|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
|
С 20 июня 2022 года вступили в силу изменения исполнительного законодательства, предусмотренные Федеральным законом № 417 от 21.12.2021 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1]. Изменения внесены как в Федеральный закон № 229 от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (далее – «Закон об исполнительном производстве»), так и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Широкомасштабные изменения коснулись автоматизации процессов по вынесению решений Федеральной службой судебных приставов. В настоящее время Федеральная служба судебных приставов вправе без участия ее должностных лиц автоматически выносить ряд постановлений. Такие автоматические постановления могут быть обжалованы в судебном или административном порядке. Об исполнении постановлений юридические лица обязаны уведомлять Федеральную службу судебных приставов. Второй блок изменений коснулся вопросов вынесения постановлений судебными приставами в форме электронного документа, возможности межведомственного обмена информацией и оформления доверенности в электронном виде, а также обязательных реквизитов, указываемых в документах по оплате задолженности в рамках исполнительного производства. 1. Автоматические постановления ФССП 1.1 Основания и порядок вынесения автоматических постановлений Федеральная служба судебных приставов вправе выносить автоматические постановления без участия ее должностных лиц (ст. 14 Закона об исполнительном производстве). Такие постановления могут выноситься в следующих случаях:
Обращаем внимание, что при вынесении постановлений учитываются данные о неуплате в срок денежных взысканий (штрафов), имеющиеся в системе о государственных и муниципальных платежах (далее – «ГИС ГМП»)[2]. Так, если в системе имеются данные, что должник не уплатил штрафы за нарушение федерального законодательства, исполнительное производство возбуждается автоматически. Аналогично, в случае наличия информации о погашении штрафа, исполнительное производство будет автоматически окончено или прекращено. Указанные решения принимаются в форме постановлений Федеральной службы судебных приставов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – «УКЭП») Федеральной службы судебных приставов[3]. После вынесения постановлений они направляются участнику исполнительного производства в единый личный кабинет на портале Госуслуги либо с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – «СМЭВ»), либо иными способами, установленными законом и обеспечивающие фиксацию фактов получения, неполучения либо отказа в получении постановления. СМЭВ используется для обмена информацией в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, документов, размещенных в государственных и иных информационных системах и т.д.[4] Участниками СМЭВ могут быть органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, МФЦ, иные органы и организации. 1.2 Основания и порядок обжалования автоматических постановлений Новыми изменениями был предусмотрен и порядок обжалования автоматических постановлений. Статьями 14, 121, 123 Закона об исполнительном производстве, абзацем 2 части 6 статьи 38 АПК РФ, статьей 22 КАС РФ предусматривается возможность обжалования автоматических постановлений в следующем порядке:
Важно отметить, что обязательный досудебный порядок не предусмотрен, т.е. все способы обжалования автоматического постановления альтернативны. Также изменения не коснулись оснований и сроков обжалования постановлений, установленных Законом об исполнительном производстве и процессуальным законодательством. 1.3 Особенности исполнения автоматических постановлений Введена обязанность юридических лиц уведомлять подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, об исполнении постановлений, вынесенных в форме электронного документа. Уведомление должно быть подписано УКЭП и направлено через портал Госуслуги либо через СМЭВ, либо иными способами, установленными законом и обеспечивающие фиксацию фактов получения, неполучения либо отказа в получении постановления (ч. 7 ст. 14 Закона об исполнительном производстве) в срок, указанный в постановлении. Иные требования к уведомлению установлены Приказом ФССП России от 31.05.2022 № 349 «Об установлении требований к формату уведомления об исполнении постановлений судебного пристава-исполнителя или другого должностного лица службы судебных приставов, постановлений Федеральной службы судебных приставов, изготовленных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2022 № 68782). В случае невозможности направления уведомления указанными электронными способами, оно должно быть направлено на бумажном носителе в срок, указанный в постановлении. 2. Иные изменения Закона об исполнительном производстве 2.1 Постановления судебного пристава в форме электронного документа Аналогичные изменения коснулись и постановлений должностных лиц Федеральной службы судебных приставов. С 20 июня 2022 года судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе выносить постановления в форме электронного документа. Требования к постановлениям и порядку их исполнения идентичны ранее рассмотренным изменениям, касающихся автоматических постановлений Федеральной службы судебных приставов. 2.2 Установлена обязанность органов власти, операторов связи по представлению информации в отношении должника и взыскателя В настоящее время Федеральная служба судебных приставов вправе запрашивать следующую информацию:
Запрошенные сведения должны предоставляться органами и организациями в течение одних суток с момента получения запроса. 2.3 Обязанность указывать УИН при оплате штрафов в ГИС ГМП В случае оплаты задолженности по исполнительному производству соответствующая информация направляется ГИС ГМП с указанием уникального идентификатора начисления по исполнительному производству (далее – «УИН»). В связи с этим в случае отсутствия указания в документе, на основании которого производится уплата задолженности, УИН по исполнительному производству, банк (иная кредитная организация, организация федеральной почтовый связи, иные органы и организации) не вправе переводить денежные средства в счет погашения задолженности (ч. 5 ст. 6.1 Закона об исполнительном производстве). Порядок указания УИН, устанавливаемый Минфином, в настоящий момент отсутствует. 2.4 Доверенность на участие в исполнительном производстве от организации может быть оформлена в электронном виде Для участия представителя организации в исполнительном производстве стало возможным оформить доверенность через ЕСИА[5]. Для целей оформления полномочий указанным способом, подтверждающие их документы должны быть подписаны УКЭП руководителя организации или иного уполномоченного лица. В дальнейшем, оформленные подобным образом полномочия проверяются судебным приставом-исполнителем посредством ЕСИА с использованием СМЭВ. |
|
Прочитавших: 1209 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Кадровые изменения в Tax Compliance [775] Адвокатское бюро КИАП и девятилетний шахматист Роман Шогджиев объявили о долгосрочном сотрудничестве [761] VERBA LEGAL выступила юридическим консультантом ПАО «Ламбумиз» в рамках подготовки к IPO [709] VERBA LEGAL завершила сопровождение сделки по приобретению Уралхиммаша [666] VERBA LEGAL сопровождает создание совместного предприятия для экспорта российского зерна [401] |
|