Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

Особенности правовой охраны коммерческой тайны в Китае

 

Прежде чем рассматривать особенности правовой охраны коммерческой тайны в Китае, для сравнения, рассмотрим, что понимается под «коммерческой тайной» и каков режим ее защиты в Российской Федерации.

02.02.2017Компания "Зуйков и партнеры", www.zuykov.com
      

В России правовой режим коммерческой тайны определяется специальным федеральным законом [Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ]Коммерческая тайна, в соответствии со ст. 3 Закона, это «…режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду…». Информация, составляющая коммерческую тайну, - «…сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайн.»

Таким образом, для охраны коммерческой тайны в России необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Сведения, которые составляют коммерческую тайну, должны иметь определенную коммерческую ценность, в том числе, потенциальную, в силу своей неизвестности третьим лицам.
  2. У третьих лиц должен отсутствовать свободный доступ к этим сведениям.
  3. Обладателем таких сведений должны быть предприняты определенные действия по их охране – введен режим коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны, в свою очередь, предполагает следующие меры:

  • определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  • ограничение доступа к такой информации путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  • учет лиц, получивших доступ к такой информации/лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  • регулирование отношений по использованию такой информации (на основании трудовых и гражданско-правовых договоров);
  • использование грифа «коммерческая тайна» на материальных носителях либо в составе реквизитов документов, содержащих соответствующую информацию.

При выполнении указанных выше условий, обладатель сведений, составляющих коммерческую тайну, вправе защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав. В свою очередь, незаконным является получение соответствующей информации «…с умышленным преодолением принятых обладателем информации … мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.»

Нарушение положений ФЗ «О коммерческой тайне» влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Как мы понимаем, под коммерческой тайной могут пониматься, среди прочего, сведения об объектах интеллектуальной собственности. Часто возникают ситуации, когда коммерческая тайна одновременно является охраноспособным результатом интеллектуальной деятельности. В этой ситуации обладателю информации предстоит выбрать: раскрыть информацию и получить патент - гарантированную защиту своих прав на установленное законом ограниченное время, либо же оставить эту информацию в тайне – но на потенциально бесконечный срок. Однако, при выборе второго варианта возникает вполне реальный риск утечки информации, ее стремительного дальнейшего распространения при существенном снижении возможностей защиты прав (в отличие от первого варианта – получения патента). В Российской Федерации из-за этого противоречия многие компании не патентуют свои технические решения, чтобы не обеспечивать доступ к этой информации конкурентам. Данное противоречие относят к очень существенным недостаткам российского законодательства в этой сфере.

Существуют ли такие же проблемы в Китае, и насколько отличается режим правового регулирования охраны коммерческой тайны в КНР?

Авторы, исследующие эту тему, прежде всего, отмечают, что инновации необходимы для поддержания стремительного экономического роста Китая, а для развития инноваций нужны эффективные механизмы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и охраны коммерческой тайны.

Законодательство о защите коммерческой тайны было принято в Китае более двадцати лет назад, и оно продолжает развиваться, точно так же как развивается судебная практика по рассмотрению связанных с этим вопросом дел, однако, как и в России, эффективность соответствующих правовых институтов в Китае часто ставится под сомнение.

Само понятие «коммерческой тайны» появилось в Китае только в 1980-х годах. В силу особенностей политической системы, в государстве поощрялся обмен результатами исследований и технологиями между организациям. Следовательно, концепция коммерческой тайны стала, в первую очередь, распространяться в компаниях, участвующих в международных сделках с иностранными предприятиями. Только к 1993 г. были закреплены гражданско-правовые основы защиты коммерческой тайны, а к 1997 г. – введены уголовные санкции за незаконное получение и разглашение соответствующей информации.

Китайское законодательство определяет «коммерческую тайну» как «техническую или операционную (организационную) информацию», которая: неизвестна (недоступна) «общественности», которая способна предоставить обладателю таких сведений некоторые экономические преимущества,  которая имеет практическую применимость, и в отношении которой обладатель таких сведений принял меры по их защите.

Понятие «неизвестности (недоступности) для общественности» трактуется судами, как ситуация, когда информация, составляющая коммерческую тайну, в целом, неизвестна широкой общественности либо доступ к ней специалистов затруднен. К информации, которая по умолчанию доступна общественности, относят т.н. «common knowledge» (общеизвестную информацию) или «common practice» («всеобщую практику»), а также информацию, которая была намеренно раскрыта для общественности. Это также могут быть сведения о характеристиках товара, которые третье лицо может непосредственно наблюдать или же рассчитать на основании непосредственного восприятия продукции, выпущенной на рынок.

Законодательство Китая содержит перечень действий, которые представляют собой нарушение прав обладателя коммерческой тайны. Во-первых, доступ к коммерческой тайне не может быть получен путем воровства, обещания прибыли, принуждения или другими незаконными средствами. Во-вторых, лицо не может раскрывать, использовать или позволять другим лицам использовать сведения, составляющие коммерческую тайну, которые были получены указанными выше незаконными способами. В-третьих, коммерческая тайна, доступ к которой был предоставлен лицу на законных основаниях, не должна раскрываться либо использоваться этим лицом либо какими-либо иными лицами – в нарушение своих обязательств, в том числе по договору. В-четвертых, лицо не может получать, использовать или раскрывать информацию, составляющую коммерческую тайну, если ему известно, что ее получение связано с одним из вышеуказанных типов правонарушений.

На практике, эти виды нарушений можно свети к трем видам ситуаций: когда лицо незаконным образом получает и использует информацию, относящуюся к коммерческой тайне его конкурента; когда лицо нанимает на работу бывшего сотрудника конкурента, которому был предоставлен доступ к коммерческой тайне; когда соответствующая информация, доступ к которой предоставлен лицу на законных основаниях, используется этим лицом незаконным образом. Две последние ситуации – самые распространенные.

В отличие от РФ, в Китае, для того, чтобы незаконное использование или разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, было признано преступлением и влекло уголовно-правовые санкции, у него обязательно должны быть негативные последствия. Если такое нарушение приводит к «существенным убыткам» для обладателя соответствующей информации, то нарушитель может подвергнуться тюремному заключению сроком до трех лет и/или штрафу. Если обладатель коммерческой тайны несет убытки «в особом крупном размере», может быть назначен срок тюремного заключения от трех до семи лет. «Существенными убытками» считаются убытки на сумму более 500 000 юаней. Убытки «в особо крупном размере» - от 2,5 миллиона юаней.

К настоящему моменту судами Китая рассмотрено более тысячи дел по вопросам нарушения режима коммерческой тайны. Гражданско-правовые дела, в основном, слушаются в судах более развитых прибрежных районов, уголовно-правовые – более равномерно распределены по всей территории Китая. Конечно, уровень рассмотрения этих дел повышается вместе с развитием законодательства, юридической техники, специальных процедур, методов доказывания. Однако, в сравнении с другими делами, связанными с охраной интеллектуальной собственности, процент выигранных истцами дел гораздо ниже.

Один из проблемных вопросов в судебном разбирательстве по факту незаконного использования и разглашения коммерческой тайны – кто несет бремя доказывания? Некоторые исследовали предполагают, что это должен быть истец: на него эта обязанность возлагается по умолчанию. Однако, для установления наличия коммерческой тайны необходимо доказать, что доступа к соответствующим данным у «общественности» не было. То есть необходимо доказать отсутствие доступа. Но ведь гораздо проще доказывать нечто существующее, а не отсутствующее: доступа, а не его отсутствия, и в этом случае бремя доказывания наличия доступа, следуя логике, должна перейти к ответчику.

Это несовершенство законодательства было в последнее время по большей мере устранено. Бремя доказывания по-прежнему лежит на истце, однако стандарты доказывания были существенно снижены. Если истец может показать суду, как данная информация разрабатывалась, какие меры он принял, чтобы сохранить эту информацию в тайне, и какими характеристиками, позволяющими отнести ее к разряду конфиденциальной, обладает эта информация, то, скорее всего, суд признает, что открытого доступа к этой информации у общественности не было. Естественно, если ответчик не докажет обратное.

Следующим встает вопрос: что понимать под мерами, предпринятыми для установления режима охраны коммерческой тайны? При рассмотрении дела, истцу необходимо убедить суд, что принятые меры были достаточными, и тут, как правило, возникают проблемы. Развивающаяся судебная практика позволила сфокусироваться на двух вопросах. Первое: выражают ли эти меры явным образом намерение обладателя информации сохранить ее в тайне? В этом отношении обладатель информации должен не только выразить такое намерение путем соглашений или корпоративной политики, но и также определить конкретные сведения, которые должны оставаться строго конфиденциальными. Второй вопрос: являются ли эти меры эффективными и «соответствующими»? Эффективные меры должны препятствовать законному получению третьими лицами конфиденциальной информации, без нарушения каких-либо договоров либо локальных нормативных актов. Например, недостаточно проставить на документе гриф «конфиденциально», должны также использоваться механизмы контроля за распространением информации, обучение сотрудников, аудит, чтобы обеспечить следование всех сотрудников компании корпоративной политике.

Далее, как только было установлено наличие коммерческой тайны и режима ее охраны, истцу предстоит доказать факт нарушения этого режима ответчиком. Это самый сложный этап, поскольку на практике прямые доказательства нарушения получить практически невозможно. Вследствие этого бремя доказывания частично переходит на ответчика: если обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, сможет доказать, что ответчик обладает сведениями, которая существенным образом сходна с его коммерческой тайной, и у него был доступ к этим сведениям, тогда ответчику предстоит доказывать, что он получил доступ к коммерческой тайне законно. В сложных ситуациях, когда информация, составляющая коммерческую тайну, является технической или узко специализированный, в судебном разбирательстве прибегают к заключениям экспертов.

Сложность в получении доказательств часто вынуждает потерпевших инициировать уголовные дела вместо гражданско-правовых, поскольку, если дело принято к рассмотрению в рамках уголовного судопроизводства, шансы на получение доказательств (с участием правоохранительных органов) существенно возрастают.

Актуальным для Китая остается также вопрос эффективности приведения вынесенных судебных решений в исполнение.

Как мы видим, в правовом регулировании охраны коммерческой тайны в Китае имеются пробелы и противоречия. Поэтому часто звучат мнения о необходимости провести соответствующие реформы, которые позволили бы достичь баланса между охраной коммерческой тайны и свободой вести предпринимательскую и инновационную деятельность без неоправданного риска быть втянутым в судебные разбирательства. В любом случае, как законодательство, так и судебная практика в этом направлении достаточно активно развиваются, что дает надежду, что будут найдены новые юридические средства решения сложнейших вопросов, связанных с охраной коммерческой тайны,  и эффективность ее правовой защиты вырастет.

 


 

Прочитавших: 5502

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

Кадровые изменения в Tax Compliance  [907]

Адвокатское бюро КИАП и девятилетний шахматист Роман Шогджиев объявили о долгосрочном сотрудничестве  [890]

VERBA LEGAL сопровождает создание совместного предприятия для экспорта российского зерна  [728]

При участии АБ ЕПАМ в Санкт-Петербурге прошла церемония открытия памятника выдающемуся русскому адвокату Владимиру Спасовичу  [725]

«Городисский и Партнёры» расширяет практику в области франчайзинга  [532]