Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

Как инвестировать в биткоин в России и не сесть в тюрьму?

 

Российские граждане наравне со всем миром увлеченно наблюдают за бурным ростом курса биткоина. Однако в свете меняющегося крипторегулирования возникает вопрос - как инвестировать в биткоин и иные криптовалюты в России и не нарушить законодательство? По просьбе TAdviser на этот вопрос ответил Михаил Третьяк, партнёр юридической фирмы Digital Rights Center.

12.02.2021Центр цифровых прав, digitalrights.center
      

Каковы требования к инвестированию в криптовалюту в России

1 января 2021 года в Российской Федерации вступил в силу закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который заложил основы регулирования криптовалютной отрасли в нашей стране. Сам по себе закон практически не отвечает на вопрос о том, что должен делать гражданин или компания, чтобы инвестиции в биткоин либо любые иные операции с криптовалютами не обернулись для них проблемами с законом.

Тем не менее, в уже действующем законе содержится понятие «цифровая валюта», которое относится к биткоину, эфиру и многим иным монетам, выпущенным на блокчейне, и определяется, как «совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе… в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных…» Проще говоря, закон не относит основные криптовалюты, биткоин и эфир, к цифровым финансовым активам. А значит, сегодня, для того, чтобы приобрести криптовалюту, обычным гражданам не надо соблюдать никаких дополнительных условий, закон их просто не предусматривает.

Достаточно, как и раньше, перейти на сайт обменника либо криптобиржи, и пройти процедуру KYC (Know Your Customer / Знай Своего Клиента) путём заполнения информации о себе: предоставить копию паспорта, подтверждение адреса регистрации, а в некоторых случаях и пройти процедуру видеорегистрации, после чего можно приобрести криптовалюту. Отчётность же, до введения Федеральной Налоговой Службой особых форм отчётности, подаётся физическими лицами по той же самой форме 3-НДФЛ.

 

Штрафы и уголовная ответственность за неуплату налогов

На начало февраля 2021 года в Государственную Думу РФ внесен дополняющий 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах…» пакет из четырёх законопроектов ужесточающих регулирование, в первую очередь, оборота криптовалют. Законопроекты предусматривают внесение изменений в Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодексы, а также в Федеральный закон № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Изменения в Налоговом кодексе закрепляют статус имущества в отношении криптовалют, а также предусматривают как для физических, так и для юридических лиц обязанность отчитываться перед налоговыми органами по всем операциям с криптовалютами и их остатках на счетах, в случае, если «сумма поступлений или списаний за календарный год превышает сумму, эквивалентную 600,000 рублей». При этом, поправками предусматривается ряд штрафов:

    в размере 10% от самой большой суммы поступления или списания цифровой валюты за отчетный период за несвоевременную или недостоверную подачу декларации;  в размере 50,000 рублей за неуведомление налогового органа об операциях с криптовалютами в установленный срок; и в размере 40% от суммы неуплаченного налога за неуплату или неполную уплату налога с операций с криптовалютами.

 

Неоднократный отказ от подачи налоговой декларации по операциям с криптовалютами в течение трёх лет может привести и к уголовной ответственности, предусмотренной соответствующим законопроектом. Систематическое нарушение требований закона может наказываться штрафом, принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, при этом размер штрафа будет зависеть от размера суммы, в отношении которой не отчитывалось лицо. Предусмотрены как крупный размер, для операций на сумму выше 15 миллионов рублей, и особо крупный размер для операций на сумму от 45 миллионов рублей за три года соответственно.

Административный кодекс, как ожидается, также претерпит изменения. Рассматриваемый законопроект устанавливает административную ответственность за незаконную организацию выпуска, незаконное совершение сделок с цифровыми финансовыми активами, а также за незаконный прием цифровой валюты в качестве встречного представления за товары, работы либо услуги (то есть, в нарушение ст. 14 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах…»). Незаконный оборот цифровых финансовых активов и нарушение правил совершения сделок будут наказываться максимальным штрафом до 2 миллионов рублей, а незаконный приём цифровой валюты в качестве оплаты за товары и услуги – максимальным штрафом до 1 миллиона рублей соответственно.

 

Ограничения для чиновников и сотрудников силовых структур

В прежнем формате приобретение криптовалют будет являться законной операцией только для обычных граждан. Отдельные категории граждан – к примеру, чиновники и сотрудники силовых структур – уже не могут законно приобретать и продавать криптовалюты с 1 января 2021 года. Подробности этих ограничений изложены в информационном письме Минтруда России № 18-2/10/В-12085 от 16 декабря 2020 г. В тексте письма даются разъяснения по двум вопросам: какими цифровыми валютами не могут владеть чиновники и какие сведения о цифровых валютах необходимо декларировать. Также дается пояснение по срокам подачи декларации.

Исходя из текста письма, с 1 января 2021 года чиновники, депутаты и иные специальные категории лиц, а также члены их семей не могут владеть цифровыми финансовыми активами, имеющими иностранное происхождение, а также цифровыми валютами, отнесенными к иностранным финансовым инструментам. До 1 апреля 2021 года указанные категории лиц обязаны избавиться от иностранных цифровых валют и цифровых финансовых активов.

По содержанию декларации и срокам ее подачи Минтруд в своем письме поясняет, что, эта информация должна касаться только тех активов и валют, которые были приобретены с 1 января 2021 года, поскольку «… статус цифровых финансовых активов и цифровой валюты в Российской Федерации устанавливается с 1 января 2021 г., не требуется сообщать о соответствующих сделках по приобретению цифровых финансовых активов и цифровой валюты, совершенных в 2020 г.» Информационное письмо Минтруда появилось в связи с Указом Президента № 778 от 10 декабря 2020 года, обязывающем чиновников отчитываться о принадлежащих им цифровых финансовых активах, которые им принадлежат.

 

Как должны будут работать криптобиржи и обменники?

Немного иначе выглядит ситуация в отношении обменников и криптобирж. В принятом законе есть понятие «оператор обмена цифровых финансовых активов», которое по определению ближе всего к работе обменников и бирж, однако, в нем нет четкого указания на то, к каким именно обменникам относится это регулирование: российским, международным с иностранными лицензиями, либо ко всем сразу. Вероятнее всего речь идет все-таки о национальных обменниках и, возможно, об официальных представительствах иностранных бирж, однако, никаких пояснений и четких определений в Законе нет. Зато есть обязанность фактически получать лицензию для работы на территории РФ на крайне жёстких условиях: оператором обмена не может быть кредитная организация, личным законом такого юридического лица может быть только российское право, уставной капитал и размер чистых активов операторов обмена не может быть меньше 50 миллионов рублей, руководство таким юридическим лицом должен осуществлять коллегиальный орган, в состав которого не могут входить оффшорные компании и др. Очевидно, что решение о выдаче лицензии в каждом конкретном случае будет целиком зависеть от решения Банка России.

Действующий закон о ЦФА содержит единственный четко установленный запрет, имеющий значение для всех участников рынка: нельзя принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за товары, работы и услуги, поскольку цифровые валюты не являются законным платежным средством в России, то есть не приравнены к рублю. При этом действующий закон не регулирует ни организацию выпуска, ни организацию оборота криптовалют, он только дает определения этим понятиям в статье 14: «Под выпуском цифровой валюты в Российской Федерации понимаются действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и (или) пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами». Во всем остальном, что касается организации процессов выпуска и оборота криптовалют, закон о ЦФА ссылается на федеральные законы, которые до сих пор не приняты и не являются частью российского законодательства, их попросту не существует: «Организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами.»

 

Что из законодательства по крипторегулированию до сих пор неясно?

Действующее законодательство, а также законопроекты, которые планируется принять, четко характеризуют цифровые валюты как имущество, однако, они не вносят конкретику в регулирование цифровых токенов различных видов, не подпадающих под определение цифровых финансовых активов. Но вполне вероятно, что в ряде случаев некоторые цифровые токены, по сути не относящиеся ни к цифровым финансовым активам, ни к цифровым валютам, могут быть охарактеризованы как товар, поскольку многие из них создаются с целью привлечения средств и активно торгуются на разных площадках. Тем не менее, нельзя сказать, что главная характеристика товара как имущества, которое создается с целью последующей продажи, полностью характеризует такие цифровые токены, виды и назначение которых на сегодняшний день очень разнообразны. Скорее всего, ответ на вопрос о том, к какому типу имущества следует относить их будет получен со временем, с появлением официальных разъяснений регулятора в лице Банка России и появлением соответствующей судебной практики. Но даже в этом случае вряд ли можно будет достичь однородного определения для всех видов цифровых токенов, в силу разнообразия их природы и назначения.

Итак, на начало февраля 2021 г криптовалютой, к примеру, биткоином нельзя расплачиваться за товары и услуги, но его можно приобретать, менять, хранить и продавать, через обменники, не забыв заплатить налог на прибыль. При этом, ни один из действующих законов РФ не устанавливает единую форму отчетности, а о том, что этот налог необходимо уплачивать, можно узнать только из писем Минфина РФ № 03-03-06/1/73953 и № 03-03-06/1/73953: «Логика положений главы 25 НК РФ подразумевает налогообложение всех доходов, полученных налогоплательщиком при осуществлении деятельности, за исключением поименованных в статье 251 НК РФ. Учитывая отсутствие в главе 25 НК РФ особого порядка налогообложения доходов, полученных при совершении операций с криптовалютой, указанные доходы налогоплательщика учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общем порядке».

 

Почему все эти нормы вводятся и каковы тенденции нового регулирования?

На февраль 2021 г перечисленные ограничения существуют только в виде законопроектов и в данный момент не имеют силы. Однако их активное лоббирование и запретительный характер наглядно иллюстрируют общее негативное отношение государственных органов к неконтролируемому, по их мнению, обороту цифровых валют. Подобный подход государства к регулированию криптовалют вызван не только опасениями относительно их бесконтрольного оборота, но и желанием заменить их в обороте на собственную так называемую CBDC – Central Bank Digital Currency, то есть цифровую валюту, выпускаемую непосредственно Центральным Банком. В некоторых странах эта концепция уже успешно реализована - в частности, в Китае, где центральный банк уже выпускает цифровой юань. Ещё в 2017 году глава Банка России Эльвира Набиуллина заявляла:

«Использование криптовалют как денежных суррогатов активно предлагается для расчета за товары и услуги. На наш взгляд, это имеет в качестве риска подрыв денежного обращения, и, конечно, мы использование криптовалют как денежных суррогатов допускать не будем».

Подавляющее большинство экспертов склоняется к тому, что подобное ограничение оборота криптовалют – как раз инициатива Банка России, расчищающая поле для экспериментов с цифровым рублём, что подтверждается и самим Банком России в одном из докладов:

«Цифровой рубль будет дополнительной формой российской национальной валюты и будет эмитироваться центральным банком (Банком России) в цифровой форме. Иными словами, цифровой рубль будет являться цифровой валютой российского центрального банка».

Относительно интересной, но также потенциально негативной является и тенденция к буквальному принуждению иностранных компаний работать только по российским правилам. Так, опубликованный 28 января 2021 года Перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека первым же пунктом обязывает Администрацию Президента Российской Федерации до 1 августа 2021 года подготовить совместно с Правительством Российской Федерации и представить предложения по установлению дополнительных требований к зарубежным технологическим компаниям, осуществляющим деятельность в российском сегменте информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе в части, касающейся открытия представительств этих компаний на территории Российской Федерации. Если подобные требования будут распространяться и на операторов криптоплощадок – а они с огромной долей вероятности будут распространяться на операторов любых онлайн-сервисов-, то, с учётом «свободолюбия» криптобизнеса в целом, неоправданно жёсткие меры могут повлечь массовый исход таких компаний из России. По этой причине, криптовалютное сообщество в России активно выступает против принятия жестких и размытых мер регулирования, и продолжает активно общаться с представителями государственной власти на предмет уточнения и смягчения как действующего, так и предлагаемого законодательства.

 


 

Прочитавших: 3790

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

Роман Бевзенко покидает «Пепеляев Групп»  [847]

VERBA LEGAL усиливает практику налогового консультирования и разрешения налоговых споров  [728]

ЛКП объявляет о присоединении к команде Максима Стража в должности нового руководителя практики «Структурный и Налоговый Консалтинг».   [665]

VERBA LEGAL завершила сопровождение сделки по приобретению одного из крупнейших транспортно-логистических холдингов России  [651]

Юридическая фирма «Городисский и Партнеры» запускает собственное мобильное приложение “Gorodissky IP Mobile” для управления патентами и товарными знаками   [598]