|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
|
Друзья, к нашумевшему Докладу ЦБ РФ по криптовалютам, спешим кратко внести больше ясности, учитывая неверные интерпретации и даже некоторую панику. • Доклад консультативный, то есть предполагает общественные обсуждения. Пока это даже не законодательная инициатива, не законопроект. До 1 марта ЦБ будет собирать комментарии. Такая практика принята во многих странах и подразумевает что регулятор изучает / учитывает мнение рынка и органов власти по соответствующей проблеме. • Доклад и позиция ЦБ в нем касается только криптовалют и стейблкоинов. Относительно других разновидностей криптоактивов, индексных фондов, крипто-деривативов ЦБ пока не высказывается. • Криптовалюты, по мнению ЦБ, "включают цифровые валюты [согласно закону о ЦФА], а также ЦФА, которые могут использоваться в иностранной юрисдикции для платежей". • Безусловно, здесь возникают вопросы с квалификацией тех или иных криптоактивов (не всегда очевидно, что подпадает под определение цифровых валют, а что нет), но такие вопросы изначально вольно или невольно были "заложены" в Закон о ЦФА, и соответствующие квалификации делаются предметно по каждому конкретному активу, которые сейчас присутствуют на рынках в большом разнообразии. "Классические" и самые широко известные криптовалюты, очевидно, входят в периметр Доклада. • Есть некоторые особенности. В Докладе ЦБ вводит новую классификацию и новые понятия - "необеспеченные криптовалюты, стейблкоины и токенизированные активы". Пока не понятно, для чего это сделано. При этом, ЦФА и утилитарные цифровые права ЦБ относит к токенизированным активам (на них Доклад не распространяется). Как отмечено выше, ЦФА с платежной функцией "в иностранной юрисдикции" - перемещаются, по мнению ЦБ, в разряд криптовалют. • Относительно владения криптовалютами - ЦБ не высказывает намерения законодательно запрещать владение криптовалютами на уровне частных лиц , но речь идет о мониторинге (включая международное взаимодействие) и возможном введении обязательного декларировании владения криптовалютами. При этом формальный международный информационный обмен по операциям с криптовалютами запустится если и когда будут изменены соответствующие международные соглашения. • Определенные меры (например, по "торможению" на уровне банков операций, где могут быть вовлечены криптовалюты) были в качестве рекомендаций ЦБ РФ представлены еще осенью 2021 года. Пока это рекомендации. • Основной акцент по предлагаемым запретам делается на использование российской инфраструктуры в криптовалютном обороте. ЦБ предлагает полностью закрыть такую возможность (организация выпуска, продажи, обмена и пр.). Это касается национальных финансовых организаций, а также майнинга. Вложения российских финансовых организаций в криптовалюты также предлагается запретить. Покупка, обмен и операции частных лиц на уровне иностранных площадок не входят в периметр запрета. • Относительно обратной силы запретов (распространение действия назад после введения запрета) представитель ЦБ ответить затруднилась. Мы пока считаем это маловероятным. • Что касается возможной ответственности - ее в виде административных штрафов предлагается предусмотреть на уровне закона (что самоочевидно и довольно давно планируется), и это будет касаться нарушений прямо сформулированных запретов, которые также должны быть предусмотрены в соответствующем законе. Пока в отношении цифровых валют законом установлен запрет на получение их в оплату за товары, работы, услуги резидентами РФ. • В целом, Доклад хотя и опирается на международный опыт в плане отношения к криптовалютам и стейблкоинам как к рискованным активам, но делает это лишь для обоснования собственного запретительного подхода (что, конечно, не является универсальной практикой в мире по данной индустрии). Ссылка на Доклад: https://www.cbr.ru/.../Consultation_Paper_20012022.pdf По юридическим, налоговым, комплаенс вопросам этой тематики можно обращаться к нашим специалистам. Будем рады помочь! |
|
Прочитавших: 1130 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости VERBA LEGAL усиливает практику налогового консультирования и разрешения налоговых споров [748] |
|