Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

Почему товарный знак нужно регистрировать в том виде, в котором он будет использоваться?

 

Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Для обеспечения правовой охраны обозначения, которое вы планируете использовать в качестве товарного знака, необходимо его зарегистрировать в Роспатенте – Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, подав заявку.

09.02.2017Компания "Зуйков и партнеры", www.zuykov.com
      

Вроде бы все достаточно просто, но дело в том, что компании и ИП часто используют разные обозначения – больше, чем одно – для индивидуализации производимых ими товаров или оказываемых услуг. Если их обозначение комбинированное, содержит и словесный, и изобразительный элемент, они могут использовать как весь знак в целом, так и отдельно картинку, и отдельно – слово. Также распространена ситуация, когда заявители планируют использовать несколько модификаций одного и того же знака: в разных цветах, прибегая к различным шрифтам, транслитерируя его с кириллицы на латиницу (или наоборот) и т.п.

Как и любой участник конкурентного рынка, каждый из заявителей задумывается, можно ли, например, подать одну заявку, сократив таким образом расходы, но при этом обеспечить правовую охрану своему обозначению во всех возможных вариантах, даже в тех, которые будут разрабатываться и использоваться позднее?

И в теории, и на практике ответ на данный вопрос заключается в универсальной рекомендации: товарные знаки следует регистрировать в том виде, как вы их используете. То есть, количество заявок должно соответствовать количеству вариантов обозначения, которые Вы используете и/или планируете использовать. Данная рекомендация основана на положениях российского законодательства, связанных, в первую очередь, с досрочным прекращением правовой охраны товарных знаков.

В соответствии со ст. 1486 ГК РФ («Последствия неиспользования товарного знака»), «Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования может быть подано заинтересованным лицом в арбитражный суд по истечении указанных трех лет при условии, что вплоть до подачи такого заявления товарный знак не использовался.» В соответствии с п. 2 данной статьи, использованием товарного знака является «…использование товарного знака с изменением его отдельных элементов, не меняющим существа товарного знака и не ограничивающим охрану, предоставленную товарному знаку». ["Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ].

Бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе.

Как мы видим, российским законодательством провозглашен принцип обязательного использования зарегистрированного товарного знака как условие сохранения исключительных прав на него. Данное требование вполне обосновано: оно пресекает возможности злоупотребления регистрацией знаков, «монопольного» присвоения того или иного обозначения без намерения его использовать в реальной хозяйственной деятельности, а также способствует «удалению» «отмерших» знаков. Этот механизм снимает препятствие для заявителей, которые действительно готовы производить и реализовывать товары и услуги под тождественными/сходными обозначениями.

В рамках настоящей статьи особое внимание следует уделить понятию «использование товарного знака с изменением его отдельных элементов». Часто высказывается мнение, что понятие «товарный знак с изменениями отдельных его элементов, не меняющими существа товарного знака» является синонимом понятия «обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком», но законодательство и практика не содержат однозначного подтверждения данного вывода.

В любом случае, если исходить из этой предпосылки, то в соответствии с Правилами Роспатента, «…Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия». Для определения сходства используется большое количество критериев: для словесных товарных знаков это звуковое сходство, семантика, графическое исполнение, для изобразительных знаков – внешняя форма, симметрия, вид и характер изображения, цветовое сочетание и др. (Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков) [Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации  от  20 июля 2015 №  482]),

Самое важное, что указанные признаки могут учитываться как в сочетаниях, так и каждый в отдельности. Любой из них может иметь решающее значение.

Рассмотрим такую характеристику знака, как цвет. Если знак используется в нескольких цветовых сочетаниях, стоит ли подавать несколько заявок на каждое такое сочетание или же достаточно одной, «черно-белой»?

Дело в том, что существует определенный стереотип, подкрепленный отдельными примерами практики Роспатента, что объем охраны у черно-белого обозначения шире, чем у цветного, и что заявлять товарный знак в цвете нужно лишь в том случае, если его цвета придают особую оригинальность обозначению и изменение цветовой гаммы при использовании не предполагается. Однако, позиция экспертизы в этом отношении непостоянна, поэтому всегда есть определенные риски. Не только в теории, но и на практике цвет оказывает значительное, иногда решающее влияние на восприятие обозначения потребителями, иногда он играет даже более «весомую» роль, чем очертания изобразительного элемента. Именно поэтому если знак зарегистрирован в черно-белом исполнении, существует вероятность, что использование знака в цвете может не доказать использования зарегистрированного черно-белого знака, и наоборот. При регистрации товарного знака в черно-белом исполнении правовая охрана предоставляется ему именно в черно-белом варианте.

Точно такая же ситуация – с остальными характеристиками товарного знака. Использование модификации зарегистрированного товарного знака не служит однозначным доказательством использования этого знака.

Выбор вариантов Вашего обозначения для регистрации важен не только в вопросах доказывания использования, но и в вопросах получения охраны вашего обозначения, а также для пресечения недобросовестной конкуренции. Если Вы зарегистрировали знак в одном виде, а используете его по-другому, данное новое, фактически используемое обозначение формально не имеет правовой охраны. Как мы видим, риск удваивается.

Итак, подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что регистрировать товарный знак нужно в том виде, в котором вы его используете или планируете использовать. Да,  законодательство не запрещает использование обозначения с незначительными изменениями, но не будет ли какое-либо иное исполнение товарного знака квалифицировано в качестве изменения, влияющего на его восприятие и создающие риски аннулирования? Вполне возможно, что будет.

Поэтому, в идеале, каждое решение – это отдельная заявка. Расходы на регистрацию, увеличатся, но они себя окупят в долгосрочной перспективе, учитывая, насколько часто арбитражными судами применяется ст. 1486 ГК РФ. В случае ограниченности средств на регистрацию, мы рекомендуем выбрать и зарегистрировать приоритетное исполнение (или несколько), тогда в случае возникновения спорных ситуаций у Вас не будет проблем с доказыванием использования Ваших обозначений, и Вы не рискуете лишиться своих исключительных прав.

 


 

Прочитавших: 8773

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

Кадровые изменения в Tax Compliance  [907]

Адвокатское бюро КИАП и девятилетний шахматист Роман Шогджиев объявили о долгосрочном сотрудничестве  [890]

VERBA LEGAL сопровождает создание совместного предприятия для экспорта российского зерна  [728]

При участии АБ ЕПАМ в Санкт-Петербурге прошла церемония открытия памятника выдающемуся русскому адвокату Владимиру Спасовичу  [725]

«Городисский и Партнёры» расширяет практику в области франчайзинга  [532]