Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

Юристы O2 Consulting о новых законопроектах в области регулирования цифровых финансовых активов и краудфандинга

 

20 марта 2018 года в Государственную думу РФ внесены проекты федеральных законов «О цифровых финансовых активах» и «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)». Они являются доработанными версиями законопроектов, опубликованных Минфином РФ в январе 2018 года. Комментарии по текущему пакету предлагаемого регулирования.

26.03.2018 О2 Consulting, o2consult.com
      

В среду, 20 марта 2018 года в Государственную думу РФ внесены проекты федеральных законов «О цифровых финансовых активах» и «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)». Они являются доработанными версиями законопроектов, опубликованных Минфином РФ в январе 2018 года.       

В дополнение к нашему предыдущему обзору https://lawfirm.ru/comments/index.php?id=17635 январских инициатив Минфина, мы представляем комментарии по текущему пакету предлагаемого регулирования.

 

Законопроект «О цифровых финансовых активах»        

     Объектом регулирования являются цифровые финансовые активы («ЦФА»): имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств. К ЦФА законопроект относит криптовалюту и токены. Базовое отличие токена в том, что он создается с целью привлечения финансирования. Большая часть норм посвящена особенностям выпуска и оборота токенов.      

     Титул. Установлен принцип «удостоверения» права собственности на все ЦФА «путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций». При этом законопроект разграничивает понятия реестр цифровых транзакций и распределенный реестр (судя по определению, это distributed ledger в блокчейн). Однако, если в отношении криптовалют указано, что они учитываются в распределенном реестре, то в отношении токенов предусмотрено, что они учитываются в реестре цифровых транзакций. Помимо этого, предусматривается процедура валидации действительности цифровой записи, но только для реестра цифровых транзакций, где учитываются токены. Иными словами, законопроект не решает важнейший правовой вопрос момента возникновения права собственности, а вопрос правоподтверждения урегулирован крайне неопределенно.  Безусловно, для оборота данного вида имущества эти аспекты имеют принципиальное значение и требуют более четкой юридической проработки. Косвенно этот вопрос решен в отношении инвестиционных токенов в законопроекте о краудфандинге, которые мы рассмотрим ниже.      

     Сделки. В законопроекте указывается, что предметом его регулирования являются отношения при создании, выпуске, хранении и обращении ЦФА, а также осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам. Однако, в отношении смарт-контрактов как таковое регулирование отсутствует. Более того, из законопроекта исключено положение о том, что права сторон смарт-контракта защищаются в порядке, аналогичном порядку осуществления защиты прав сторон гражданско-правового договора, заключенного в электронной форме.       Таким образом, законопроектом не решен не только вопрос титула на ЦФА, но и собственно правового статуса обязательства, посредством которого происходит оборот ЦФА. Представляется, что с учетом сложности данной темы и качества правоприменения, эти аспекты безусловно нуждаются в доработке.        

     Оборот. Указывается, что ЦФА не являются законным средством платежа на территории РФ. Между тем, законопроект не исключает обмен ЦФА на деньги (рубли и иностранную валюту). Предусмотрено, что обмен токенов на деньги осуществляется только через операторов обмена ЦФА, которыми могут быть только профучастники рынка ценных бумаг и лицензированные операторы торговли (биржевые площадки). Иные сделки по обмену ЦФА будет регулировать Центральный банк по согласованию с Правительством РФ. Таким образом, вне сферы регулирования остаются прочие виды сделок с ЦФА, помимо «обменных». Не ясно, является ли это упущением законодателя либо намеренным ограничением оборота.

     Лимит. Из законопроекта убрали вызвавший у рынка полное недоумение максимальный разрешенный лимит в 50.000 рублей для инвестирования для неквалифицированных инвесторов в один проект ICO (первичный выпуск токенов). Однако, такие лимиты теперь сможет устанавливать и менять ЦБ РФ.        

     Майнинг. Еще в первом варианте законопроекта было определено, что майнинг является видом предпринимательской деятельности, что нуждается в оформлении и регистрации в форме юрлица либо ИП. Теперь законопроект устанавливает пороговый принцип определения момента, когда майнинг становится регулируемым предпринимательством – это превышение в течение 3-х месяцев подряд определенных лимитов энергопотребления. Такие лимиты будет устанавливать Правительство РФ. Это нововведение уже встретило неоднозначную реакцию рынка, в первую очередь с точки зрения справедливости и практического применения критерия, в отношении, например, не имеющих отношения к майнингу предприятий с высоким уровнем потребления энергии, а также возможностей обхода закона.  

 

     Законопроект «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)»          

     Данный законопроект предполагает введение запрета на предложение и оборот «токенов инвестиционных проектов» вне так-называемых инвестиционных платформ. Инвестиционной платформой является онлайн площадка, используемая для организации так называемого «розничного финансирования (краудфандинга)». Краудфандинг не имеет, к сожалению, внятного определения, а термин «розничное финансирование» представляется крайне неудачным в контексте инвестиционного характера ICO.         

     Организацией краудфандинга на инвестплатформе будет заниматься коммерческий оператор, включенный Центральным банком в специальный реестр. И размещение, и сделки осуществляются на инвестплатформе по договору услуг с оператором, который обеспечивает доступ к платформе и определенный набор функциональных возможностей, а также отвечает за проведение предусмотренных законом процедур, в частности по аутентификации участников сделок.        

     Законопроект предусматривает закрытый перечень видов токенов, которые разрешается предлагать и приобретать на инвестплатформе. Интересно то, что авторы решили отказаться от уже привычного в иностранных правопорядках разделения токенов по функционалу (security, utility, asset и т.п), а опираются на варианты объема имущественных прав (требований), который токен предоставляет. Так, можно приобрести токены, предоставляющие требования из инвест займа, права требовать выдачи ценных бумаг, передачи и осуществления прав по ним, права требовать передать вещи, исключительные IP права, требовать выполнения работ и оказания услуг. Такой подход представляется не только спорным, но и создающим ненужные швы в глобальных проектах на уровне нескольких юрисдикций.      

     Фиксация прав на токены осуществляется «на имя инвестора», а оборот требует внесения соответствующих записей «о переходе токена на имя другого лица». Таким образом, можно сделать предварительный вывод, что по крайней мере в рамках инвестплатформы титул на токены переходит по принципу внесения оператором записей в базе данных инвестплатформы (по аналогии с регистратором и реестром акционеров, например). Расчеты производятся только через номинальный счет у оператора. На уровне закона предусмотрена необходимость устанавливать минимальный объем привлечения инвестиций, при недостижении которого средства должны быть возвращены.     

     Законопроект относит к компетенции Центрального банка введение ограничений как по объему, так и по размеру инвестиций с участием токенов. По существу, регулятор, а посредством правил платформы - оператор вправе определять и ограничивать субъектный состав инвесторов и лиц, привлекающих инвестиции. В любом случае, иностранные юридические лица не могут привлекать инвестиции на российских инвестплатформах.      

     Информация о лицах, привлекающих инвестиции, подлежит раскрытию и включает, в том числе, информацию о составе контролирующих лиц, менеджменте, финансовых показателях. Центральный банк является регулятором и вправе затребовать от операторов все сведения по краудфандингу, проводить контрольные мероприятия и привлекать к ответственности. Предполагается прохождение всех трех чтений в Госдуме для принятия пакета законопроектов до 1 июня 2018 года. Вступление в действие планируется через 6 месяцев после подписания законов (т.е., вероятно, с января 2019 года).        

     С дополнительными вопросами Вы можете обращаться: info@o2consult.com  



Телеграм: t.me/O2ConsultingTeam

 


 

Прочитавших: 2792

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

К команде юридической фирмы «Томашевская и партнеры» присоединилась Вероника Варшавская, которая возглавит практику по работе с ЗПИФАми и управляющим компаниями  [1015]

Verba Legal сопровождала сделку по покупке X5 фабрики готовой еды в Ленинградской области. Сумма сделки оценивается в 1 млрд рублей.  [989]

К команде «Томашевская и партнеры» присоединилась Круглова Людмила, которая возглавит комплексную практику «Структурирование и корпоративные налоги».  [927]

Практика семейного права и наследственного планирования BGP Litigation поддержала pro bono пострадавших в «Крокус Сити Холле»  [888]

К коллективу "Томашевская и партнеры" присоединился Дмитрий Шолохов - специалист по контролю за иностранными инвестициями.  [700]