НДС:
Налог с продаж. Данный налог представляет собой процент дохода, налагаемого при ритейл продаже товаров или услуг, и носит характер именно налога на сделку. При этом налог с продаж может иметь каскадный характер, когда обязательство по уплате Налога с продаж несут все посредники (без права зачета как при НДС), либо обязательство по уплате налога с продаж несет только ритейлер, который реализовал товар непосредственно потребителю. В отличие от НДС, налогоплательщик Налога с Продаж перечисляет в бюджет всю сумму налога без какого - либо зачета. Каскадный и некаскадный типы налога с продаж.
Пример каскадного налога с продаж (НсП). При ставке НСП в 2%, компания – производитель ткани продает изготовленную им ткань по цене 100 тенге, при этом включает налог в товарную стоимость ткани для дизайнерского дома, который в итоге приобретает эту ткань по цене 102 тенге (100 тенге + 2 % НсП). Дизайнеры создают дизайн и шьют одежду, желая получить доход в 48 тенге чистыми без учета затрат на приобретение, поэтому цена дизайнерского дома на одежду без учета НсП составит 150 тенге (102 тенге (стоимость приобретении ткани) + 48 тенге), и ритейл магазин заплатит дизайнерам за одежду уже 153 тенге (150 тенге + 2%). Интерес ритейл магазина составляет 37 тенге и в итоге стоимость одежды в магазине ритейла без учета НсП составит 190 тенге (153 тенге + 37 тенге), но конечный потребитель приобретет ее за 193,8 тенге (190 тенге + 2%). В итоге в государственный бюджет будет перечислена сумма 8,8 тенге (2 тенге+3 тенге+3,8 тенге), что на самом деле составит 4,6% (8,8/190). Схематично это будет выглядеть следующим образом:
Некаскадный налог с продаж. Данный вид налога широко используется в США. У туристов впервые совершивших приобретение в магазинах – ритейлерах США всегда вызывало недоумение разница в цене между стоимостью, указанной на ценнике и суммой, предъявляемой к оплате. Причиной такой разницы является налог с продаж, который начисляется автоматически на кассе, увеличивая счет к оплате. Примечательно, что в отличии от своего каскадного аналога, налогоплательщиком является только хозяйствующий субъект, который осуществляет реализацию товара или услуги конечному потребителю. Данный налог не является федеральным и перечисляется в доход штата. Схематично это выглядит следующим образом:
Вместе с тем, для практической реализации некаскадного НсП, каждый штат США вводит обязанность регистрации хозяйствующих субъектов, реализующих товары или услуги конечным потребителям. Например, штат Мичиган[2] требует от физических и юридических лиц, реализующих материальную личную собственность - наличие лицензии по уплате НсП (salestaxlicence). При этом, субъекты, реализующие товары не конечным потребителям должны заявить об этом и получить соответствующий сертификат. Что же отличает Налог на Добавленную Стоимость от Налога с Продаж? Приведем основные, по нашему мнению, отличия: Территориальность. НДС: имеет характер территориального налога, в частности, продажа товара или оказание услуги нерезиденту пройдет без начисления НДС. НсП: чаще всего имеет характер «транзакционного налога» и будет начисляться нерезиденту. Оплата. НДС: оплата производится всеми плательщиками НДС от производителя до конечного потребителя. НсП: при некаскадном НсП, налог уплачивает ритейлер. Время поступления налога в бюджет. НДС: поступает в бюджет по частям, еще до того как будет произведена реализация конечному потребителю. НсП: поступает в бюджет только после реализации конечному потребителю. Сопроводительные документы. НДС: все стороны должны иметь счета – фактуры, выданные поставщиками для обоснования зачета по НДС, применения ставки НДС «0» или необлагаемых оборотов по НДС. НсП: при некаскадном НсП, продавцы продающие товары не конечным потребителям должны иметь на руках сертификаты своих клиентов. Время поступления налога в бюджет. НДС: поступает в бюджет по частям, еще до того как будет произведена реализация конечному потребителю. НсП: поступает в бюджет только после реализации конечному потребителю. Сопроводительные документы. НДС: все стороны должны иметь счета – фактуры, выданные поставщиками для обоснования зачета по НДС, применения ставки НДС «0» или необлагаемых оборотов по НДС. НсП: при некаскадном НсП, продавцы продающие товары не конечным потребителям должны иметь на руках сертификаты своих клиентов. [1]См. Alan Schenk, Oliver Oldman “Value added tax: a comparative Approach” Cambridge University Press 2007 [2]http://www.michigan.gov/taxes/0,4676,7-238-43519_43529-155505--,00.html
Артем Тимошенко, Партнер Юридической фирмы Unicase Айдар Масатбаев, Советник Юридической фирмы Unicase |
|
Прочитавших: 19937 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости «Городисский и Партнёры» расширяет практику в области франчайзинга [870] |
|