|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
Недавно принятые изменения в российские правила трансфертного ценообразования, несмотря на существенную степень их детализации, на практике оставляют немало открытых вопросов. Один из основных вопросов, носящих скорее организационно-технический, нежели собственно правовой, характер – где найти ту информацию, которая необходима для проведения анализа трансфертных цен.
|
Недавно принятые изменения в российские правила трансфертного ценообразования, несмотря на существенную степень их детализации, на практике оставляют немало открытых вопросов. Один из основных вопросов, носящих скорее организационно-технический, нежели собственно правовой, характер – где найти ту информацию, которая необходима для проведения анализа трансфертных цен. Даже беглый анализ предложенных законом методов определения рыночных цен показывает, что они основаны на исследовании и сопоставлении информации, связанной с деятельностью сторонних хозяйствующих субъектов на том или ином рынке товаров (работ, услуг). Однако подобная информация (цены, объемы деятельности, условия сделок, скидки и т.п.), в силу ее коммерческой значимости, может быть недоступна иным участникам рынка, при том, что закон требует учитывать значительное количество факторов, прямо или косвенно влияющих на применяемые цены. В этой связи перед налогоплательщиками встает вопрос: а где же взять информацию, полнота и достоверность которой не вызывала бы сомнений у налоговых органов и судей? Во-первых, законодательство о трансфертном ценообразовании предлагает пользоваться котировками российских и иностранных бирж, как публикуемых самими биржами, так и содержащихся в официальных источниках информации государственных и муниципальных органов. Однако, далеко не все товары являются торгуемыми, а, кроме того, биржевые котировки могут не отражать информацию о специфике тех или иных заключенных сделках (объемы, условия расчетов, условия поставки и т.п.). Поэтому возможности использования данного источника информации ограничены. В качестве альтернативы биржевым котировкам законодатель предусматривает возможность использования таможенной статистики внешней торговли, сведения о ценах (пределах колебания цен), содержащихся в официальных источниках информации государственных и муниципальных органов (в том числе органов статистики), причем как российских, так и зарубежных стран, а также международных организаций. Однако и данную информацию, даже если она доступна для налогоплательщика, бывает сложно использовать, поскольку степень ее обобщения настолько высока (что называется, средняя температура по больнице), что не позволяет с достоверностью констатировать ее применимость к деятельности данного налогоплательщика. В связи с этим своеобразной палочкой-выручалочкой для налогоплательщика могут выступать профессиональные базы данных, в которых информация представлена в более детализированном виде. К сожалению, приходится констатировать, что рынок российских легальных информационных баз пока еще недостаточно развит. Возможно, принятие нового закона о трансфертном ценообразовании и, как следствие этого, увеличение спроса на ценовую и иную экономическую информацию приведет к увеличению предложения в этой области. В качестве примера российской системы баз данных, содержащей информацию о хозяйственной деятельности российских компаний, можно привести базы данных компании «СПАРК» (http://spark.interfax.ru/Front/index.aspx). Среди прочего данные базы включают в себя финансовую отчетность и отчетность эмитентов значительного числа российских хозяйствующих субъектов. Помимо российских баз данных, налогоплательщикам не следует пренебрегать информацией, содержащейся в базах данных крупных иностранных поставщиков информации. Несмотря на то, что на сегодняшний день информационные услуги данных компаний в основном ориентированы на европейский и американский рынки, уже сейчас предлагаемые ими информационные массивы содержат довольно подробную информацию о российских компаниях. Данные источники информации достаточно успешно используются и профессиональными консультантами при проведении анализа цен (TP benchmarking) для своих клиентов, а также налоговыми органами стран ОЭСР при проверке трансфертного ценообразования налогоплательщиков. Не претендуя на исчерпывающий перечень такого рода иностранных источников информации, упомянем лишь некоторые: - RoyaltyStat (www.royaltystat.com): американская база данных, содержащая информацию относительно ставок лицензионных платежей в отношении различных нематериальных активов и связанных с ними услуг. - Compustat (www.compustat.com): базы данных, созданные агентством Standard & Poor’s, которые среди прочего содержат финансовую информацию о компаниях в разных регионах, в том числе в странах Восточной Европы и России; - Базы Amadeus и Osiris, выпускаемые компанией Bureau van Dijk (www.bvdinfo.com), содержат финансовую и корпоративную информацию о миллионах европейских (включая российские) частных (Amadeus) и публичных (Osiris) компаний. Базы данных снабжены детальной системой поиска, предусматривающей выборку по значительному числу критериев. - Базы One Source Business Browser и One Source Express, выпускаемые компанией One Source (http://www.onesource.com/global-business-information.aspx), предоставляют информацию по североамериканским, европейским и азиатским компаниям, при этом база One Source Express фокусируется на компаниях мелкого и среднего бизнеса. Очевидно, что информация, содержащаяся в указанных выше источниках, не является абсолютной панацеей для всех ситуаций. Такая информация зачастую дает представление об общих показателях финансовой деятельности компании (например, рентабельности), но не об условиях конкретных сделок, поэтому ее применение возможно лишь к ограниченному перечню методов (затратный метод, метод последующей реализации, метод сопоставимой рентабельности). Кроме того, в тех случаях, когда компания, с которой сопоставляется деятельность проверяемого налогоплательщика, ведет одновременно несколько видов деятельности и при этом отсутствует информация о финансовых результатах по каждому виду деятельности компании, правомерность использования имеющейся информации также может быть поставлена под сомнение. Поэтому российским организациям и иностранным компаниям, ведущим деятельность в России, можно порекомендовать использовать весь спектр имеющихся в их распоряжении легальных источников информации. Чем шире информационная база налогоплательщика, тем выше его шансы доказать правильность применяемых им цен. В ситуации, когда новое законодательство о трансфертном ценообразовании переложило часть бремени доказывания на налогоплательщика, это будет совсем нелишним. |
|
Прочитавших: 7598 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Кадровые изменения в Tax Compliance [784] Адвокатское бюро КИАП и девятилетний шахматист Роман Шогджиев объявили о долгосрочном сотрудничестве [768] VERBA LEGAL выступила юридическим консультантом ПАО «Ламбумиз» в рамках подготовки к IPO [717] VERBA LEGAL завершила сопровождение сделки по приобретению Уралхиммаша [675] VERBA LEGAL сопровождает создание совместного предприятия для экспорта российского зерна [430] |
|