|
Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner LLP, ранее в России – Goltsblat BLP, сообщает, что 02.12.2019 был опубликован Федеральный закон от 02.12.2019 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств»(далее – «Закон»).
В основной части Закон вступил в силу с 02.12.2019, причем действие некоторых его положений было распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2018.
Особенность рассматриваемого Закона заключается в том, что он также изменяет некоторые положения Федерального закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ, которые вступят в силу только 01.01.2020. Напомним, что Федеральным законом от 02.08.2019 № 265-ФЗ был внесен ряд существенных поправок в валютное законодательство в части использования счетов в иностранных банках и других организациях финансового рынка, а также в части репатриации валютной выручки. Подробный обзор этих изменений приводится в нашем информационном письме от 02.10.2019.
Таким образом, часть вступивших в силу положений Закона фактически будет применяться только с 01.01.2020 одновременно со вступлением в силу соответствующих положений Федерального закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ.
Отдельные положения Закона вступят в силу с 31.05.2020.
Ниже приводится обзор наиболее значимых, на наш взгляд, положений этого документа.
Положения, вступившие в силу с 02.12.2019
-
Изменен режим использования банковских счетов резидентов в некоторых иностранных юрисдикциях.
Наличие иностранного банковского счета в государствах – членах ОЭСР или ФАТФ отныне не дает резидентам никаких преимуществ при проведении валютных операций. Напомним, что банковские счета, открытые в юрисдикциях ОЭСР или ФАТФ, могли использоваться для проведения существенно большего количества валютных операций по сравнению со счетами, открытыми в других юрисдикциях.
Теперь привилегированным статусом наделяются банковские счета резидентов, открытые (1) в государствах – участниках Евразийского экономического союза (далее – «ЕАЭС»),1 а также (2) в банках, расположенных на территории иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией (далее – «государства, осуществляющие автоматический обмен финансовой информацией»).
С этими двумя категориями счетов можно осуществлять тот же дополнительный перечень валютных операций, указанный в части 5.1 статьи 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», что ранее допускались в отношении счетов, открытых в юрисдикциях ФАТФ и ОЭСР.
При этом сам дополнительный перечень валютных операций также претерпел некоторые изменения.
Например, ранее на банковские счета резидентов в юрисдикциях ФАТФ и ОЭСР разрешалось зачислять денежные средства по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет. Теперь применительно к банковским счетам резидентов, открытым в государствах – членах ЕАЭС и в государствах, осуществляющих автоматический обмен финансовой информацией, требуется, чтобы соответствующие кредитные договоры и договоры займа на срок свыше двух лет заключались с резидентами государств – членов ЕАЭС или государств, осуществляющих автоматический обмен финансовой информацией.
Другое изменение касается физических лиц – резидентов. Теперь они могут зачислять на свои банковские счета в государствах – членах ЕАЭС и государствах, осуществляющих автоматический обмен финансовой информацией, полученные от нерезидентов денежные средства от продажи принадлежащей им недвижимости, при условии, что сама недвижимость была зарегистрирована в государстве – члене ЕАЭС или в государстве, осуществляющем автоматический обмен финансовой информацией. Ранее действовавшее положение валютного законодательства применительно к банковским счетам в юрисдикциях ОЭСР или ФАТФ требовало, чтобы регистрация недвижимого имущества удовлетворяла одновременно двум условиям: государство регистрации должно быть членом ОЭСР или ФАТФ и осуществлять автоматический обмен финансовой информацией.
Все вышеуказанные изменения в валютное законодательство применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2018. В этой связи важно учитывать, что обратную силу могут иметь только нормы валютного законодательства, улучшающие положение резидентов и нерезидентов. Следовательно, все валютные операции, которые были проведены по счетам в юрисдикциях ОЭСР или ФАТФ в период с 01.01.2018 по 02.12.2019 в соответствии с нормами ранее действовавшей редакции ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», по-прежнему считаются законными. В свою очередь, если какие-либо из этих операций не соответствовали требованиям прежней редакции, но отвечают требованиям новой редакции ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», то они также признаются законными и к резидентам не могут быть применены меры ответственности.
-
Изменены возможности по осуществлению валютных операций юридическими лицами – резидентами без использования счетов в уполномоченных банках.
Юридические лица – резиденты могут осуществлять компенсацию НДС физическим лицам – нерезидентам наличными российскими рублями в рамках системы Tax Free.
Одновременно с этим конкретизирован порядок осуществления ими наличных расчетов с физическими лицами – нерезидентами при оказании на территории России транспортных, гостиничных и других услуг. Соответствующие расчеты должны осуществляться только в российских рублях.
Юридические лица – работодатели могут оплачивать или возмещать в иностранной наличной валюте расходы физических лиц, связанные с их служебными командировками за пределами России, а также получать от своих сотрудников неизрасходованный аванс в наличной иностранной валюте, ранее выданный в связи с такими командировками. Корреспондирующим положением дополнен и перечень валютных операций физических лиц – резидентов, которые они могут осуществлять, минуя счета в уполномоченных банках.
В свою очередь, указанные расчеты между работниками и юридическим лицами – работодателем внесены в перечень разрешенных валютных операций между резидентами.
-
Уточнены требования о репатриации валютной выручки.
Если исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам осуществляется способом, отличным от получения валютной выручки от нерезидента за переданные ему товары, информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, оказанные ему услуги или выполненные для него работы, то резидент обязан информировать уполномоченные банки о сроках такого исполнения или прекращения обязательств.
К репатриации валютной выручки приравнено зачисление денежных средств на счета юридических лиц – резидентов или третьих лиц в иностранных банках в целях исполнения обязательств юридических лиц – резидентов по кредитным договорам или договорам займа, заключенным на срок свыше двух лет с резидентами государств – членов ЕАЭС или государств, осуществляющих автоматический обмен финансовой информацией. Ранее действовавшее аналогичное положение валютного законодательства в отношении кредитных договоров или договоров займа с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ отменено.
Положения, фактически применяющиеся с 01.01.2020 в связи с вступлением в силу основных положений Федерального закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ
-
Изменен режим использования счетов физических лиц – резидентов в некоторых иностранных юрисдикциях.
Как и в случае с общими правилами использования иностранных банковских счетов резидентов, из специальных правил, действующих в отношении физических лиц – резидентов, исключено упоминание юрисдикций ФАТФ и ОЭСР.
В частности, изменена введенная Федеральным законом от 02.08.2019 № 265-ФЗ новая норма валютного законодательства, которая предусматривает, что физические лица – резиденты смогут без ограничений зачислять на свои иностранные банковские счета денежные средства, получаемые от нерезидентов, при условии, что банки одновременно удовлетворяют двум критериям: (1) расположены в государствах – членах ФАТФ или ОЭСР, (2) а сами государства осуществляют автоматический обмен финансовой информацией (часть 5.2 статьи 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
В соответствии с новой редакцией данной нормы банковские счета резидентов должны быть открыты в государствах – членах ЕАЭС илив государствах, осуществляющих автоматический обмен финансовой информацией. То есть, в отличие от предыдущей редакции, критерии юрисдикции банковского счета в новой редакции сформулирован на альтернативной основе.
Необходимо иметь в виду, что применение данной нормы на практике может быть сопряжено с некоторыми проблемами. Например, не вполне очевидно, как соотносится положение этой нормы об отсутствии ограничений по зачислению денежных средств от нерезидентов с другими положениями валютного законодательства, конкретизирующими допустимые случаи зачисления денежных средств от нерезидентов на банковские счета физических лиц – резидентов, открытые в банках, расположенных в государствах – членах ЕАЭС или в государствах, осуществляющих автоматический обмен информацией.
Вместе с тем, согласно одному из ключевых принципов валютного законодательства, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства РФ толкуются в пользу резидентов и нерезидентов. Поэтому в случае возникновения спорной ситуации физическое лицо – резидент вправе обосновывать любые зачисления денежных средств от нерезидентов на его счета в банках, расположенных в государствах – членах ЕАЭС или государствах, осуществляющих автоматический обмен информацией, ссылками на рассматриваемую норму.
При этом также необходимо учитывать, что отсутствие в данном случае ограничений по зачислению денежных средств на счета в иностранных банках само по себе не отменяет необходимости соблюдения требований по репатриации валютной выручки. Следовательно, в тех ситуациях, когда действует требование о репатриации, денежные средства должны быть зачислены на счета в российских банках.
В соответствии с Законом физические лица – резиденты также освобождаются от обязанности предоставлять в налоговые органы отчеты о движении средств по счетам в иностранных банках или иных организациях финансового рынка, при условии, что они расположены в государствах – членах ЕАЭС или в государствах, осуществляющих автоматический обмен финансовой информацией, и не превышен установленный лимит ежегодных зачислений/списаний по этим счетам или лимит по остатку средств на счете, если движения средств по нему за отчетный год не было. В обоих случаях лимит составляет 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей.
Как снятие ограничений по зачислению денежных средств на счета в банках, расположенных в государствах – членах ЕАЭС или в государствах, осуществляющих автоматический обмен информацией, так и освобождение от предоставления отчетности в налоговые органы будут распространяться на правоотношения, возникшие с 01 января 2018 года.
-
Публикация перечня государств – членов ЕАЭС и государств, осуществляющих автоматический обмен финансовой информацией.
Соответствующий перечень государств, а также изменения в этот перечень должны быть опубликованы на официальном интернет-сайте ФНС России.
В настоящее время информация о государствах-членах ЕАЭС размещена на интернет-сайте ЕАЭС (www.eaeunion.org).
Действующий список государств, осуществляющих автоматический обмен финансовой информацией, утвержден приказом ФНС России от 04.12.2018 № ММВ-7-17/784@.
Однако уже с 05.01.2020 будет применяться новый перечень государств, осуществляющих автоматический обмен финансовой информацией, утвержденный Приказом ФНС России от 21.11.2019 № ММВ-7-17/582@ (опубликован 25.12.2019). Существенное изменение заключается в том, что из нового перечня государств исключено Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, а также его отдельные административные единицы – Остров Мэн и Нормандские острова (Гернси и Джерси).
Положения, вступающие в силу с 31.05.2020
Резиденты, являющиеся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, лицевые счета которым в соответствии с бюджетным законодательством открыты в Федеральном казначействе, могут осуществлять операции, связанные с внесением/получением наличной иностранной валюты на счета Федерального казначейства, открытые в уполномоченных банках.
1Государствами – членами ЕАЭС в настоящее время являются Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан.
С уважением,
Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP
Russia Law Firm of the Year 2015; 2016-2018* – Chambers Europe Awards International Law Firm of the Year 2016* – The Legal 500 (*shortlisted)
Ранее в России – Goltsblat BLP
Информационные письма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практике и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации.
| |