|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
Эффективная защита товарных знаков – обозначений, используемых для индивидуализации товаров и услуг, – одна из составляющих успеха бизнеса при расширении его на рынки Китая. Предпринимателям, которые инвестируют достаточное количество средств и времени в построение репутации собственной компании, необходимо предпринять все меры, чтобы с юридической точки зрения защита их бренда в КНР не имела «слабых мест».
|
В первую очередь, необходимо помнить, что китайское законодательство основано на принципе регистрации знака того заявителя, который подал заявку первым. Таким образом, регистрировать товарные знаки в Китае нужно до начала ведения там какой-либо коммерческой деятельности с их использованием, так чтобы избежать отказа в регистрации из-за наличия тождественных/сходных знаков и обозначений, зарегистрированных/заявленных третьими лицами, в том числе (и достаточно часто) недобросовестно. Причем подавать заявку нужно как можно раньше, поскольку процесс регистрации занимает до 18 месяцев, а правовая защита предоставляется знаку только по факту выдачи свидетельства. Для установления конвенционного приоритета по дате подачи заявки в иностранном государстве действует стандартный 6-месячный срок, так как Китай является участником Парижской конвенции. Товарный знак в Китае, как и в остальных государствах, - это обозначение, основная цель которого – индивидуализировать товары и/или услуги конкретного производителя. Для того чтобы быть зарегистрированным, заявляемое обозначение должно соответствовать «стандартным» критериям охраноспособности: не представлять собой и не содержать обозначения, тождественные/сходные с государственной символикой, не носить дискриминационного характера, не вводить потребителей в заблуждение касательно производителя и/или заявленного перечня товаров/услуг и др. Товарный знак должен обладать различительной способностью. И, конечно, регистрации товарного знака будет препятствовать наличие тождественных/сходных знаков, зарегистрированных/поданных на регистрацию ранее в отношении однородных товаров и (или) услуг. Получить правовую охрану товарного знака на территории Китая можно двумя способами: путем подачи национальной заявки в ведомство Китая либо международной заявки по Мадридской системе, которая функционирует в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков 1989 г. Мадридская система предоставляет заявителям возможность охраны товарного знака в нескольких государствах-членах Мадридского союза путем подачи одной заявки непосредственно в национальное ведомство по товарным знакам своей страны. Срок действия исключительных прав на товарный знак. Как национальная, так и международная регистрация действуют в течение 10 лет и могут продлеваться неограниченное количество раз, каждый раз на 10 лет. Ходатайство о продлении должно быть подано в течение полугода до истечения срока действия знака. Также возможно продление данного срока еще на 6 месяцев. Если в течение этого времени знак не будет продлен, его правовая охрана будет прекращена. Язык заявки. При использовании международной системы, заявка может быть составлена на английском, французском или испанском языках, однако национальная заявка может быть составлена только на китайском языке. Процесс регистрации и объем правовой охраны. В теории, разницы между объемом правовой охраны товарного знака, предоставленной в результате подаче национальной или же международной заявки, нет. Существуют очевидные преимущества подачи международной заявки: в первую очередь, это сокращение расходов, поскольку при подаче национальной заявки иностранные компании должны прибегать к услугам китайских поверенных. Кроме того, процесс регистрации в Китае по международной процедуре занимает меньше времени (при отсутствии предварительных отказов), нежели чем в случае подачи национальной заявки. Однако, есть некоторые практические соображения в пользу национальной заявки. В результате успешной регистрации товарного знака по национальной процедуре вы получите свидетельство на товарный знак на китайском языке, что особенно полезно, если вы решите предпринимать какие-то активные действия по защите и оспаривании исключительных прав на территории Китая. Наличие сертификата на китайском значительно упростит и ускорит процесс взаимодействия с местными властями. Если у вас есть только международная регистрация, вам потребуется отдельно обращаться в китайское ведомство для удостоверения наличия у вас прав по международной регистрации, и этот процесс может занять до 3 месяцев. В Китае принята Международная классификация товаров и услуг, однако, в отличие от других государств, помимо деления на классы, в Китае используется также деление на подклассы. Товары и услуги в подклассах считаются тождественными либо однородными. При регистрации товарного знака важно, чтобы в перечне содержались позиции из каждого подкласса, в которых содержатся товары и услуги, имеющие (потенциально имеющие) какое-либо отношение к вашему бизнесу. Также рекомендуется включать в перечень позиции из каждого подкласса, образующего интересующий вас класс, даже если они связаны с вашей деятельностью совсем отдаленно. Это не позволит вашим конкурентам недобросовестно зарегистрировать тождественный или сходный знак в не охваченном вами подклассе и негативно повлиять на репутацию вашего бренда. Также интересно отметить особенности правовой охраны «общеизвестных» товарных знаков в Китае. В России по заявлению правообладателя, поданному в Роспатент, его товарный знак может быть признан общеизвестным в Российской Федерации, если он «в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя». Правовая охрана предоставляется общеизвестному товарному знаку на основании решения Роспатента, и знак вносится в специальный Перечень общеизвестных товарных знаков. В Китае ситуация совсем иная. Добиться признания за товарным знаком статуса общеизвестного правообладатель может только в ходе оппозиции либо судебного разбирательства. Не существует официального реестра общеизвестных товарных знаков, и признание за ними такого статуса происходит в каждом конкретном случае и в каждом конкретном деле – индивидуально, административными либо судебными органами власти. Существуют только два основания, которые позволяют ходатайствовать о признании товарного знака общеизвестным: вероятность смешения либо введение потребителей в заблуждение. Как только судебный или административный орган Китая признает, что товарный знак является общеизвестным, и вынесет решение в пользу его правообладателя, то правообладатель может использовать это решение по конкретному делу в будущих разбирательствах для получения определенных преимуществ: например, он сможет требовать более высокой компенсации при незаконном использовании его товарного знака каким-либо другим лицом, а также будет иметь «под рукой» весомый аргумент об общеизвестности при подаче протестов в заявки иных лиц на тождественные/сходные обозначения. Несмотря на возможности такой процедуры, правообладателям, особенно иностранным, очень сложно добиться присвоения их товарным знакам статуса общеизвестного. L’Oreal и Gillette это удалось, а вот Louis Vuitton – нет. Очень остро в Китае встает вопрос недобросовестной регистрации товарных знаков. Большому количеству иностранных заявителей не удается зарегистрировать свои знаки в Китае, поскольку они обнаруживают, что тождественные/сходные знаки уже зарегистрированы на имя какого-либо другого лица. Очень часто такие регистрации осуществляются исключительно с целью продать знак иностранной компании по завышенной цене. В любом случае, торговля товарными знаками в Китае законна и чрезвычайно развита: в Китае существует разработанная онлайн-платформа для продажи товарных знаков, функционирование которой одобрено китайскими властями. Недобросовестные регистрации очень ограничивают возможности иностранных компаний вести бизнес в Китае, выходить на Китайский рынок или даже вывозить товары из Китая, поскольку недобросовестный владелец товарного знака может добиться осуществления таможенных процедур, так чтобы любые товары, маркированные им, останавливались на границе и не покидали территории государства. Борьба с недобросовестной регистрацией в Китае очень осложнена из-за того, что в КНР товарные знаки (за исключения тех, которые все-таки были признаны общеизвестными), по сути, не имеют защиты, если они не зарегистрированы, и достаточно сложно что-то сделать с уже зарегистрированным знаком, поскольку регистрация – это формальный процесс, который часто не сопровождается исследованием рынка и возможностями введения потребителей в заблуждение в результате регистрации. Однако, предпринимателям следует все же пытаться защитить свои права, нежели смириться с существованием недобросовестно зарегистрированных знаков, которые настолько сильно ограничивают их возможности вести бизнес в Китае. Конечно, потребуется собрать большое количество доказательств, но доводы о «недобросовестной регистрации» становятся все более весомыми в китайских судах, и в случае очевидной недобросовестности, все судебное производство может занять от 6 месяцев – достаточно короткий срок. В любом случае, необходимо постоянно отслеживать такие недобросовестные регистрации. Китайские компании в сфере интеллектуальной собственности оказывают услуги мониторинга для своих клиентов, отслеживая подачу заявок на тождественные/сходные товарные хаки. Поскольку такие знаки могут подаваться на китайском, очень рекомендуется, чтобы мониторинг проводился носителями языка. Также необходима помощь китайских поверенных при определении возможности препятствовать регистрации таких знаков.
Одним из способов бороться с недобросовестными владельцами знаков является инициирование досрочного прекращения правовой охраны в связи с неиспользованием. Как и в других государствах, китайское законодательство накладывает на правообладателя знака обязанность использовать этот знак после его регистрации. Если товарный знак не используется на протяжении 3-х лет, его правовая охрана может быть досрочно прекращена.
Суммируя все вышеизложенное, можно дать следующие советы касательно регистрации и защиты товарных знаков в Китае:
1. Подавать заявки на товарные знаки в Китае желательно как можно раньше, и при составлении перечня необходимо учитывать характерное для Китая деление классов на более мелкие подклассы.
2. Лучше стараться регистрировать знак для максимального количество товаров/услуг, даже отдаленно связанных с деятельностью заявителя, обязательно добавляя в перечень позиции, связанные с продажей, рекламой, упаковкой товара.
3. Необходимо регистрировать в Китае как исходные знаки, получившие известность в стране регистрации компании и/или в мире, так и знаки на китайском языке, специально адаптированные для Китая так, чтобы избежать регистрации сходных знаков конкурентами, а также обеспечить стабильную основу для продвижения вашего бренда в Китае и создания необходимой репутации у потребителей
4. Для некоторых обозначений можно пытаться создать несколько «слоев» защиты. Особенно это касается объемных обозначений, которые также можно защитить, получив патент на промышленный образец.
5. Если единственный способ получить правовую охрану вашему обозначению в Китае - это его покупка, лучше контактировать с продавцом знака через китайского агента – это поможет снизить цену.
6. Для достижения оптимального результата, можно использовать несколько способов защиты прав: административную процедуру, гражданско-правовое разбирательство или даже уголовное преследование. |
|
Прочитавших: 4944 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Кадровые изменения в Tax Compliance [907] Адвокатское бюро КИАП и девятилетний шахматист Роман Шогджиев объявили о долгосрочном сотрудничестве [890] VERBA LEGAL сопровождает создание совместного предприятия для экспорта российского зерна [728] «Городисский и Партнёры» расширяет практику в области франчайзинга [531] |
|