Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

Что такое патентный ландшафт, кому и для чего он нужен?

 

Патентный ландшафт – это информационно-аналитическое исследование патентной документации, показывающее в общем виде патентную ситуацию в определенном технологическом направлении либо в отношении патентной активности субъектов инновационной сферы с учетом временной динамики и территориального признака: страны, региона или в мировом масштабе.

22.12.2017Компания "Зуйков и партнеры", www.zuykov.com
      

Для того чтобы лучше понять для чего нужен патентный ландшафт, рассмотрим пример из жизни. Предприниматель в разгар развития своего бизнеса по производству массажеров подал заявки на изобретение в РФ и Европу. Но совершенно не подумал о том, что реализовывать свою продукцию будет и в других странах. Его массажер стал очень популярным в США. В виду огромного спроса у предпринимателя молниеносно стали появляться на рынке конкуренты с аналогичными предложениями. Таким образом, в виду отсутствия у предпринимателя патента в США, его быстро потеснили конкуренты, отбив огромную часть рынка.

            Какую ошибку совершил предприниматель?

Во-первых, если заявителю трудно решить, в каких странах оформлять патент на изобретение, то не стоит подавать заявку в одну или две страны. Если заявитель является гражданином Российской Федерации, то вначале ему необходимо подать заявку на изобретение или полезную модель в РФ, а следом подать международную заявку по процедуре PCT, которая предоставит возможность перевести ее в любые выбранные страны из 152 стран, заключивших Договор о патентной кооперации, который помогает заявителям патентовать свои технические решения не только во многих странах, но и содействует патентным ведомствам в принятии решений о выдаче патента и облегчает доступ публики к технической информации, касающейся изобретений. Подавая одну международную патентную заявку по процедуре РСТ, у заявителя появляется не 12 месяцев конвенционного приоритета, а 30-31 месяц (в зависимости от страны) для принятия решения об интересующих его странах для дальнейшего патентования.

            Во-вторых, чтобы принять правильное решение, необходимо изучить и описать патентную ситуацию для конкретной технологии в определенной стране, определенном регионе или на глобальном уровне, т.е выполнить  «патентный ландшафт».

Патентный ландшафт начинается с поиска патентной информации об уровне техники в отношении интересующей исследователя технологии на основе подходящих баз данных патентов. На следующем этапе результаты исследования анализируются для разрешения конкретных вопросов, например, для выявления информации о том, «кто и что делает? что и где регистрируется?» или в сфере разработок (инновационные тренды, круг решений для какой-то технической проблемы, соавторство). Необходимым компонентом любого отчета о патентном ландшафте является визуализация его результатов, способствующая их пониманию, а также определенные выводы или рекомендации, основанные на материале, полученном в ходе поиска патентной информации и ее анализа.

Таким образом,  создание патентного ландшафта и патентного исследования позволит предпринимателям ориентироваться правильно в своих разработках и инновационных технических решениях. То есть понимать, где наибольшая активность рынка, где его монополизация, а где вообще есть отсутствие патентов, что в дальнейшем поможет им сделать правильный выбор.

Визуализация патентного ландшафта обеспечивает наглядное решение таких вопросов, как:

1. Какие компании владеют патентами в сфере интересов компании?

2. Кто из них обладает наибольшим числом патентов?

3. Активны ли установленные компании? В каком направлении развивается эта активность?

4. Имеются ли между установленными компаниями отношения сотрудничества?

5. Какие технологические области не охвачены конкурентами?

6. Какие коррективы необходимо внести в собственную стратегию развития бизнеса?

7. Появляются ли на рынке новые игроки и каков их рыночный потенциал?

Информация, полученная с помощью патентного ландшафта, может использоваться при принятии стратегических решений:

1.   На какие новые рынки целесообразно выходить компании, а каких новых рынков лучше избегать?

  1. Куда целесообразно инвестировать ограниченные ресурсы по работам, направленным на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии?
  2. Какие компании могут способствовать защите и совершенствованию патентного портфеля компании и бизнеса в целом?
  3. Какие компании с точки зрения улучшения патентного портфеля приобретать нецелесообразно?
  4. Какие исследователи или исследовательские группы могут быть интересны для сотрудничества?

Учитывая вышесказанное, патентный ландшафт – это необходимый инструмент для минимизации рисков и выявления благоприятных возможностей дальнейшего развития бизнеса. Он позволяет избегать судебных разбирательств, предотвращать вторжение конкурентов в рынки сбыта компании и активизировать использование собственных нематериальных активов, предотвращать затраты на научные исследования в неперспективной конкурентной среде; изыскивать партнеров, способных усилить позиции данной компании в сфере использования интеллектуальной собственности.

Патентный ландшафт можно выполнить как самостоятельно, так и с привлечением соответствующих квалифицированных патентных компаний. Однако самостоятельно это сделать довольно сложно, так как патентный ландшафт не может быть полностью автоматизирован, хотя в настоящее время существует множество программных разработок в этой сфере, например «Thomson Innovation». Патентный ландшафт обязательно требует участия эксперта, так как на этапе подбора данных всегда имеются затруднения с языками патентов, используемой терминологией, кроме того информационные системы не позволяют осуществлять патентный поиск по всем известным базам данных.

Составление отчетов о патентных ландшафтах по специализированным областям в инновационном процессе становится неотъемлемой частью всего жизненного цикла инновации. При таком подходе интеллектуальная собственность рассматривается уже не только как средство защиты от конкурентных притязаний, но и как источник получения новых знаний для выработки маркетинговых стратегий развивающегося бизнеса.

 


 

Прочитавших: 5873

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

Кадровые изменения в Tax Compliance  [904]

Адвокатское бюро КИАП и девятилетний шахматист Роман Шогджиев объявили о долгосрочном сотрудничестве  [883]

VERBA LEGAL сопровождает создание совместного предприятия для экспорта российского зерна  [723]

При участии АБ ЕПАМ в Санкт-Петербурге прошла церемония открытия памятника выдающемуся русскому адвокату Владимиру Спасовичу  [713]

«Городисский и Партнёры» расширяет практику в области франчайзинга  [518]