|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
|
Как мы помогаем бизнесу защищаться от потребительского терроризма? Нередко клиенты приходят к нам с проблемой роста потребительских исков, что влечет за собой увеличение финансовой нагрузки, связанной с выплатой компенсаций, штрафов и неустоек потребителям. С каждым годом количество судебных исков и суммы выплачиваемых компенсаций растут. Потребители становятся более грамотными, нанимают опытных юристов и хотят взыскать с бизнеса как можно больше денег. И здесь на поверхности, в первую очередь, всегда стоит задача грамотно выстроить судебную работу, чтобы максимально защитить компанию клиента и как минимум снизить сумму выплаты. Но судебная защита по многочисленным искам – это уже процесс тушения пожара, а не работа с причинами возгорания. Когда мы спрашиваем клиента, какие у него существуют меры и бизнес-процессы по снижению количества исков, то часто получаем ответ, что внутренних мер особо нет, все решается по случаю, нет ответственных лиц и внутренних процедур.
Ситуация усугубляется еще и тем, что действующий в России Федеральный закон «О защите прав потребителей» является одним из самых жестких в мире и предусматривает множество гарантий именно в отношении потребителей.
Что такое «потребительский терроризм»?
1. Знание закона – сила! Многие компании совершают ошибки при работе с претензиями просто потому, что не обладают достаточными знаниями о нормах законодательства и о тех штрафных санкциях, которые могут возникнуть в результате подобных ошибок. А ведь во многих случаях спорную ситуацию с недовольным покупателем возможно урегулировать мирным путем без суда и с минимальными финансовыми потерями. Стоит также ознакомить штат сотрудников с основными нормами закона, ведь именно ваш персонал взаимодействует с потребителями и должен знать, как правильно себя вести при получении претензий и при взаимодействии с покупателями. Проведите несколько тренингов, чтобы сотрудники могли отработать основные правила на практике. Эффективным будет являться также разработка внутренней процедуры по обработке претензий для сотрудников компании. 2. Полная информация о товарах и услугах при продаже Чтобы избежать исков потребителей в будущем, мы рекомендуем всем нашим клиентам еще на этапе продажи предоставлять покупателям полную и достоверную информацию о продаваемых товарах и услугах. Составьте правильно этикетки для товаров, разработайте грамотный договор купли-продажи или онлайн договор-оферту для сайта, если речь идет о продаже онлайн. Стоит избегать рекламу, которая заведомо вводит потребителя в заблуждение, обещает товар с беспрецедентной скидкой или по акции. При этом такого товара у вас даже нет в наличии. Здесь главная рекомендация – создавайте честную и достоверную рекламу. Опытные юристы в сфере рекламы всегда подскажут как оформить рекламу и при этом не нарушить законодательство. Сделайте грамотный дисклеймер к рекламе, который раскрывает все необходимые условия о покупке товаров или услуг. Данная рекомендация поможет не только снизить количество претензий от покупателей, но и снизит риск нарушения Закона «О рекламе» и получения административных штрафов в связи с такими нарушениями. 3. Надежная гарантийная политика и условия возврата Заранее продумайте свою гарантийную политику, распишите бизнес-процессы, включите необходимые условия в договор купли-продажи (оферту). Одной из причин подачи иска потребителем является неадекватная гарантийная политика, непредоставление потребителю вовремя обратной связи по обращению, игнорирование претензии потребителя. Мы рекомендуем продавцам товаров и услуг прописывать в договоре и на сайте прозрачные и понятные правила гарантийной политики, а также процедуру возврата товара с указанием сроков и контактных данных. Это позволит продавцу держать под контролем претензии потребителей еще на самой ранней стадии до обращения в суд. Есть все шансы урегулировать большинство таких претензий в досудебном порядке. Это существенно сократит расходы продавца. 4. Четко-выстроенный документооборот Если речь идет о торговле офф-лайн, то лучше всего оформлять с покупателями договоры, акты приема-передачи, чеки и иные документы, которые возникают в ходе отношений с потребителем. Данные документы могут спасти ситуацию в будущем в случае возникновения судебного спора. Если говорить об онлайн-торговле, то здесь важно четко прописать все условия в самой онлайн-оферте, наладить процессы электронной рассылки по заказам, онлайн-чеков и прочей важной информации в адрес покупателя. Чтобы весь процесс покупки выглядел понятным и прозрачным. 5. Грамотная претензионная работа с покупателями Пропишите бизнес-процесс, а еще лучше внутреннюю процедуру по обработке претензий, чтобы каждый сотрудник знал, как себя вести при получении претензии. Назначьте ответственного сотрудника и пропишите ответственность работников по соблюдению данной процедуры. Лучше всего выстроить процесс таким образом, чтобы ни одна претензия покупателя не осталась без внимания и была рассмотрена внутри компании. Мы рекомендуем не оставлять претензии без ответа и всегда отвечать на них письменно и с соблюдением установленных законом сроков. По закону срок ответа на претензию составляет 10 дней, срок устранения недостатков товара – 45 дней. Возможно, при рассмотрении претензии вы придете к выводу, что проще всего урегулировать спор мирно без суда. В этом случае важно составить и подписать с покупателем правильные документы для урегулирования претензии, чтобы у покупателя не осталась возможность для дальнейших злоупотреблений. Мы рекомендуем всегда подписывать с покупателем двухстороннее соглашение о выплате компенсации или о замене товара, в зависимости от ситуации. 6. Квалифицированная юридическая помощь в судебных спорах с потребителями Иногда мы наблюдаем в суде за ситуацией, когда на судебное заседание со стороны компании вместо юриста является директор. И это лишь усугубляет ситуацию. Мало того, что бизнес в спорах с потребителями, как правило, является ответчиком и заведомо «виноват», но еще и в отсутствие юриста риски проиграть спор существенно возрастают. Если все-таки потребитель подал против вас иск, то стоит обратиться к профессиональному юристу. Ведь именно юрист обладает знаниями законодательства и опытом ведения судебных споров. Основной задачей опытного юриста в споре с потребителем является использовать все доступные правовые инструменты для победы в споре. А если спор заведомо проигрышный, то задача – максимально снизить сумму компенсации по решения суда. И здесь важно помнить, что ответчик вправе ходатайствовать о назначении судебной экспертизы, которая должна подтвердить все претензии потребителя. Кроме этого, у ответчика в судебном споре есть право заявлять ходатайство о снижении заявленной потребителем суммы неустойки и штрафа. И многие другие навыки и наработки, которые приходят лишь с опытом ведения судебных дел. Немаловажным является также ораторские навыки и возможность представлять позицию устно перед судьей. На практике, в случае грамотно выстроенной позиции защиты суды существенно снижают суммы компенсаций по иску в пользу бизнеса. Однако, все зависит от качества работы юриста.
Юридическая фирма Solid Case специализируется на защите бизнеса в судебных спорах с потребителями в г. Москве и в других регионах России. |
|
Прочитавших: 1377 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости «Городисский и Партнёры» расширяет практику в области франчайзинга [871] |
|