|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
![]() | ||||
В статье анализируются особенности организации государственного контроля (надзора) в условиях административно-правового режима повышенной готовности, введенного повсеместно в регионах страны в связи с распространением в стране инфекционного заболевания COVID-19. В качестве таких особенностей рассматриваются изменение приоритетов и уточнение предмета государственного контроля (надзора), ограничение непосредственного контроля , возрастание роли дистанционных (удаленных) способов и риск-ориентированного подхода. Затрагиваются вопросы обеспечения гарантий прав контролируемых лиц в сложившейся обстановке.
|
В связи с распространением в стране инфекционного заболевания COVID-19, начиная с января – февраля 2020 г. власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. No 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»1 и Федеральным законом от 30 марта 1999 г. No 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения»2 стали вводить режим повышенной готовности, который в марте был объявлен повсеместно3. Введенный административно-правовой режим сразу отразился и продолжает отражаться поныне на многих областях государственного управления страной и отдельными ее территориями. Ограничительные меры, установленные в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и меры стимулирующего характера, внедренные для поддержки населения, существенным образом сказались также на предмете, объеме, содержании и организации контрольно-надзорной деятельности4. Видоизменился, и это во-первых, предмет государственного контроля (надзора). Уточнено действие ряда обязательных требований, а также появились дополнительные требования, связанные с обеспечением санитарноэпидемиологического режима в обществе, с оказанием социальной помощи населению и поддержкой экономики. Эти меры, вводимые решениями федеральных и региональных органов государственной власти5, включают разнообразные мероприятия, конкретика которых зависит от особенностей санитарно-эпидемиологической ситуации на территории разных субъектов Российской Федерации. В их числе: установление режима самоизоляции на дому граждан, в отношении которых есть подозрение о наличии у них коронавирусной инфекции, граждан с проявлениями ОРВИ и других ОРЗ, граждан старше 65 лет; изоляция (помещение) лиц, прибывших с эпидемиологически неблагополучной территории, в специально приспосабливаемые учреждения (обсерваторы) для медицинского наблюдения; установление особого порядка передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств; ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий; временное приостановление досуговых мероприятий в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) с очным присутствием граждан, а также оказание услуг в парках, торговоразвлекательных центрах, на аттракционах и иных местах массового посещения граждан; ограничение деятельности и изменение режима работы организаций, предприятий, учреждений (установление нерабочих дней), позволяющего избежать скопления работников; приостановление проведения профилактическх обследований, также по возможности – сроков оказания медицинской помощи в плановой форме; перевод работы ряда государственных и муниципальных органов и организаций на дистанционные технологии; приостановление до 1 января 2021 г. взысканий неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт, действие отдельных положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. No 354, в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней); ограничения на оптовую и розничную торговлю и особенности обращения по отдельным видам товаров; ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации; ограничение въезда иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российскую Федерацию и другие. Набор названных и других мер нарабатывался в течение всего периода пандемии, как говорится, «с колес». В Федеральном законе этот перечень отсутствует. В нем лишь сказано, что власти в условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации имеют право ограничивать доступ людей и транспортных средств на определенную территорию и принимать другие меры, необходимые для предупреждения чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия (ст. 4.1). Представляется, что накопленный опыт нуждается в обобщении и на будущее стандартный перечень оправдавших себя ограничительных (а равно и поощрительно-коменсационных) мер целесообразно закрепить в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. No 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» либо в другом специальном законе. Дело в том, что эти меры непосредственно затрагивают права и свободы граждан, поэтому применяться они должны только при введении специального административноправового режима, по необходимости, вызванной требованиями общественной безопасности. Тем более что законодательная аналогия в отношении других видов административно-правовых режимов уже имеется. Так, Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. No 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» содержит возможность применения соответствующих ограничительных мер на период чрезвычайного положения в стране или на отдельных ее территориях (ст.ст. 11–15), Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. No 1-ФКЗ «О военном положении» – на период военного положения (ст. 17), Федеральный закон от 6 марта 2006 г. No 35-ФЗ «О противодействии терроризму» – на период правового режима контртеррористической операции (ст. 11)6. Безусловно, государство в лице своих уполномоченных органов обязано контролировать полноту и своевременность реализации ограничительных и стимулирующих мер, предупреждать нарушения прав граждан и организаций при их осуществлении. В условиях режима повышенной готовности, и это, во-вторых, изменились приоритеты государственного контроля (надзора). На первое место вышли вопросы обеспечения соблюдения обязательных требований в сфере безопасности личности, общества и государства, связанные с предупреждением распространения COVID-19 на территории Российской Федерации. Обозначилась особая роль органов федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Именно от эффективности их работы во многом зависит санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, соблюдение вводимых мер по сохранению жизни и здоровья населения. Возросла роль полицейского контроля (надзора) за соблюдением порядка и безопасности в общественных местах. Важное значение приобрел финансовый контроль за государственными расходами на меры по борьбе с коронавирусной инфекцией, на закупку продовольствия и предметов первой необходимости для оказания социальной помощи, за оценкой реализуемых механизмов финансового стимулирования экономики7. В-третьих, условия карантинных мероприятий резко сузили возможности контрольнонадзорных органов по непосредственному взаимодействию с контролируемыми лицами. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. No 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»8 были полностью запрещены плановые проверки малых и средних предприятий, которые включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превысила 200 человек. Были приостановлены или резко сокращены плановые проверки в отношении других объектов государственного контроля (надзора). Исключение составили лишь плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска. Мораторий коснулся также проверок, запланированных в связи с лицензионной деятельностью. Многие разрешительные режимы были продлены до 1 октября 2020 г.9 Это вызвало дискуссию в экспертных кругах, где порой полезность моратория на проведение проверок подверглась сомнению. Утверждается, например, что временное ограничение на проведение выездных налоговых проверок никак не отразится на фискальной нагрузке на бизнес и принципиально ничего не меняют в этой сфере10. Представляется, что подобный вывод не совсем корректен и носит скорее эмоциональную окраску. Действительно, приостановление выездных проверок не означает полного моратория на контрольно-надзорные мероприятия. Ограничения касаются лишь новых выездных проверок, тогда как ранее начатые продолжены, но в удаленном режиме. Внеплановые проверки, назначенные в целях контроля ранее выданного предписания, также проводятся, но лишь при поступлении в контролирующий орган ходатайства проверяемой стороны о проведении проверки в целях признания предписания исполненным. Сохранились документальные проверки в режиме онлайн. Проводятся и выездные проверки в организации в случаях, если есть вред жизни или здоровью граждан или риск причинения, возникла чрезвычайная ситуация или когда нужно проверить исполнение предписания или поступило поручение Президента, Правительства РФ или требование прокурора. Но 200 тыс. плановых проверок, которые по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации отменены в 2020 г.11, конечно, имеют позитивные последствия. Они существенно снижают административную нагрузку на бизнес. Кроме того, как представляется, основной смысл объявленного моратория на проведение выездных и других видов проверок состоит в ограничении непосредственных контактов сотрудников контрольнонадзорных органов и контролируемых лиц. В-четвертых, в условиях распространения коронавирусной инфекции возросло значение дистанционных (удаленных) способов контроля. Их преимущество состоит в том, что они могут реализовываться как в рамках традиционного обмена информацией, так и с использованием автоматизированных информационных технологий, что существенно сокращает сроки контрольных мероприятий и упрощает процедуру... В качестве примера традиционного бесконтактного контроля в условиях распространения коронавирусной инфекции приведем деятельность Ростехнадзора. В организацию, где проводится дистанционная проверка, поступает распоряжение с указанием перечня документов, которые нужно представить. Так, для организаций, которые эксплуатируют взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты I, II и III классов опасности в числе представляемых документов должны быть: копии приказов с отметкой об ознакомлении о принятии на работу лиц, у которых есть аттестация эксперта в области промышленной безопасности; копия штатного расписания организации; выписки из трудовых книжек лиц, которые имеют аттестацию эксперта; номера удостоверений экспертов; копии документов, которые подтверждают законные права работодателя на помещения, где эксплуатируется вещества; перечень оборудования, приборов, материалов, которые необходимы для эксплуатации объектов; фотографии оборудования и приборов, копии свидетельств о поверке; реквизиты заключений экспертизы промышленной безопасности. Электронные копии документов нужно направить в pdf-формате, фотоматериалы – jpeg, видеоматериалы – mp4, mkv, avi. Если документов в электронном виде нет, то они направляются в бумажной форме бесконтактным способом (по почте, с курьером), но об этом нужно договориться с инспектором по телефону. Срок проведения проверки по оценке документов на соответствие требованиям промышленной безопасности не может превышать 30 рабочих дней, лицензионных требований – 20 дней. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах в бумажном виде. Один экземпляр направляется проверяемому лицу почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а копия акта отсылается по электронной почте. После ознакомления с актом проверяемая сторона отправляет его сканированную копию в орган контроля с отметкой об ознакомлении. Если такая копия не поступила, то считается, что соответствующее должностное лицо с актом ознакомилось через день, после того как получено сообщение о прочтении письма с высланным в нем актом. Ростехнадзор рекомендовал проводить дистанционные проверки соответствия требованиям промышленной безопасности и лицензионным требованиям до 31 декабря 2020 г.12 Интересный опыт бесконтактного взаимодействия с контролируемыми лицами накоплен в ФНС России. На сайте ведомства доступны более 50 онлайн-сервисов, которые позволяют решить практически любой вопрос по налогам удаленно. Обратиться за консультацией по налогам можно по бесплатному номеру единого контакт-центра ФНС России. Бумажную корреспонденцию, в том числе налоговую и бухгалтерскую отчетность, можно было сдать через боксы в инспекциях, указав на конверте контактный номер телефона, либо направить по почте13. Однако, наряду с предпринятыми мерами, наиболее перспективными представляются удаленные формы контроля, основанные на цифровизации процессов сбора и анализа информации о параметрах деятельности либо действиях контролируемых лиц, когда посредством анализа информации, содержащейся в системах, выявляются отклонения от обязательных требований и принимаются соответствующие меры реагирования. Процессы цифровизации сегодня охватывают различные сегменты жизни общества, такие как производство, экономика и управление, право, социальная сфера, наука, образование, коммуникации. Безусловно, использование цифровых технологий востребовано и в работе государственных органов контроля и надзора. Такие инструменты позволяют создавать различные электронные базы данных о состоянии и деятельности подконтрольных (поднадзорных) объектов, Это крайне важно, поскольку около 70% времени контрольной проверки занимают изучение и анализ документов, а также процесс выбора нужного решения по итогам анализа из нескольких возможных вариантов14. Поэтому важно оптимизировать информационные каналы обратной связи, которые, как известно, играют значительную роль при осуществлении органами исполнительной власти контрольных (надзорных) полномочий15. Цифровые технологии несут в себе позитивные изменения как для контролирующих органов, так и для бизнеса и граждан. Благодаря системам дистанционного круглосуточного мониторинга контрольно-надзорные отношения становятся более прозрачными, а участники имеют возможность своевременно заметить и устранить малейшие отклонения от обязательных норм. Снижаются риски коррупции и злоупотребления полномочиями: сложнее станет «надавить» на проверяемых лиц или запутать их, поскольку все законные требования внесут в специальный реестр, доступный для всех участников контрольных отношений. В результате цели контрольных мероприятий изменяют свою суть – с наказания на предупреждение нарушений и предотвращение опасности16. Важнейшее преимущество цифровизации контроля для государства – это экономия бюджета. Цифровые формы значительно дешевле по сравнению с бумажным способом накопления и обработки информации, так как позволяют сократить время и расходы на содержание персонала контрольного аппарата. Подсчитано, что для проверки правильности налоговых расчетов компании, которая совершает 1 млн операций в день, один налоговый инспектор должен проанализировать 10 млн документов в год17. Проделать такую работу традиционными методами одному служащему крайне затруднительно, а подчас и невозможно на практике. В настоящее время в контрольно-надзорной сфере действует несколько виртуальных сервисов с цифровым функционалом. Большим шагом на этом пути явилось создание государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности». Данный виртуальный сервис призван обеспечить безбумажную деятельность контролеров, а также дистанционное взаимодействие участников контрольно-надзорных отношений. В онлайн-режиме предприниматели и граждане смогут ознакомиться с нормативно-правовой базой и требованиями, которые предъявляются к их бизнесу и обязанностям, узнать информацию о проведенных и запланированных контрольных мероприятиях, при необходимости получить бесплатную консультацию. Предполагается, что проверяемые лица будут видеть свой рейтинг добросовестности и смогут контролировать показатели, чтобы не допустить нежелательных очных проверок, которые будут проводиться только при рейтинге ниже определенного порогового значения. Автоматизированные цифровые технологии сбора и обработки информации с использованием ведомственных информационных систем в настоящее время используются по линии налогового, финансово-бюджетного, земельного, транспортного контроля, страхового, строительного, жилищного, экологического, технологического надзора и по другим направлениям. Символичным в условиях карантина явился запуск Государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех его этапах (далее – ГИИС ДМДК). Ее внедрение предусмотрено Федеральным законом от 23 июня 2020 г. No 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»18. Предназначена эта система для получения, обработки, хранения и предоставления информации о происхождении и об обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также для организации специального учета. В качестве средств идентификации драгоценных металлов, драгоценных камней используется уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода или с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации, предназначенного для обеспечения наблюдаемости оборота (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Запуск данной системы позволит: 1) обеспечить прозрачность оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в целях осуществления контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, а также подтверждение их подлинности и легальности происхождения; 2) формировать аналитическую информацию о состоянии отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней и на этой основе вырабатывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней; 3) осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях на основе применения риск-ориентированного подхода, включая выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований. В период повышенной готовности на региональном уровне применялся цифровой контроль за соблюдением требований людьми, находящимися на карантине, требований изоляции. Так, в городе Москве этот контроль осуществлялся с помощью электронной программы «Умный город – 2030». На новый уровень вышла и работа с обращениями граждан. Она также переводится на удаленные формы, что крайне востребовано в условиях карантинных мер. Так, в ноябре 2019 г. запущена цифровая платформа «ЗаБизнес. рф», ориентированная на работу с жалобами предпринимателей на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов – МВД, ФСБ, Следственного комитета и Генпрокуратуры. Обращение могут подать индивидуальные предприниматели, собственники, учредители и акционеры юридических лиц, представители и адвокаты предпринимателей и юридических лиц. Для этого достаточно зарегистрироваться на сайте и оставить обращение в личном кабинете, чтобы сервис самостоятельно определил уполномоченное ведомство и направил электронную жалобу19. Проводится также эксперимент по досудебному обжалованию решений и действий контрольнонадзорного органа с использованием личного кабинета на Едином портале государственных или муниципальных услуг. В эксперименте участвуют МЧС России, Росздравнадзор, Ростехнадзор. Видами федерального государственного контроля (надзора), в рамках которых осуществляется эксперимент, являются: федеральный государственный пожарный надзор; государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности; федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств; государственный контроль за обращением медицинских изделий; федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности; федеральный государственный энергетический надзор; федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений20. В-пятых, новое звучание в условиях сложной эпидемиологической обстановки приобретает риск-ориентированный подход к организации контрольной деятельности. Данный способ активно внедряется в проверочную практику федеральных органов исполнительной власти с 2015 г.21 С 2018 г. данный метод применяется во всех плановых проверках. Основная его идея – снизить количество государственных проверок в отношении добросовестных предпринимателей, а также в тех секторах экономики, где риск нарушений обязательных требований невелик. В то же время интенсивность проверок предпринимательской деятельности, находящейся в зонах повышенного риска возрастает в зависимости от категории (характера) риска и уровней опасности. Объектом контроля на началах риск-риентированного подхода (по сравнению с традиционным контролем) выступают в первую очередь зоны повышенного риска, т.е. объекты контроля с большой вероятностью потенциальных негативных последствий невыполнения обязательных требований22. Положения о риск-ориентированном подходе получили дальнейшее развитие в Федеральном законе от 31 августа 2020 г. No 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»23. Он определяет, что выбор профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба). В законе появилась специальная глава 5 «Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля». Безусловно, управление рисками причинения вреда (ущерба) составляет организационную сущность государственного контроля (надзора) в условиях режимных мероприятий повышенной готовности. Уменьшение масштабов и интенсивности проверок и других контрольно-надзорных мероприятий должно происходить в первую очередь в отношении объектов и предметов, характеризующихся низким, умеренным и средним уровнем риска нарушений обязательных требований. И, наоборот, повышается значение контроля за соблюдением карантинных и других режимных мероприятий, ибо их нарушение может привести к значительному причинению вреда жизни и здоровью людей, подорвать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. В условиях ограничительных мероприятий повышается значимость специальных режимов государственного контроля (надзора), и в частности мониторинга. Данный режим, как известно, основан на добровольном участии контролируемых лиц на условиях соглашения между контролируемыми лицом и контрольно-надзорным органом и основан на подключении контролируемого лица (объекта) к автоматизированным информационным системам сбора и обработки данных работающим в автоматическом режиме специальным техническим средствам сбора или фиксации информации (ст. 99 нового Закона о контроле). В результате этого контрольно-надзорный орган имеет возможность постоянно и опосредованно получать и анализировать информацию о деятельности граждан и организаций, об объектах оценки с использованием систем (методов) дистанционного государственного контроля (надзора). Представляется также, что задачи государственного контроля (надзора) в условиях ограничения его масштабов и интенсивности могут решаться и путем более широкого использования такой его профилактической формы, как самообследование, предусмотренное Федеральным законом No 248-ФЗ. В рамках этой формы становится возможным в автоматизированном режиме отслеживать соблюдение обязательных требований посредством подачи контролируемыми лицом в контрольно-надзорный орган соответствующей декларации. В-шестых, особое значение в период карантинных мер приобретают вопросы гарантий прав контролируемых лиц в условиях дистанционного и, в частности, электронного взаимодействия с контрольно-надзорными органами. Здесь важно обеспечивать защиту гарантированных законодательством прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности, сохранить конфиденциальность информации о проверяемой деятельности. В противном случае незащищенной информацией могут воспользоваться недобросовестные конкуренты. Поэтому необходим поиск законодательного компромисса между возможностью доступа контрольно-надзорных органов к компьютерной информации граждан и организаций, необходимой для целей мониторинга, и правом граждан и организаций на обеспечение конфиденциальности такой информации. Безусловно, проверяемые лица должны иметь возможность доступа к данным о своей деятельности, которые получены с использованием цифровых технологий. Это нужно не только в целях превенции, но и для корректировки недостоверной информации. Условия карантина актуализировали тему применения «электронного правосудия» в интересах обеспечения прав контролируемых лиц на рассмотрение их жалоб судом. Это обусловлено как сужением возможностей непосредственного общения с контрольно-надзорными органами, так и ограничением доступа к правосудию в связи с изменением формата работы судов. В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции в период 19 марта – 11 мая 2020 г. был приостановлен личный прием граждан в судах, а подача документов осуществлялась главным образом через электронные интернет-приемные или по почте России. В судах рассматривались только неотложные дела, к которым дела об обжаловании действий контрольнонадзорных органов не относились24. В целом «электронное правосудие», став актуальным в период действия ограничительных мер, остается механизмом гарантий прав человека на перспективу не только в режиме повышенной готовности или в условиях режима чрезвычайной ситуации, но и в повседневном, обычном режиме жизни общества. Но внедрение таких форм должно сопровождаться мерами укрепления гарантий прав граждан (например, права на адвокатскую помощь в условиях электронного правосудия), обеспечения кибербезопасности и защиты персональных данных, на что обоснованно обращалось внимание на Петербургском международном юридическом форуме «Законы короновируса»25. По сути, наступает новый этап эволюции отправления правосудия в нашей стране, в том числе и по вопросам защиты прав граждан и организаций в сфере контрольнонадзорной деятельности государства. Библиографический список 1. Ахмадиева А.Ф. Государственный контроль в условиях чрезвычайных ситуаций // Научно-практические исследования. 2020. No 5–8(28). 2. Зырянов С.М. Государственный контроль и надзор в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Правовые и институциональные основы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: монография / В.А. Пучков, Т.Я. Хабриева, В.С. Артамонов и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Юриспруденция, 2016. 3. Кононова В. Почему мораторий на проверки не означает снижение фискальной нагрузки на бизнес // https://profile.ru/ economy/kak-izmenilis-nalogovye-proverki-na-fone-pandemiikoronavirusa-270001/. 4. Кузьмин А.И. Правовые основы режима чрезвычайной ситуации // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2011. No 5. Майоров В.И. Реформа государственного контроля и надзора в Российской Федерации: внедрение риск-оринетированного подхода // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Россия, г. Нижний Новгород, 29–30 июня 2017 г. / отв. ред. А.В. Мартынов. Н. Новгород, 2017. 6. Макарейко Н.В. Риск-ориентированный подход при осуществлении контроля и надзора // Юридическая техника. 2019. No 13. 7. Мартынов А.В. Риск-оринетированный контроль и надзор: понятие, содержание и основные направления внедрения в существующую практику // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: материалы II Всероссийской научнопрактической конференции (Россия, г. Нижний Новгород, 9–10 июня 2016 г. / отв. ред. А.В. Мартынов. Н. Новгород, 2016. 8. Мишустин М. Цифровизация дает безграничные возможности для совершенствования налогового администрирования // http://worldtaxes.ru/mihail-mishustin-tsifrovizatsiya-daetvozmozhnosti-dlya-sovershenstvovaniya-nalogovogoadministrirovaniya/. 9. Отмена проверок в связи с короновирусом // Справочник специалиста по охране труда // https://www.trudohrana. ru/article/103975-20-m3-otmena-proverok-v-svyazi-skoronavirusom. 10. Правовые и институциональные основы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: монография / В.А. Пучков, Т.Я. Хабриева, В.С. Артамонов и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Юриспруденция, 2016. 11. Россинский Б.В. Административно-правовые аспекты государственного управлении в России. Системные подходы: монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2020. 12. Фесько Д.С. Цифровизация контроля как гарантия прав граждан и организаций при его осуществлении // Административное право и процесс. 2020. No 3. Сноски:
1 СЗ РФ. 1994. No 35. Ст. 3648. 4 В литературе обоснованно указывается, что условия чрезвычайных ситуаций непосредственно сказываются на предмете и содержании контрольно-надзорной деятельности (см.: Зырянов С.М. Государственный контроль и надзор в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Правовые и институциональные основы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: монография. С. 404– 405; Ахмадиева А.Ф. Государственный контроль в условиях чрезвычайных ситуаций // Научно-практические исследования. 2020. No 5–8(28). С. 14–10). 5 См., например: Указ Президента РФ от 25 марта 2020 г. No 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» // СЗ РФ. 2020. No 13. Ст. 1898; Указ Президента РФ от 2 апреля 2020 г. No 239 «О мерах по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // СЗ РФ. 2020. No 14 (ч. I). Ст. 2082; Указ Президента РФ от 28 апреля 2020 г. No 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // СЗ РФ. 2020. No 18. Ст. 2875; Указ Президента РФ от 11 мая 2020 г. No 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // СЗ РФ. 2020. No 20. Ст. 3157; постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. No 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» // СЗ РФ. 2020. No 15 (ч. IV). Ст. 2281; постановление Правительства РФ от 31 марта 2020 г. No 373 «Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.04.2020; постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. No 694 «О порядке согласования проектов решений высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о приостановлении (ограничении, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на определенной в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2020. No 21. Ст. 3275; Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. No 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2020. No 14; постановление Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. No 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» // Официальный Интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 12.03.2020; постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 г. No 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 2 марта 2020 г. No 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» и др. 6 В литературе высказано также мнение, что было бы целесообразным режимы чрезвычайных ситуаций определить на уровне конституционного закона, поскольку ограничительные меры, которые могут вводиться, затрагивают непосредственно конституционные права граждан (см.: Исхаков С. Режим повышенной готовности в Российской Федерации // https://newsland.com/user/4297937977/content/ rezhim-povyshennoi-gotovnosti-v-rossiiskoi-federatsii/7116989 (дата обращения: 12.08.2020). 7 Многие страны в этих условиях приняли меры по активизации деятельности высших органов аудита. (См.: Социальные последствия пандемии COVID-19 и инклюзивность. Дайджест // https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19inclusion.pd... (дата обращения: 22.07.2020). 8 СЗ РФ. 2020. No 15 (ч. IV). Ст. 2292. 9 См.: Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. No 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» // СЗ РФ. 2020. No 15. Ст. 2294. 10 См.: Кононова В. Почему мораторий на проверки не означает снижение фискальной нагрузки на бизнес // https:// profile.ru/economy/kak-izmenilis-nalogovye-proverki-na-fonepandemii-koronavirusa-270001/ (дата обращения: 03.07.2020). 11 Пресс-служба Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В 2020 году отменят 200 тыс. плановых проверок бизнеса // https://tass.ru/ekonomika/8522103 (дата обращения: 20.07.2020). 12 Отмена проверок в связи с короновирусом // Справочник специалиста по охране труда // https://www.trudohrana.ru/ article/103975-20-m3-otmena-proverok-v-svyazi-s-koronavirusom (дата обращения: 09.07.2020). 13 См.: Письмо ФНС России от 20 марта 2020 г. No БС-419/4884; Письмо ФНС России от 3 апреля 2020 г. No БС-419/5697. 14 Правительство Российской Федерации. Совещание о внедрении систем дистанционного контроля в рамках реализации реформы контрольно-надзорной деятельности. 23 октября 2019 г. // http://m.government.ru/news/38172/ (обращение: 10.102019). 15 См.: Россинский Б.В. Административно-правовые аспекты государственного управлении в России. Системные подходы: монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2020. С. 13–14. 16 См. об этом: Фесько Д.С. Цифровизация контроля как гарантия прав граждан и организаций при его осуществлении // Административное право и процесс. 2020. No 3. С. 63–68. 17 См.: Мишустин М. Цифровизация дает безграничные возможности для совершенствования налогового администрирования // http://worldtaxes.ru/mihail-mishustintsifrovizatsi... (дата обращения: 07.12.2019). 18 Российская газета.2020, 26 июня. 19 Реализуется электронный ресурс Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с Минэкономразвития России, Минкомсвязи России, МВД России, ФСБ России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, а также при участии ведущих общероссийских объединений предпринимателей. Подача обращений доступна предпринимателям и их представителям из всех субъектов Российской Федерации по электронному адресу: https:// www.забизнес.рф. 20 См.: Постановление Правительства РФ от 24 июля 2020 г. No 1108 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.07.2020. 21 См.: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. No 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» //СЗ РФ. 2015. No 29 (ч. I). Ст. 4372. 22 См.: Мартынов А,В. Риск-оринетированный контроль и надзор: понятие, содержание и основные направления внедрения в существующую практику // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Россия, г. Нижний Новгород, 9–10 июня 2016 г. / отв. ред. А.В. Мартынов. Н. Новгород, 2016. С. 310–320; Майоров В.И. Реформа государственного контроля и надзора в Российской Федерации: внедрение риск-оринетированного подхода // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Россия, г. Нижний Новгород, 29–30 июня 2017 г. / отв. ред. А.В. Мартынов. Н. Новгород, 2017. С. 76–84; Макарейко Н.В. Риск-ориентированный подход при осуществлении контроля и надзора // Юридическая техника. 2019. No 13. С. 225–229. 23 Российская газета. 2020. 5 авг. 24 См.: Постановления Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 18 марта 2020 г. No 808 и от 8 апреля 2020 г. No 821 (СПС «КонсультанПлюс»). В настоящее время постановления признаны утратившими силу. – Прим. авт.
25 См.: Преценденты Европейского Суда по правам человека. Специальный выпуск «Права человека в карантине». М., 2020. С. 32, 132.
Автор: Дмитрий Фесько, Партнер, председатель Наблюдательного совета (Совета партнеров). Руководитель практики инвестиционного и налогового права. |
|
Прочитавших: 3392 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Яна Маламуд стала партнёром Адвокатского бюро «Бартолиус» [669] Legal Run 2025: стартовала онлайн-регистрация на забеги в первых 5 городах [455] |
|