|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
В данном обзоре рассмотриваются обязательства и последствия вступления России в ВТО
|
Министерская конференция Всемирной торговой организации (ВТО) 15 декабря 2011 года одобрила решение о присоединении России к ВТО. Обязательства России В рамках подписанного протокола о присоединении к ВТО Россия взяла на себя следующие обязательства: Доступ на рынок · отмена количественных ограничений на импорт (квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование или же другие требования или ограничения, не подтвержденные ВТО); · отмена лицензий на импорт алкогольной, фармацевтической продукции и продукции с криптографической технологией (для товаров с криптографической технологией сохраняется система уведомлений (нотификаций). Доступ на рынок товаров · снижение средней ставки импортных пошлин до 7,8% с нынешних 10% на всю продукцию. Для трети товаров снижение произойдет с момента присоединения страны к ВТО. Для импорта еще четверти товаров пошлины будут снижены до обговоренного уровня спустя 3 года; · устанавливаются тарифные квоты для мяса. Объемы продукции, попадающие в квоту, будут облагаться незначительными сборами (от 15% до 0%). Объемы поставки за рамками квот подпадут под заградительный тариф (55% - 80%). Доступ на рынок услуг Россия открывает иностранным компаниям доступ на внутренний рынок товаров и услуг: · общая квота иностранного участия в страховом секторе должна быть повышена с 25% до 50%; · 49%-ое ограничение на участие иностранного капитала в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, трансформируется в 51%-ое ограничение с даты присоединения и отменяется через 5 лет; · иностранные страховые компании смогут открывать прямые филиалы на территории России через 9 лет после присоединения страны к ВТО; · иностранные банки также смогут открыть дочерние компании. Они будут приравнены к отечественным, но общая сумма иностранного капитала в банковской системе России не должна превышать 50%. · в области перевозок компаниям, полностью находящимся в иностранным владении, позволено участвовать в розничных, оптовых перевозках и поставках через торговых посредников; · тарифы на железнодорожные перевозки транзитных товаров к 1 июля 2013 года будут взиматься по правилам ВТО. Россия обязуется применять к перевозкам такой продукции те же ставки, которые она применяет при перевозках сходных продуктов в пределах страны. Экспортные обязательства Вступление в ВТО повлечет за собой ограничение экспортных пошлин по более чем 700 товарным позициям. Ограничения коснутся некоторых продуктов рыбной промышленности, минеральных топлив и масел, кожевенной отрасли, древесины, целлюлозы и цветных металлов. Субсидии · отмена всех программ промышленного субсидирования или их изменение таким образом, чтобы выданные субсидии не были ограничены условиями экспортирования или нацелены на домашнее использование поверх импортированных товаров; · сокращение в два раза общего размера субсидий сельскохозяйственным предприятиям. Кроме того, во избежание излишней концентрации господдержки на определенных видах сельхозпродукции, Россия обязалась до 2018 года направлять на эти цели не более 30% от общей суммы субсидий; · отмена экспортных субсидий для российских сельхозпредприятий; · отмена льгот по НДС для отдельных категорий продукции. Ценообразование на энергоносители Россия продолжает регулировать цены на поставку энергоносителей как для домашнего пользования, так и для других некоммерческих потребителей. При этом за ней сохраняется право применять такое регулирование цен исходя из социально-экономических целей страны. Прозрачность законодательства· обеспечение необходимого уровня прозрачности законодательства и практики регулирования внешней торговли в России. Нормативные акты, регулирующие торговлю, будут публиковаться в официальных источниках, и не будут вступать в силу до момента их официальной публикации; · обеспечение на стадии разработки нормативных правовых актов возможности для всех заинтересованных лиц представить свои комментарии и предложения по проектам таких актов. Помимо вышеперечисленного Россия также приняла на себя обязательства по приведению в соответствие с нормами ВТО, и обеспечению подобного соответствия в будущем законодательного регулирования в следующих сферах: защита интеллектуальной собственности, санитарные и фитосанитарные меры и техническое регулирование, промышленная сборка автомобилей и автокомпонентов. По сути, принятые Россией обязательства направлены на устранение дискриминационных и протекционистских программ и предоставление для иностранных игроков возможностей для выхода на российских рынок, максимально равных по сравнению с отечественными участниками. Последствия вступления в ВТОВступление России в ВТО имеет несколько аспектов. Среди положительных эффектов можно выделить: · создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг благодаря развитию и стабилизации торговых отношений со странами-членами ВТО, а также исключению дискриминации российских товаров на зарубежных рынках; · признание России страной с рыночной экономикой и повышение ее инвестиционной привлекательности, как следствие - приток иностранных инвестиций в страну, появление новых рабочих мест и рост налоговых поступлений в бюджет за счет развития иностранного производства и сбыта на территории России; · выгода для потребителей за счет большого ассортимента более конкурентоспособных товаров и услуг. В то же время отмена льгот (например, по НДС) для некоторых видов отечественной продукции влечет понижение ее конкурентноспособности и, как следствие, финансовые потери для российских производителей; · развитие цивилизованного бизнеса через внедрение в российское законодательство и соответствующую практику внешнеэкономической деятельности международного опыта в области регулирования торговли, норм и правил ВТО, приобщение к высоким технологиям; · адаптация нашего законодательства к международным нормам и как результат - повышение прозрачности бизнеса, снижение коррупции и ослабление лоббирования новых законов, поскольку государство берет на себя четко обозначенные международные обязательства; · доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и, таким образом, устранение дискриминации; · повышение роли маркетинга в деятельности компаний, увеличение рекламы, в том числе имиджевой. В то же время следует иметь в виду, что конкурентные преимущества зарубежных компаний (такие как: больший управленческий опыт, превосходство в производительности труда, упрощенный доступ к более долгосрочным и дешевым финансовым ресурсам) могут привести к: · экспансии иностранных фирм и поглощению относительно слабого производства зарубежными компаниями либо к закрытию предприятий, не выдержавших конкуренции. В частности, высказываются опасения в отношении российской страховой отрасли, связанные с ее слабым развитием в таких сегментах, как страхование жизни или страхование от несчастных случаев. Соответственно, новые участники не столкнутся с сильной конкуренцией и смогут контролировать эти сегменты рынка. · сокращению производства. Ряд экспертов прогнозирует резкое сокращение производства в следующих отраслях промышленности: агропромышленность, легкая и пищевая промышленность, производство лекарств, медицинского оборудования, электроники, автопромышленность, гражданское авиастроение, производство косметики, шин. Среди причин такого сокращения можно назвать несоответствие качества отечественной продукции требованиям ВТО, отсутствие у российских производителей модернизированного оснащения и инновационных технологий. Ряд специалистов отмечает также возможность колебания цен на энергоносители, поскольку выравнивание внутрироссийских цен и транспортных тарифов с мировыми отрицательно скажется на себестоимости производства, приведет к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности. К предсказуемым последствиям можно причислить уменьшение доходной части бюджета вследствие падения объемов ряда производств и снижения таможенных пошлин; возможное повышение налогов; ограничение возможности применения средств таможенно-тарифного и нетарифного регулирования для защиты внутреннего рынка. Некоторые эксперты высказывают опасения относительно ограничения правотворчества Российской Федерации. Комиссия ВТО по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого правительственного органа страны в случае, если такое решение, на ее взгляд, является «более обременительными, чем необходимо». Посредством суда ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные правила и законы. Итак, в краткосрочной перспективе потери от внешнеторговой либерализации будут неизбежны и достаточно существенны. В то же время в перспективе будет проявляться и ряд выгод от присоединения к этой организации, прежде всего за счет роста иностранных инвестиций в Россию. |
|
Прочитавших: 6933 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Кадровые изменения в Tax Compliance [835] Адвокатское бюро КИАП и девятилетний шахматист Роман Шогджиев объявили о долгосрочном сотрудничестве [818] VERBA LEGAL выступила юридическим консультантом ПАО «Ламбумиз» в рамках подготовки к IPO [761] VERBA LEGAL сопровождает создание совместного предприятия для экспорта российского зерна [570] |
|