|
18 октября 2011 г. состоялось очередное заседание Налогового Комитета Ассоциации европейского бизнеса, на котором на вопросы аудитории о предполагаемых изменениях в новый закон о трансфертном ценообразовании ответил Заместитель Министра Финансов РФ Сергей Шаталов.
Г-н Шаталов отметил, что в настоящее время подготовлено уже около 60 поправок в закон № 227-ФЗ («Закон»), и возможно какие-то из этих поправок Государственная Дума успеет рассмотреть уже на заседании 23 ноября, но, скорее всего, большинство поправок будет принято только весной 2012 года.
Основные вопросы, недостаточно урегулированные в действующей редакции Закона:
Проблемы
|
Комментарии г-на Шаталова
|
1. Должны ли подлежать контролю сделки по предоставлению прав на объекты интеллектуальной собственности?
|
Да. Соответствующие уточнения предполагается внести в Закон.
|
2. Должны ли подлежать контролю сделки по предоставлению заемного финансирования?
|
3. Предполагал ли законодатель контролировать и продавцов, и покупателей (доходы и расходы)?
|
Да, предполагал.
В Закон в этой связи, скорее всего, будут внесены уточнения.
|
4. Как считать сделки между «парой лиц»? Нужно ли складывать суммы сделок по всем договорам между этими лицами, даже если договоры «встречные»?
|
Да, нужно складывать. Если компания А продает товары компании Б на 2 млрд руб. в год, а компания Б оказывает компании А услуги на 1,5 млрд руб. в год, то общая сумма цен по сделкам в этой «паре» компаний – 3,5 млрд руб.
|
5. Будет ли уточняться определение «нематериальных активов», которое используется в Законе (в настоящее время не понятно, какие объекты/права должны включаться в это понятие). Это правовое или экономическое понятие?
|
Да, уточнения обязательно будут, но скорее только весной 2012 года.
|
6. Для определения «пороговых» величин для признания сделок контролируемыми и для определения обязанности уведомлять о них - следует ли складывать годовые обороты компании с несколькими зависимыми лицами (т.е. сделки одного общества с двумя обществами и более), если предметом всех этих сделок являются однородные товары (услуги); или всегда суммирование производится только по «парам» компаний?
|
Предполагается, что нужно суммировать обороты только по «парам» компаний. Вместе с тем, есть определенное беспокойство, что данный подход может быть использован для искусственного структурирования сделок таким образом, чтобы у компании было несколько зависимых контрагентов по типовым договорам, и обороты по каждой «паре» не превышали пороговых значений, т.е. сделки не признавались бы контролируемыми.
|
7. Может ли быть введен в Закон «принцип существенности» (с тем чтобы по контролируемым сделкам установить некий порог, ниже которого отклонения цен от рыночных не будут считаться существенными)?
|
Да, такие поправки предполагаются, вместе с тем пока еще не разработаны корректные определения существенности, и Министерство ждет от налогоплательщиков предложений.
|
8. По сделкам между российскими обществами и постоянными представительствами иностранных компаний одной из сторон сделок является нерезидент, а следовательно сделки контролируются независимо от их суммы. Вместе с тем, по сделкам между резидентами установлено пороговое значение – сделки, сумма которых не превышает 1 млрд руб. (с 2014 года) не контролируются. Будет ли решена проблема с очевидной дискриминацией сделок с постоянными представительствами иностранных компаний, которые в данном случае Закон ставит в худшие условия по сравнению с российскими компаниями?
|
Вопрос сложный и неоднозначный, и у Министерства пока нет решения (если аргументы как в пользу отмены такой дискриминации, так и против ее отмены). Вопрос пока на обсуждении, и в ближайшие месяцы решен не будет.
|
9. Будут ли изменения в те положения 21-й главы «НДС», которые для расчета базы ссылаются на статью 40 НК РФ? Предполагается ли для расчета базы, например, при безвозмездной передаче, ссылаться на положения нового Закона, и какие конкретно положения надо будет использовать, чтобы рассчитать базу по НДС?
|
Внесение определенных поправок в 21 главу в связи с принятием Закона обсуждается Министерством, но окончательного решения пока нет.
|
10. При применении 4 и 5 методов текущая редакция закона позволяет использовать для сравнения только однородные сделки, что на практике может быть невыполнимо. Следует внести в Закон изменения, с тем, чтобы для целей применения этих методов в отсутствие однородных сделок анализировалась бы полностью деятельность участников группы.
|
Министерство поддерживает эту инициативу и ждет предложений от налогоплательщиков.
|
11. По внешнеторговым сделкам между компаниями группы (например, российская компания импортирует товар, закупленный у иностранной компании группы) – будут ли приниматься к вычету т.н. «дебит-ноты», которые выставляет иностранная компания российской, когда у последней в связи с относительно низкими ценами закупки сформировалась «избыточная» (по мнению группы) прибыль, и эту прибыль следует перечислить иностранному поставщику? В этом случае иностранный поставщик бы показал дополнительную налогооблагаемую прибыль за рубежом, а российский покупатель («зеркально») – дополнительные расходы в РФ.
|
Крайне проблематично подтвердить такую «симметричную корректировку» на практике, поскольку в ней задействованы иностранные компании. Пока еще в РФ не работает механизм применений положений международных соглашений («Взаимосогласительная процедура»), и, скорее всего, российские налоговые органы не примут такой вычет у российских налогоплательщиков, и аргументы «с этой суммы мой контрагент заплатил налог за рубежом» не будут приниматься. Российский бюджет пока не готов уступать налоговые поступления иностранным государствам.
|
12. Предполагается ли распространить симметричные корректировки на сделки между российскими обществами и постоянными представительствами иностранных компаний (поскольку обе стороны платят налоги в РФ, но при этом действующая редакция Закона распространяет правило о корректировках только на сделки между российскими компаниями)?
|
Да, предполагается распространить положения о симметричных корректировках на сделки с постоянными представительствами.
|
Кроме того, г-н Шаталов рассказал о новеллах, которые предполагаются к рассмотрению в Государственной Думе весной 2012 года:
1. Налогообложение и правовое регулирование соглашений о распределении расходов между аффилированными организациями (т.н. cost sharing);
2. Изменения в статью 269 НК РФ, которые предполагают включение в нее положений о налоговом режиме доходов, получаемых заимодавцами (кредиторами). В настоящее время статья регулирует налогообложение только расходов заемщиков;
3. Вопросы трансфертного ценообразования по сделкам с участием постоянных представительств иностранных компаний.
| |