|
-
Постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 года № 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» (здесь и далее – «Постановление № 218»);
-
Постановление Правительства РФ от 22 марта 2012 года № 233 «Об утверждении правил осуществления государственными заказчиками управления правами РФ на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения» (здесь и далее – «Постановление № 233»).
Постановление № 218 внесло корректировки в деятельность Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, теперь именуемой Федеральной службой по интеллектуальной собственности (здесь и далее – «Роспатент»).
Следует обратить особое внимание на то, как поменялось определение функций Роспатента. Согласно ранее действовавшим нормам , Роспатент занимался контролем и надзором:
-
в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности и
-
в сфере правовой охраны и использования результатов НИОКР и технических работ гражданского назначения, выполняемых за счет федерального бюджета.
Теперь же функции Роспатента сформулированы иным образом:
-
правовая защита интересов государства в процессе оборота результатов НИОКР и технологических работ военного, специального и двойного назначения, созданных за счет государства, а также контроль и надзор в сфере охраны и использования этих результатов;
-
контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и исполнителей государственных контрактов, которые предусматривают проведение НИОКР и технологических работ военного, специального и двойного назначения;
-
оказание государственных услуг в сфере охраны интеллектуальной собственности и нормативное регулирование, связанное с оказанием таких услуг.
Таким образом, очевидно смешение функций Роспатента в сторону более эффективного обеспечения защиты государства как правообладателя на те IP-активы, которые могут быть получены в процессе инновационной деятельности.
Изменения в статусе Роспатента коснулись не только его функций, но и его нахождения в системе исполнительной власти. Если ранее Роспатент находился в ведении Министерства образования и науки РФ, то теперь он будет подчиняться напрямую Правительству РФ. Соответственно, нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ исключены из перечня актов, обязательных для исполнения Роспатентом.
Кроме того, в связи с принятием Постановления № 218 в некоторые нормативные правовые акты были внесены изменения, в частности связанные с указанным выше выводом Роспатента из под контроля Министерства образования и науки. Так, например, из ведения Министерства образования и науки исключены вопросы нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности.
Постановление № 218 ввело уточненный перечень полномочий Роспатента. В частности, можно обратить внимание на такие полномочия как:
-
подтверждение урегулирования правовой защиты интересов РФ в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов НИОКР и технологических работ военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат РФ;
-
учет переданных иностранным государствам лицензий на производство продукции военного назначения;
-
ведение единого реестра результатов НИОКР и технологических работ военного, специального и двойного назначения.
В свою очередь, Постановление № 233 имеет своей целью упорядочение процесса управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу государственных заказчиков.
В соответствии с Постановлением № 233 государственному заказчику передаются полномочия по отчуждению, предоставлению права пользования результата интеллектуальной деятельности, в том числе внесение данного результата в уставной капитал хозяйственного общества или товарищества.
Постановлением № 233, кроме указанного выше, также определяются условия, при которых руководителем государственного заказчика может быть принято решение об утрате необходимости сохранения права Российской Федерации на созданный результат интеллектуальной деятельности, например:
-
принятие решения о снятии с производства или вооружения продукции, созданной с использованием данного результата интеллектуальной деятельности;
-
прекращение оснований для изъятия результата из гражданского оборота;
-
неиспользование результата в течение 4 лет с момента оформления на него права Российской Федерации.
Если результат интеллектуальной деятельности используется при реализации государственного оборонного заказа, то с лицом, выполняющим данный заказ заключается лицензионный договор, который подлежит направлению в Роспатент в течение 3 дней с момента заключения. На данный договор могут распространяться требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
При этом лицензиаты обязаны подавать отчеты об использовании результатов интеллектуальной собственности для целей мониторинга государственным заказчиком.
| |