|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
|
Валерия Дозорова, юрист практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры» комментирует введение туристического налога. В 2017 году был принят федеральный закон[1] о проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры. В рамках эксперимента в некоторых регионах предусмотрели взимание с туристов курортного сбора. Основная идея в том, чтобы направлять собранные средства на развитие и улучшение курортной инфраструктуры. Изначально в качестве территорий эксперимента были выбраны Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край и Ставропольский край, а сам эксперимент должен был завершиться в конце 2022 года. Однако в декабре 2022 года эксперимент «расширился» и к названным регионам добавили Санкт-Петербург и федеральную территорию «Сириус», а срок проведения был продлен на два года, то есть до конца 2024 года[2]. С учетом скорого окончания эксперимента, в июле 2024 года были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ[3] и на смену курортному сбору придет туристический налог. Изменения вступят в силу с 1 января 2025 года и позволят местным органам власти во всех регионах предусмотреть новый местный налог. На примере Санкт-Петербурга разобрали «как было» и «как будет».
Как было. Курортный сбор В Санкт-Петербурге курортный сбор ввели с 1 октября 2023 года, однако фактически он начал взиматься с 1 апреля 2024 года и обязанность по его уплате сохраняется до конца этого года. Курортный сбор взимается лицами, оказывающими гостиничные услуги: гостиницами, апарт-отелями, хостелами и т.д. Все они в законе объединены термином «оператор курортного сбора». Граждане, которые посуточно сдают комнаты, квартиры или дома, сбор не взимают. Сейчас курортный сбор представляет собой дополнительную плату, которая не включается в стоимость проживания, и составляет 100 рублей за сутки (не считая дня заезда). Если постоялец пробыл в отеле менее 24 часов, то платить не нужно. Есть также льготные категории лиц, которые освобождены от уплаты. Например, не уплачивают сбор лица, имеющие место жительства или право собственности на жилую недвижимость на территории Санкт-Петербурга. В июле этого года власти Санкт-Петербурга также предусмотрели ответственность за нарушение требований как для операторов курортного сбора, так и для отказывающихся от его уплаты гостей. В последнем случае установлен штраф в размере от 500 до 2 000 рублей. До конца 2024 года гостиницы и отели должны информировать гостя об обязанности уплатить сбор, а также об административной ответственности за неуплату в виде штрафа. В случае отказа постояльца перечислять сбор в проживании не откажут, но оператор предложит заполнить заявление установленной формы об отказе уплачивать курортный сбор. Если гость не подпишет бланк, то отель составит самостоятельно уведомление о невозможности удержать сбор. Документы оператор должен передать в Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга, который администрирует проведение эксперимента и, в частности, занимается вопросами привлечения к административной ответственности. Собранные средства операторы в предусмотренный срок перечисляют в бюджет. Город должен направлять их на развитие городской инфраструктуры. Контроль за целевым расходованием средств осуществляет Общественный совет, созданный при Комитете по развитию туризма Санкт‑Петербурга. Несмотря на внушительность сумм, собранных за время эксперимента (по недавним заявлениям собрали около 640 млн. рублей), администрирование уплаты курортного сбора достаточно трудозатратно как для отельеров, так и для контролирующих органов. Тем более, что по природе своей такой сбор является фискальным платежом и порядок его уплаты должен регулироваться не иначе как налоговым законодательством. В итоге, следствием эксперимента стали поправки в Налоговый кодекс РФ.
Как будет. Туристический налог С 1 января 2025 года любое муниципальное образование может ввести туристический налог. Решение принимают местные власти, а в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – региональные. Налог будет поступать в местный бюджет. Налогоплательщиками станут те, кто предоставляет гражданам услуги по временному проживанию (т.е. отели, гостиницы и т.д.). Но фактически платить его будут постояльцы, т.к. налог будет включен в стоимость гостиничных услуг в отличие от курортного сбора. Оказание гостиничных услуг будет признаваться объектом налогообложения, если:
То есть как и в случае с курортным сбором, если останавливаться у частных лиц, то платить налог не нужно будет. Налог подлежит начислению на всю сумму услуг по временному размещению (без НДС и туристического налога). Ставка налога в 2025 году составит 1% и каждый год будет повышаться на еще 1% до предельных 5%:
Предусмотрена возможность дифференцировать ставки в зависимости от сезонности и(или) категории гостиницы. Однако в любом случае минимальная сумма налога должна составлять не менее 100 рублей в сутки. Тем самым, для исчисления налога в 2025 году по ставке 1% стоимость номера за сутки должна составлять от 10 000 рублей. При меньшей стоимости налог рассчитают путем умножения количества дней проживания на 100 рублей. Если курортный сбор уплачивался каждым гостем старше 18 лет, то размер налога не будет зависеть от количества и возраста проживающих. Предусмотрен также перечень категорий льготных лиц, с которых налог не будут взимать, включая ветеранов ВОВ, инвалидов I и IIгруппы. Полный перечень льготников предусмотрен статьей 418.4 Налогового кодекса РФ. Местные (региональные) власти могут его дополнять. Для применения льготы при заселении необходимо будет предъявить документы, подтверждающие, что гость относится к одной из названных категорий. Общий размер налога к уплате в бюджет определяется по итогам квартала и перечисляется не позднее 28 числа первого месяца следующего квартала. Уже вышли и разъяснения ФНС[4], согласно которым рассчитываться налог будет в течение того налогового периода (квартала), в котором произведен полный расчет за оказание услуг по временному проживанию, и по той ставке, которая действует на момент такого расчета. Даты фактического получения услуги или частичной оплаты не будут иметь значения. Приводится и пример: «В марте 2025 года гражданин оплатил 50% услуги по временному проживанию в гостинице в июле 2025 года. В июне он произвел полный расчет за услуги по временному проживанию - внес оставшиеся 50%. Ставка туристического налога во II квартале 2025 года равна 1%. Туристический налог в этом случае необходимо исчислить во II квартале 2025 года по ставке 1%». В Санкт-Петербурге законопроект о введении туристического налога уже одобрен в первом чтении. В рамках проекта утверждены следующие ставки:
1% – с 1 января по 31 марта и с 1 октября по 31 декабря; 2% – с 1 апреля по 30 сентября;
1,5% – с 1 января по 31 марта и с 1 октября по 31 декабря; 3% – с 1 апреля по 30 сентября. Проектом также дополнен перечень льготных категорий. Так, к примеру, к их числу отнесены члены малоимущих семей, лица с местом жительства на территории Санкт-Петербурга. Собственников жилой недвижимости, однако, не включили в число льготников ни на федеральном, ни на региональном уровне. В пояснительной записке к законопроекту доходы бюджета Санкт-Петербурга от уплаты туристического налога в 2025 году оценены в размере 1 млрд. рублей. Если закон примут до 1 декабря, то налог начнут уплачивать в Санкт-Петербурге уже с 1 января следующего года. Многие регионы также заявили о намерении ввести новый налог, в том числе Великий Новгород, Архангельск, Казань. В отличие от курортного сбора, имеющего конкретную целевую направленность, собранные от налога средства муниципалитеты смогут распределять самостоятельно, то есть не только на развитие туризма. Не все согласны с окончанием эксперимента. Недавно в Госдуму был внесен законопроект[5] о продлении его действия еще на 5 лет. Инициатором выступила Дума Ставропольского края. Авторы предлагают дать регионам на территории эксперимента право выбора: либо продолжать собирать курортный сбор, либо ввести туристический налог. Также проектом предусмотрено увеличение максимального размера сбора до 200 рублей в сутки. Пока проект только зарегистрирован и направлен в комитет по бюджету и налогам. [1]Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». [2]Федеральный закон от 05.12.2022 № 489-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». [3]Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». [4]https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/15398197/. |
|
Прочитавших: 268 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости VERBA LEGAL сопровождает создание совместного предприятия для экспорта российского зерна [807] «Городисский и Партнёры» расширяет практику в области франчайзинга [658] |
|