|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
Высший Арбитражный суд РФ опубликовал 10 апреля 2012 года на своем сайте http://www.arbitr.ru постановление пленума ВАС от 23.03.2012 № 14 «Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий» (далее - Постановление).Постановление, в частности, содержит разъяснения по некоторым проблемным моментам, которые на практике нередко могли приводить к признанию банковской гарантии ничтожной в силу ст. 168 ГК РФ, как не соответствующей закону. Более детальный анализ разъяснений, сформулированных в Постановлении, позволяет сделать определенные наблюдения.
|
1. Достаточные критерии для идентификации в банковской гарантии обеспеченного обязательства (п. 1 ст. 369 ГК РФ) Следуя формулировке п. 1 ст. 369 ГК РФ, банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства).
Из этой формулировки арбитражная практика делала вывод, что обязательство, в обеспечение которого выдается банковская гарантия, должно быть подробно прописано непосредственно в тексте гарантии. В случае если банковская гарантия такой конкретизации не содержала, она автоматически признавалась ничтожной в силу ст. 168 ГК РФ, как не соответствующая закону1. Так, положения п. 1 ст. 369 ГК РФ должны считаться выполненными, если в тексте гарантии указаны:
Таким образом, разъяснения ВАС допускают большую свободу усмотрения при формулировании предмета банковской гарантии, в то же время, очерчивая четкие рамки для возможности оспаривания гарантии как ничтожной вследствие недостаточной идентификации обеспеченного обязательства. Однако же арбитражные суды в практике, сформировавшейся с 2005 года2, настаивали на том, что срок банковской гарантии обязательно должен совпадать со сроком, установленным для исполнения обеспеченного ею основного обязательства.
С отсылкой к п. 1 ст. 369 ГК РФ («банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение основного обязательства») презюмировалось, что если срок банковской гарантии не совпадает со сроком исполнения основного обязательства, то у банковской гарантии изначально отсутствует обеспечительная функция – с тем необходимым результатом, что такая банковская гарантия ничтожна в силу ст. 168 ГК РФ, как не соответствующая закону3.
При этом суды требовали, чтобы обеспечение «части обязательств» было явно прописано в гарантии – иначе автоматически признавалось отсутствие обеспечительной функции.
Во-первых, ВАС признает очевидный факт, что ГК РФ, регулируя содержание банковской гарантии, не требует, чтобы срок, на который выдана гарантия, был равен или превышал срок исполнения обязательства, которое обеспечивается гарантией (п.2 Постановления). То есть, в дальнейшем автоматический вывод судов о ничтожности банковской гарантии, срок которой не совпадает со сроком обеспеченного обязательства, не может рассматриваться как правомерный: если банковская гарантия выдана на срок, меньший, чем срок исполнения обеспеченного обязательства, она не может быть признана недействительной по основанию отсутствия обеспечительной функции, так как она обеспечивает иные обязательства, которые могут возникнуть между принципалом и бенефициаром до наступления срока исполнения основного обязательства (например, в связи с односторонним отказом от исполнения договора, расторжением договора, которые влекут возникновение у кредитора права требовать возмещения убытков, возврата предварительной платы и т.п.). Использование для этих целей факсимильного воспроизведения подписи, электронной подписи, равно как и любого другого аналога собственноручной подписи п. 2 ст. 160 ГК РФ целиком оставляет на усмотрение сторон сделки. Однако же суды зачастую ограничивали по своему разумению данную диспозицию и, в частности, нередко признавали ничтожными банковские гарантии, выданные с использованием системы СВИФТ7, т.е. путем обмена электронными сообщениями.
Несоблюдение письменной формы (как императивного требования) применительно к банковской гарантии приводило с неизбежностью к ее ничтожности, как сделки, противоречащей закону8, даже, несмотря на то, что ГК РФ прямо предусматривает в ст. 162 совершенно иные последствия несоблюдения простой письменной формы.
Таким образом, ВАС смещает акцент при оценке соблюдения письменной формы банковской гарантии с подтверждения факта подписания документа полномочным представителем банка на сам факт выпуска документа банком. Открытым текстом Постановление констатирует вывод, что требования ст. 368 ГК РФ о письменной форме банковской гарантии считаются соблюденными, когда гарантия выдана в форме электронного сообщения с использованием телекоммуникационной системы SWIFT (СВИФТ).
Таким образом, ВАС напоминает судам о существовании правовой позиции, сформулированной еще в информационном письме президиума ВАС от 15.01.1998 № 27, которую суды в последующем, очевидно, предпочитали игнорировать. Ранее судебной практикой уже подтверждалось, что нормы ГК РФ, регламентирующие выдачу банковской гарантии, не предусматривают требования по подписанию договора главным бухгалтером9. Кроме того, подобная позиция судов применима и к другим видам обязательственных отношений. Так, в частности, в п. 4 совместного постановления пленумов Верховного Суда РФ и ВАС № 33/14 от 04.12. 2000 уже констатировалось, что данная норма Закона 129-ФЗ не применяется по отношению к векселям. То есть, судебная практика изначально придерживается позиции, что требования Закона 129-ФЗ не могут конкурировать с положениями ГК РФ в части установления дополнительных требований к действительности сделок. В этом отношении Постановление в очередной раз отмечает, что согласно положениям ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами; при этом главный бухгалтер юридического лица не является органом юридического лица, следовательно, отсутствие подписи главного бухгалтера на документах, составленных юридическим лицом, не свидетельствует об отсутствии воли юридического лица на совершение соответствующей сделки (п. 4 Постановления).
Следует отметить, что и сам Закон 129-ФЗ утрачивает силу с 01.01.2013 в связи с принятием нового Закона о бухгалтерском учете10, положения которого уже не содержат обязательного требования касательно подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах организации.
Данный законопроект, в частности, предполагает существенные изменения в действующем законодательном регулировании банковских гарантий (которые в законопроекте называются «независимыми гарантиями»). При этом срок гарантии является одним из таких обязательных реквизитов – без дальнейших уточнений касательно того, должен ли такой срок обязательно совпадать со сроком обеспеченного обязательства.
В то же время, следует отметить, что применительно к требованию соблюдения письменной формы законопроект проявляет больше либеральности, чем Постановление, устанавливая возможность выдачи гарантии в любой письменной форме, позволяющей достоверно определить условия гарантии и удостовериться в подлинности ее источника в порядке, предусмотренном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром (см. п. 2 ст. 368 в редакции Проекта Федерального закона № 47538-6). С одной стороны, отмечается стремление государства сделать регулирование института банковских гарантий более либеральным – так, чтобы стороны правоотношений, связанных с использованием банковской гарантии, могли в большей степени полагаться на ее действительность, не опасаясь за то, что гарантия в любой момент может быть признана ничтожной, как не соответствующая закону (статья 168 ГК РФ), по любому основанию. С другой стороны, приходится констатировать отсутствие на данный момент какой-либо четкой концепции дальнейшего развития института банковской гарантии, что в совокупности с преобладающим нормативистским подходом судов к любым законодательным нововведениям может привести к непредсказуемым затруднениям для участников оборота, т.е. к появлению новой волны гарантий, признаваемых ничтожными согласно ст. 168 ГК РФ. _____
1См., напр.,: |
|
Прочитавших: 5417 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости АБ ЕПАМ анонсирует критерии конкурса для будущих юристов «Профи диктуют» [663] Практика банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп» запустила свой Telegram-канал [96] |
|