|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
|
13 декабря 2023 года был опубликован закон, вносящий изменения и дополнения в Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее – «Налоговый кодекс»)[1]. Ниже приведен краткий обзор наиболее значительных изменений и дополнений, внесенных данным законом. Указанные изменения и дополнения, за некоторыми исключениями, вступают в силу 1 января 2024 года.
1. Изменение в части обязанностей налогоплательщика (пункт 5 статьи 13 Налогового кодекса). Обязанность налогоплательщика по хранению в течение 5 лет отчетности по операциям с наличными деньгами и возвратами/аннулированиями не распространяется на налогоплательщиков, применяющих контрольно-кассовые машины с функцией фиксации и/или передачи данных.
2. Изменение в части сроков исполнения налогового обязательства (статья 51-2 Налогового кодекса). Добавлено право на отсрочку уплаты государственной пошлины в суды до 1 года, если финансовое положение юридического лица (за исключением субъекта крупного предпринимательства) или физического лица не позволяет уплатить государственную пошлину при подаче иска, но имеются достаточные основания полагать, что такая возможность появится в течение одного года при наличии соответствующих оснований (причинение ущерба в результате стихийного бедствия, несвоевременная выплата заработной платы и т.д.).
3. Изменение в части налогового обследования (пункт 5 статьи 70 Налогового кодекса). Отменено обязательство налогоплательщика предоставлять налоговому органу нотариально заверенные копии документов, подтверждающих его место нахождение, при предоставлении пояснения о причинах отсутствия в момент налогового обследования. Достаточно предоставить обычные копии документов вместе с оригиналом для сверки должностным лицом налогового органа.
4. Изменения в части камерального контроля (подпункт 2 пункта 2, пункт 2-1, пункт 4 и пункт 6 статьи 96, подпункт 7 пункта 1 статьи 118 Налогового кодекса)[2]. · К пояснению на уведомление об устранении нарушений со средней степенью риска, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, прилагаются выписки из регистров налогового/бухгалтерского учета или документы, подтверждающие достоверность данных налоговой отчетности, а также иные документы по усмотрению налогоплательщика. · Если налоговый орган признает уведомление об устранении нарушений со средней степенью риска, выявленных по результатам камерального контроля, неисполненным, то он не выносит об этом письменное решение. · Истребование документов, не относящихся к описанным в уведомлении об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, не допускается. · Расходные операции по банковским счетам налогоплательщика ввиду неисполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, приостанавливаются по истечении 1 рабочего дня со дня истечения срока для исполнения такого уведомления. · Признание налоговым органом уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, неисполненным не является основанием для приостановления расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента).
5. Изменения в части корпоративного подоходного налога (подпункт 4 пункта 2 статьи 241, пункт 2 статьи 257, подпункт 1-1 статьи 264, подпункты 3 и 4 пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса). · Из совокупного годового дохода подлежат исключению дивиденды, полученные по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов в официальном списке KASE и AIX[3]. Условие об активных торгах ценными бумагами на бирже, по которым выплачиваются дивиденды, отменено.[4] · Из списка расходов, не подлежащих отнесению на вычеты, исключены расходы, понесенные в связи с получением/приобретением цифровых активов, которые реализованы вне биржи цифровых активов в МФЦА[5]. · Профессиональные выплаты за счет средств работодателя в отношении работников, занятых на вредных условиях труда, могут быть отнесены работодателем на вычеты несмотря на то, что такие выплаты не признаются доходом таких работников. · Теперь ограничение на отнесение на вычеты расходов на управленческие, консультационные и другие подобные услуги, включая роялти, распространяется только на случаи приобретения таких услуг у взаимосвязанной стороны, зарегистрированной в юрисдикции со льготным налогообложением[6]. · Исключены из списка видов доходов, подлежащих исключению из налогооблагаемого дохода, вознаграждение по государственным эмиссионным ценным бумагам и доходы от прироста стоимости при реализации государственных эмиссионных ценных бумаг[7] (за исключением вознаграждений, получаемых банками второго уровня по государственным эмиссионным ценным бумагам, выпущенным Национальным Банком Республики Казахстан).
6. Изменения в части индивидуального подоходного налога (пункт 2 статьи 319 Налогового кодекса). В список выплат, не признающихся доходом физического лица, добавлены следующие выплаты: - профессиональные выплаты за счет средств работодателя в отношении работников, занятых на вредных условиях труда; - целевые накопления в ЕНПФ в рамках программы «Национальный фонд – детям»; - материальная выгода от экономии на стоимости товаров, работ, услуг при их приобретении за счет суммы, начисленной за ранее осуществленные покупки или полученные работы, услуги (кэшбек)[8].
7. Изменение в части акциза (подпункт 1 пункта 4 статьи 463 Налогового кодекса)[9]. Ставка акциза на пивоваренную продукцию будет повышена с 79 тенге за литр до 90 тенге за литр.
8. Изменения в части цифрового майнинга (пункт 4 статьи 227-1, пункт 4 статьи 397, статья 606-3 Налогового кодекса). · Теперь размер стоимости цифровых активов определяется на основании данных мировых криптобирж и криптобирж МФЦА[10]. · Теперь оборот по реализации цифровых активов освобождается от налога на добавленную стоимость. · Уменьшен размер ставки платы за цифровой майнинг до 2 тенге за 1 киловатт-час потребленной электрической энергии. Ранее была предусмотрена прогрессивная шкала, где размер ставок варьировался от 1 до 24 тенге за 1 киловатт-час. · Если используется электроэнергия, произведенная из генерирующих установок, не подключенных к единой электроэнергетической системе, ставка составляет 1 тенге за 1 киловатт-час.
9. Изменения в части всеобщего декларирования (статья 632, подпункт 3 пункта 2 статьи и пункт 4 статьи 634, пункт 1 статьи 635 Налогового кодекса). · Установлен единый срок для подачи деклараций в рамках всеобщего декларирования – 15 сентября отчетного года. · Сделано уточнение, что в декларации о доходах и имуществе нужно отражать доходы, подлежащие налогообложению физическим лицом самостоятельно (ранее – доходы, полученные за календарный год). · Сделано уточнение, что в декларации о доходах и имуществе нужно отражать имущество, приобретенное или отчужденное за пределами Казахстана (ранее – имущество, приобретенное или отчужденное как в Казахстане, так и за его пределами). Данное положение не распространяется на физических лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» возложена обязанность по представлению деклараций физических лиц, то есть данные лица должны отражать имущество, приобретенное или отчужденное как в Казахстане, так и за его пределами. · Сделано уточнение, что физические лица, на которых не распространяются положения Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции», не обязаны отражать в декларации о доходах и имуществе сведения об источниках покрытия расходов на приобретение отчетного имущества.
10. Изменения в части налогообложения нерезидентов (подпункты 3 и 6 пункта 9 статья 645, подпункты 3 и 5 статьи 654 Налогового кодекса). · Теперь вознаграждения, полученные нерезидентом по ценным бумагам, торгующимся на KASE и AIX[11], могут быть освобождены от налога, удерживаемого у источника выплаты, при соблюдении следующих условий за календарный год: - объем сделок составляет не менее 25 миллионов тенге в календарный месяц; - количество сделок составляет не менее 50 в календарный месяц. · Вознаграждения и доход от прироста стоимости, полученные в связи с государственными эмиссионными ценными бумагами, исключены из списка доходов, подлежащих освобождению от обложения налогом, удерживаемым у источника выплаты[12].
11. Изменения в части специальных налоговых режимов (подпункт 3 пункта 2 статьи 683, пункты 2 и 7 статьи 696-3 Налогового кодекса). · Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса могут применять лица, осуществляющие сбор и прием стеклопосуды. · Налогооблагаемый доход налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим розничного налога, определяется в порядке, аналогичном порядку определения доходов налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы патента или упрощенной декларации[13]. · Специальный налоговый режим розничного налога не вправе применять юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим (ранее – применяющее только специальный налоговый режим розничного налога)[14].
12. Изменение в части специальных экономических зон (пункт 11 статьи 709 Налогового кодекса). Срок применения налоговых льгот участниками специальных экономических зон будет определяться в следующем порядке: - 7 лет для категории А, то есть проектов стоимостью до 3 000 000 месячных расчетных показателей[15]; - 15 лет для категории В, то есть проектов стоимостью от 3 000 000 до 14 500 000 месячных расчетных показателей[16]; - 25 лет для категории С, то есть проектов стоимостью от 14 500 000 месячных расчетных показателей.
О GRATA International GRATA International является крупнейшей казахстанской независимой юридической фирмой, предоставляющей широкий спектр юридических услуг, которая существует на рынке более 30 лет и является одной из ведущих юридических фирм в Центральной Азии и Каспийском регионе. На протяжении всей своей деятельности Фирма успешно занимается налоговой практикой, в связи, с чем в 2005 году в структуре Фирмы был специально сформирован Департамент налогового права. В отличие от многих консалтинговых компаний налоговая команда GRATA в своем большинстве состоит из юристов и аудиторов, которые имеют опыт работы в органах налоговой службы. Указанное позволяет предоставлять нашим клиентам не только правильные, но и практически применимые консультации.
Наши услуги
· Возврат налогов на прибыль, удерживаемых у источника выплаты, из бюджета; · Возврат НДС из бюджета; · Корпоративное налогообложение; · Налоговое сопровождение и структурирование при сделках M&A; · Налоговые инвестиционные преференции и налоговое планирование; · Налогообложение банковских и финансовых транзакций; · Налогообложение недропользователей; · Налогообложение нерезидентов; · Налогообложение физических лиц; · Правовая экспертиза налогового учета (налоговый аудит); · Представление и защита интересов в ходе налоговых споров.
Для более подробной информации вы можете просмотреть наш сайт www.gratanet.com либо обратиться по tax@gratanet.com [1] Закон Республики Казахстан от 12 декабря 2023 года № 45-VIII «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)». [2] Вступят в силу с 12 февраля 2024 года. [3] На данный момент нет корреспондирующего изменения в соответствующем акте МФЦА. [4] Вступило в силу с 1 января 2023 года. [5] Вступило в силу с 1 января 2023 года. [6] Вступило в силу с 1 января 2023 года. [7] Вступит в силу с 1 января 2030 года. [8] Вступило в силу с 1 января 2018 года. [9] Вступит в силу с 1 января 2025 года. [10] Вступит в силу с 12 февраля 2024 года. [11] На данный момент нет корреспондирующего изменения в соответствующем акте МФЦА. [12] Вступит в силу с 1 января 2030 года. [13] Вступит в силу с 12 февраля 2024 года. [14] Вступит в силу с 12 февраля 2024 года. [15] В 2024 году один месячный расчетный показатель равен 3 962 тенге или около 8 долларов США. [16] Для проектов по производству продуктов питания, текстильных изделий, одежды, кожаной и относящейся к ней продукции, а также производству компьютеров, электронного и оптического оборудования, производству электрического оборудования категория B присваивается при стоимости проекта от 1 000 000 до 14 500 000 месячных расчетных показателей. |
|
Прочитавших: 1091 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости АБ ЕПАМ анонсирует критерии конкурса для будущих юристов «Профи диктуют» [893] Практика банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп» запустила свой Telegram-канал [492] АБ ЕПАМ сообщает о ключевых назначениях [298] CLS объявляет о новых назначениях в налоговой практике и практике ГЧП и проектного финансирования [203] |
|