|
В США день 1 января называют «днём публичного домена» (если использовать российский термин, то это будет «день общественного достояния»). В этот день в публичный домен, то есть в общественное достояние, поступает очередная порция художественных произведений, ранее защищённых копирайтом.
Правила исчисления сроков охраны в США довольно хитрые, так что это не те же самые произведения, что в этот день поступили в общественное достояние в РФ или других странах.
В новом, 2025 году, в публичный домен в США поступили все произведения от 1929 года, а также фонограммы за 1924 год.
Среди тысяч других произведений в списке можно обнаружить вот что:
«Прощай, оружие» Эрнеста Хемингуэя;
«Шум и ярость» Уильяма Фолкнера;
«Мальтийский сокол» Дэшила Хэммета;
«Болеро» Мориса Равеля;
«Моряк Папай» и «Приключения Тинтина» (комиксы).
Теперь эти произведения и образы в США могут использовать любые желающие – без страха быть привлечёнными к ответственности за нарушение копирайта.
Комментарий Сергея Будылина, советника Адвокатского бюро «Бартолиус», к.ф.-м.н. LL.M:
В США правообладатели ведут непрерывную борьбу за удлинение сроков копирайта. Изначально работы от 1929 года должны были попасть в общественное достояние в 1985 году. Однако затем это событие было отложено до 2005 года (срок охраны был увеличен до 75 лет). Однако и в 2005 году долгожданного события не произошло: Конгресс увеличил срок охраны до 95 лет.
Закон о продлении сроков, кстати, иронично называли «Законом Микки Мауса». Не последнюю роль в принятии закона сыграли лоббисты, работающие на компанию Disney; одним из её ключевых активов был и остаётся образ знаменитого мышонка. Но вот теперь и увеличенные сроки истекли. Первые изображения Микки Мауса попали в общественное достояние ещё в прошлом 2024 году. Теперь к ним присоединились ещё несколько мультфильмов про мышонка – а с ними и многие другие произведения.
Конечно, потребителям произведений искусства очень хотелось бы иметь легальную возможность наслаждаться ими бесплатно. Однако многие ли художники захотят творить искусство лишь ради искусства? Закон о копирайте обеспечивает экономические интересы художников и их наследников – а, значит, создаёт необходимые для продолжения творчества экономические стимулы!
Поскольку срок жизни в США за последние десятилетия сильно увеличился, то и продление срока действия копирайта выглядит более-менее логично. Но юридические лица бессмертны – и не значит ли это, что права киностудий, например, должны длиться вечно?
Думается, киностудиям такая идея очень понравилась бы. К счастью для нас, зрителей, Конгресс оказался не готов к столь радикальным реформам, поэтому фильмы 1920-х годов уже все поступили в общественное достояние. Ну а уж дальше – как пойдёт…
По материалам The Center for the Study of the Public Domain at Duke Law School
| |