Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

«О чем важно помнить, внедряя в бизнес принципы ESG? Взгляд юриста». Юнона Сизых

 



01.02.2023Alliance Legal CG, www.al-cg.com
      

ESG – это инструмент трансформации бизнеса, где стратегия управления и внутренняя политика компании формируются с учётом целей устойчивого развития. Старший консультант Alliance Legal CG Юноны Сизых рассказала о правовой стороне вопроса и о том, как развивается повестка сегодня.

Концепция устойчивого развития (sustainable development) основывается на трёх составляющих: на так называемых принципах ESG, где E – Environmental, представляет собой повестку, направленную на сохранение окружающей среды путём снижения рисков негативного влияния на неё; S – Social, то есть социальная ответственность, уважительное отношение к трудовым и потребительским правам граждан; и G – Governance, ответственное корпоративное управление с использованием сберегающих технологий.

Логика такова: бизнес может помочь в решении глобальных проблем (прежде всего, связанных с экологией), если он будет осуществлять свою деятельность, опираясь на корпоративное ответственное отношение к окружающему миру, ответственное управление и инвестирование, ответственное отношение к человеку как носителю прав.

По оценкам экспертов, это единственный возможный и необходимый путь реализации международной концепции по обеспечению взвешенного развития всего мира.

Государство совместно с российским бизнесом и юридическим сообществом активно обсуждает ESG-повестку, которая стремительно развивалась в мире на протяжении последних десятилетий. При этом бизнес здесь выступает сразу в нескольких ролях: прежде всего, это компании, производящие товары и/или оказывающие услуги, которые создают новую внутреннюю политику и инструменты для её реализации.

Другими заинтересованными участниками выступают инвесторы, интерес которых к «зелёному» финансированию стимулирует других участников бизнеса внедрять в свои компании ESG-ориентированные стратегии и системы оценки рисков.

Помимо коммерческих инвесторов, значительный интерес к соблюдению бизнесом целей устойчивого развития проявляет государство, оно готово вкладывать ресурсы в компании, реализующие ESG-практики.

Раньше было принято считать, что тема устойчивого развития относится в большей мере к крупному бизнесу (промышленность, нефтегазовая отрасль, банки). Сейчас же её важность для малого и среднего бизнеса не вызывает сомнений. Взять хотя бы производителей экотоваров и продуктов, которые сами являются поставщиками, участвуют в больших производственных цепочках.

ESG-повесткой затрагиваются абсолютно разные сферы, а следовательно, и разные бизнесы: это благоустройство городских и других территорий, включая всевозможные строительные концепции и решения, экологичный транспорт, сельскохозяйственная деятельность и производство, логистическая деятельность, различные производства с использованием «зелёных» технологий, налоговое регулирование в ключе устойчивого развития, интеллектуальная собственность, связанная с разработкой «зелёных» технологий, инвестиционная деятельность, туризм, фармацевтика и другие.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ESG-ПОВЕСТКИ

В России ключевым вопросом в долгосрочной перспективе является формирование национального «зелёного» стандарта.

К примеру, с 1 ноября 2022 года начал действовать Национальный стандарт «зелёного» строительства многоквартирных жилых домов (ГОСТ Р). Он направлен на реализацию международных и российских нормативных актов, призванных обеспечить благоприятную экообстановку и борьбу с изменением климата:

• Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Преображение нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»;

• Парижское соглашение по климату;

• Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе «зелёного») развития Российской Федерации».

Стандарт включает в себя различные категории оценки, в частности организацию и управление строительством, материалы и ресурсоэффективность, рациональное водопользование. Новый стандарт призван закрыть сразу несколько задач:

• снизить негативное воздействие на окружающую среду от строительства и эксплуатации зданий;

• предоставить гражданам возможность приобрести экологичное жильё. Одновременно обсуждается вопрос об установлении системы льгот и иных мер, таких как, например:

  - ссуды компаниям с положительным ESG-рейтингом;

  - хорошие ставки по «зелёной» ипотеке, которые будут способствовать увеличению интереса застройщиков и потребителей к «зелёному» строительству.

Принятый стандарт относится к общему проекту по строительству «зелёных» зданий и сооружений, о котором говорится в Постановлении Правительства РФ об утверждении критериев проектов устойчивого развития.

Важно понимать, что в настоящее время в России только развивается нормативное регулирование, в основе которого лежат устойчивые принципы.

Фактически для реализации ESG-повестки сейчас во многих правоотношениях применяются международные стандарты и принципы, не прописанные в российских законах. В каком-то смысле они подчиняют себе российские законы, неизбежно видоизменяя национальное право.

То есть, с одной стороны, российский бизнес старается придерживаться действующих международных стандартов и принципов, а с другой стороны – он вынужден учитывать особенности национального законодательства, в котором ESG-нормы только-только начинают формироваться.

С КАКИМИ ПРАВОВЫМИ ВОПРОСАМИ ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИВАТЬСЯ В ФОКУСЕ ESG

Безусловно, повестка влияет на законодательное регулирование, требуя модификации законов, включая нормы, регламентирующие правила торговли, строительное, налоговое и другое законодательство. Но если говорить о правовых аспектах с точки зрения самого бизнеса, то важным вопросом здесь является именно координация внутренних и внешних процессов каждой конкретной компании. И в данном случае эту роль должны взять на себя юристы.

Например, компании нужно разработать договор с соблюдением ESG-стандартов или проанализировать представленный «зелёный» контракт. Поскольку на сегодняшний день стандарты устойчивого развития являются дополнением к уже имеющимся в законах требованиям, то задача юриста в такой ситуации будет состоять в исключении противоречий и определении рисков – прежде всего, риска причинения ущерба.

Предположим, иностранный инвестор предложил финансирование на условиях раскрытия компанией технологической составляющей производства «зелёной» продукции для подтверждения соблюдения ею ESG-принципов. Здесь юристу необходимо было бы проанализировать, с одной стороны, в какой степени международные принципы устойчивого развития допускают раскрытие такой информации, не будут ли нарушены права интеллектуальной собственности подрядчика, а с другой стороны, не будет ли причинён ущерб инвестору, если после инвестирования без раскрытия технологической информации окажется, что конечный продукт не соответствует экологической повестке.

Неизбежным для компаний становится также вопрос раскрытия нефинансовой информации (сведения о корпоративных процессах, бизнес-модели, принципах управления) как одного из направлений ESG-политики. Чтобы понять, в какой степени и какую именно информацию надлежит раскрыть компании, потребуется соответствующая оценка её деятельности юристами на основании данных от руководителей, аналитиков и других специалистов компании.

Можно предположить, что для крупных игроков рынка потребуются юристы по направлению ESG в штат компании. Малый и средний бизнес (впрочем, как и крупный) может привлекать для выполнения такой задачи юристов из консалтинговых или юридических фирм. Проблематика в том, что на начало 2023 года не так много юристов, которые специализировались бы на технических отраслевых вопросах, одновременно обладали бы глубокой правовой экспертизой в отрасли или сфере деятельности компании и при этом являлись бы специалистами в области устойчивого развития.

ESG-КОМЬЮНИТИ

Пока правовое сообщество решает этот вопрос, бизнес пытается помочь себе сам, объединяя усилия. Так, в конце 2021 года появился Национальный ESG-альянс, в составе которого уже 28 крупных отраслевых компаний. Политика «открытых дверей» альянса подразумевает возможность присоединения новых участников.

Ещё одним сообществом ESG-ориентированных компаний является российская Лига зелёных брендов. Её участники разрабатывают доступные для понимания критерии «зелёных» товаров. Предполагается, что они будут использоваться в будущей системе национальной экосертификации.

РАЗВИТИЕ ESG-ПРАКТИКИ

Следует понимать, что развитие ESG- практики в России во многом будет зависеть от восприятия бизнесом и обществом значимости концепции устойчивого развития. Государство же, в свою очередь, готово вкладывать ресурсы в компании, реализующие ESG-принципы.

Несмотря на текущую геополитическую обстановку, уже сейчас важно, какое влияние оказывает деятельность компаний на окружающую среду, в какой степени это отразится на экономике страны и на обществе, какой вклад внесёт бизнес в достижение общечеловеческих ценностей.

Включение ESG-повестки в практику компаний, безусловно, важно для бизнеса. Но начинать этот процесс стоит при комплексном правовом сопровождении.

 

Источник: Russian Business Guide
Автор статьи: Юнона Сизых, старший консультант общей практики



Телеграм: t.me/alliancelegalcg

 


 

Прочитавших: 4802

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

Verba Legal сопровождала сделку по покупке X5 фабрики готовой еды в Ленинградской области. Сумма сделки оценивается в 1 млрд рублей.  [1099]

К команде юридической фирмы «Томашевская и партнеры» присоединилась Вероника Варшавская, которая возглавит практику по работе с ЗПИФАми и управляющим компаниями  [1060]

К команде «Томашевская и партнеры» присоединилась Круглова Людмила, которая возглавит комплексную практику «Структурирование и корпоративные налоги».  [1008]

Практика семейного права и наследственного планирования BGP Litigation поддержала pro bono пострадавших в «Крокус Сити Холле»  [904]

Новые назначения в команде VERBA LEGAL   [812]