|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
В данном обзоре рассматриваются:
Проект федерального закона «О федеральной контрактной системе»
Проектом, разработанным Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации, предлагается ввести системное и функционально более полное правовое регулирование общественных отношений, возникающих в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений
Проект Приказа ФСФР России «Об утверждении Порядка ведения реестра владельцев ипотечных сертификатов участия»
Приказ призван урегулировать порядок учета прав на ипотечные сертификаты участия
|
Проект федерального закона «О федеральной контрактной системе» (далее также – «Законопроект») Законопроектом, разработанным Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (далее – «ФАС России»), предлагается ввести системное и функционально более полное правовое регулирование общественных отношений, возникающих в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений. С 1 января 2006г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – «ФЗ № 94»), который принципиально изменил систему госзаказа. В процессе применения ФЗ № 94 законодатель обнаружил ряд недостатков в нормативном регулировании сферы государственного заказа. В целях решения возникших вопросов было разработано два конкурирующих законопроекта: 1) Проект федерального закона «О федеральной контрактной системе», разработанный Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (далее – «ФАС РФ»), опубликованный на сайте ФАС России 9 февраля 2012 года http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/; 2) Проект Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации (далее – «Минэкономразвития России»), опубликованный на сайте Минэкономразвития России 13 февраля 2012 года http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/doc20120213_029В настоящем обзоре рассматриваются наиболее важные изменения, относящиеся к сфере государственного заказа, предложенные авторами Законопроекта. 1. Создание системы уполномоченных органов. Законопроект предполагает создание системы уполномоченных органов, основной функцией которых будет являться размещение заказов в интересах заказчиков. Самостоятельное размещение заказчиками заказов в соответствии с Законопроектом ограничено случаями размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (п.2 ст.55 Законопроекта). Кроме того, порядком взаимодействия уполномоченного органа по размещению заказов для муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений и заказчиков может быть определено право конкретных муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений на самостоятельное размещение заказов. 2. Размещение заказчиками планов закупок на едином общероссийском портале www.zakupki.gov.ru. Законопроект предусматривает обязанность заказчиков (уполномоченных органов) по составлению плана-графика размещения заказов и опубликования такового на официальном сайте. Данная процедура, по замыслу авторов Законопроекта, позволит увеличить количество участников при проведении торгов, а также повысит качество предложений по исполнению контрактов и дисциплину заказчиков по организации закупок. 3. Совершенствование процедур размещения заказа. Законопроект ограничивает сферу применения такого способа размещения заказа как запрос котировок целями (i) обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства, на которой находится заказчик, у иностранных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), (ii) размещения заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, (iii) оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. В остальных случаях предлагается использовать процедуру короткого электронного аукциона с повышением порога закупки до 7 млн. рублей, извещение о проведении которого размещается за 4 рабочих дня до электронного аукциона. В соответствии с Законопроектом заказчик имеет право утвердить закупочную политику по закупкам до 100 тыс. руб. и разместить ее на официальном сайте. В закупочной политике устанавливается право заказчика проводить закупки до 100 тыс. рублей в объеме не более 5 % от годового объема поставок продукции, но не более 5 млн. руб. в квартал. Если заказчик не утверждает закупочную политику, то действуют ограничения на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение квартала на сумму свыше 100 тыс. руб. 4. Типовые контракты. Законопроект предполагает утверждение федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции в определенной сфере деятельности, по согласованию с Минфином России, Минэкономразвития РФ и ФАС России типовых условий контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также типовых требований к товарам (работам, услугам). Заказчики, уполномоченные органы будут обязаны использовать их для составления проектов контрактов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. 5. Дополнительная регламентация начальных (максимальных) цен контрактов. В Законопроекте устанавливается право Правительства РФ определить единый центр экономической конъюнктуры рынков, который осуществляет мониторинг цен на различные товары, работы, услуги, закупаемые для целей обеспечения государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, и размещает результаты мониторинга на официальном сайте. Начальная (максимальная) цена контракта должна включать указание стоимости каждого вида товаров (работ, услуг), входящих в предмет контракта, а также стоимости каждого этапа контракта (если контракт выполняется в несколько этапов). 6. Ограничение возможности закупки отдельных видов продукции. В соответствии с Законопроектом Правительство РФ вправе установить требования к отдельным видам продукции, направленные на ограничение возможности закупки такой продукции в зависимости от ее стоимости или технических характеристик. Высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования имеет право внести дополнения в указанные требования. 7. Привлечение субподрядчиков (соисполнителей) исполнителем по контракту. Предусмотрен запрет на установление ограничений по привлечению исполнителем по контракту субподрядчиков (соисполнителей), за исключением контрактов на выполнение научно-исследовательских работ. 8. Нововведения в регламентации требований к финансовому обеспечению по контрактам. При начальной (максимальной) цене контракта более 10 млн. руб. устанавливается обязательность обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30%. Законопроект содержит исчерпывающий перечень требований к содержанию банковских гарантий и договоров поручительства. Уполномоченный орган должен будет проводить проверку поручителей и включать их в реестр поручителей, размещаемый на общероссийском портале. Все выданные гарантии и поручительства будут учитываться в отдельных реестрах, при этом Законопроектом вводится требование к максимальной совокупной сумме выдаваемых поручительств. 9. Реестр недобросовестных поставщиков (далее – «РНП»). Для повышения эффективности института РНП предусмотрено включение в РНП сведений не только о недобросовестном участнике размещения заказа, но и о физическом лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа или входящего в состав коллегиального исполнительного органа юридического лица – недобросовестного участника размещения заказа, а в случае передачи полномочий единоличного исполнительного органа – сведений о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа и (или) входящего в состав коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, или сведений об индивидуальном предпринимателе, которому переданы указанные функции. Новым основанием для включения сведений о недобросовестных поставщиках в РНП является расторжение контракта по результатам административной процедуры расторжения контракта (п.12 настоящего обзора). 10. Реестр добросовестных поставщиков (далее – «РДП»). Законопроектом предусматривается создание РДП. Лица, внесенные в РДП, представляют обеспечение заявок на участие в торгах и обеспечение исполнения контракта в пониженном размере. Размер такого снижения, а также условия включения в РДП устанавливаются Правительством РФ. 11. Изменения в процедуре обжалования. Законопроектом предусматривается уплата государственной пошлины при обжаловании действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, которая может быть возвращена в случае удовлетворения жалобы. Появляется возможность подачи жалобы в электронной форме. 12. Административный порядок расторжения контракта. Заказчик либо поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В указанном случае он должен направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов для федеральных государственных нужд (далее в целях настоящего пункта «Федеральный контролирующий орган»), уведомление о таком решении в случае существенного нарушения контракта, которое влечет для данного заказчика либо поставщика (исполнителя, подрядчика) такой ущерб, при котором указанный заказчик либо поставщик (исполнитель, подрядчик) лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта. Указанное решение рассматривается межведомственной комиссий при Федеральном контролирующем органе, которая по результатам рассмотрения принимает одно из следующих решений: (i) подтверждает существенное нарушение контракта; (ii) не подтверждает таковое, (iii) о не рассмотрении поступившего уведомления в случае наличия вступившего в законную силу решения суда по вопросу расторжения данного контракта. Срок рассмотрения – 10 дней. Решение межведомственной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня его принятия. 13. Регламентация исполнения контракта. В Законопроекте предусматривается введение публичного контроля за исполнением контракта. Для целей приемки продукции заказчик должен сформировать приемочную комиссию, в состав которой в обязательном порядке включаются представители поставщика (подрядчика, исполнителя). Оплата товара (работ, услуг) производится на основании заключения приемочной комиссии о соответствии товаров (работ, услуг) условиям контракта. Срок оплаты обязательств по контракту не может составлять более 15 дней со дня подписания акта приемки товаров (работ, услуг) по контракту. Оплата производится только при наличии всех сведений и документов по контракту в реестре контрактов на официальном сайте. Если срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по контракту превышает шесть месяцев, в контракте определяется не менее двух этапов его исполнения (за исключением единовременной поставки товаров). Проект Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам «Об утверждении Порядка ведения реестра владельцев ипотечных сертификатов участия» (далее - «Проект Приказа») Подготовленный Федеральной службой по финансовым рынкам Российской Федерации (далее – «ФСФР России») Проект Приказа призван урегулировать порядок учета прав на ипотечные сертификаты участия (далее также «ИСУ»). В 2003 году вступил в силу Федеральный закон от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах», целью которого являлось введение в гражданский оборот новых видов ценных бумаг: облигаций с ипотечным покрытием и ипотечных сертификатов участия. В настоящее время активное распространение получил институт облигаций с ипотечным покрытием. Развитие института ипотечных сертификатов участия сдерживалось отсутствием полноценной нормативной базы, регулирующей процессы выдачи и обращения ИСУ. Именно в силу указанной причины до настоящего времени в России не было осуществлено ни одного выпуска ИСУ. Необходимо отметить, что за прошедший период был принят ряд нормативных актов, направленных на устранение указанного пробела в законодательстве, среди которых: Постановление Правительства РФ от 15.10.2004 № 562 «Об утверждении Типовых правил доверительного управления ипотечным покрытием», Постановление Правительства РФ от 01.06.2010 № 386 «О внесении изменений в Типовые правила доверительного управления ипотечным покрытием»; Приказ ФСФР РФ от 15.12.2009 № 09-57/пз-н «Об утверждении Положения об отчетности управляющего ипотечным покрытием и Положения об отчетности специализированного депозитария ипотечного покрытия»; Приказ ФСФР РФ от 15.12.2009 № 09-58/пз-н «Об утверждении Положения о порядке погашения ипотечных сертификатов участия»; Приказ ФСФР РФ от 15.12.2009 № 09-55/пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания владельцев ипотечных сертификатов участия».. Проект Приказа призван урегулировать порядок учета прав на ипотечные сертификаты участия. Со вступлением в силу положений Проекта Приказа будет практически завершено формирование минимально необходимых нормативных условий для выпуска ИСУ. Проект Приказа устанавливает, что учет прав на ИСУ производится на лицевых счетах в реестре владельцев ИСУ (далее – «Реестр»), ведение которого осуществляется профессиональными участниками рынка ценных бумаг, имеющими лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг (далее – «Регистраторы»), а также, если это предусмотрено правилами доверительного управления ипотечным покрытием, на счетах депо профессиональными участниками рынка ценных бумаг, имеющими лицензию на осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг (далее – «Депозитарии»). Проект Приказа регламентирует виды лицевых счетов, открываемых в Реестре:
2. лицевой счет номинального держателя, открываемый Депозитарию для учета ипотечных сертификатов участия, которыми он владеет в интересах иных лиц; 3. лицевой счет доверительного управляющего, открываемый доверительному управляющему для учета ипотечных сертификатов участия, находящихся в его доверительном управлении; 4. лицевой счет залогодержателя, открываемый залогодержателю для фиксации права залога на ИСУ (лица, указанные в п.1-4, далее совместно именуются «Зарегистрированные лица»); 5. лицевой счет «ипотечные сертификаты участия неустановленного лица» (открывается по заявлению Депозитария при прекращении осуществления им своих функций номинального держателя в случае отсутствия распоряжений клиентов Депозитария о передаче их ИСУ на лицевые счета в Реестре или на счета депо в другом Депозитарии). Функции по ведению Реестра могут осуществляться как Регистратором, так и управляющим ипотечным покрытием и иными лицами, на основании договоров, заключенных с ними Регистратором (далее – «Трансфер-агент»). Проект Приказа устанавливает ряд требований, которым должны отвечать Трансфер-агенты. Следует отметить, что Регистратор, возложивший исполнение своих функций на Трансфер-агента не освобождается от ответственности за нарушение требований по ведению Реестра. В Проекте Приказа содержатся правила открытия и закрытия лицевых счетов Зарегистрированных лиц, ведения журнала регистрации операций; определяется содержание анкет Зарегистрированных лиц и управляющего ипотечным покрытием, а также порядок их изменения. Устанавливается порядок совершения операций по лицевым счетам при выдаче ИСУ, при передаче ИСУ зарегистрированным лицам, при передаче ИСУ на основании актов государственных органов, в порядке наследования, при разделе общего имущества супругов, при реорганизации юридических лиц. Регламентируются операции при залоге ИСУ, основания и порядок внесения записи о блокировании и погашении ИСУ. Проект Приказа регулирует взаимодействие Регистратора с управляющим ипотечным покрытием в части предоставления ему (i) списка владельцев ИСУ, имеющих право на получение выплат по ИСУ, (ii) данных о номинальных держателях, не представивших сведения о лицах, в интересах которых они осуществляют функции номинальных держателей, и количестве ИСУ, учитываемых на лицевых счетах каждого из них. Сведения о вышеуказанных номинальных держателях предоставляются также в ФСФР России. Проект Приказа устанавливает основания и порядок передачи Реестра новому Регистратору, правила составления списка Зарегистрированных лиц при передаче Реестра, основания, сроки предоставления и содержание выписок по лицевым счетам, а также информации из Реестра. Адвокатское бюро «Линия права» принимало участие в разработке всех вышеперечисленных нормативных актов и рассматриваемого Проекта Приказа. Проект Приказа опубликован на сайте ФСФР России 6 февраля 2012 года http://www.fcsm.ru/ru/legislation/documents/projects/. |
|
Прочитавших: 2668 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Кадровые изменения в Tax Compliance [835] Адвокатское бюро КИАП и девятилетний шахматист Роман Шогджиев объявили о долгосрочном сотрудничестве [818] VERBA LEGAL выступила юридическим консультантом ПАО «Ламбумиз» в рамках подготовки к IPO [761] VERBA LEGAL сопровождает создание совместного предприятия для экспорта российского зерна [570] |
|