|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
![]() | ||||
|
Правительство утвердило и опубликовало документ с витиеватым названием «Национальная модель целевых условий ведения бизнеса до 2030 года». К нему прилагаются ключевые показатели эффективности, а к каждому из них — дорожные карты с пунктами, описывающими, каким образом будут достигаться эти цели. Документ концептуальный, а потому не очень конкретный, однако некоторые идеи выглядят интересными. Например, в закон о банкротстве предполагают ввести новую реабилитационную процедуру, а действующую в настоящее время процедуру наблюдения использовать как можно реже. К декабрю 2026 года ожидается подготовка доклада с предложениями о регулировании трансграничного банкротства на основе актуальной судебной практики. В более отдаленной перспективе — к февралю 2029 года — должна появиться возможность выдачи всех исполнительных листов в электронном виде. А по требованиям предпринимателей, вытекающим из поставки, выполнения работ или оказания услуг, рассматривается идея исключить правило об уменьшении неустойки в судах — во всяком случае, предприниматели смогут об этом заранее договориться. Для противодействия сутяжникам обсуждается введение института предварительного обеспечения покрытия судебных расходов — креативно и смело. В закон допускают внесение нормы, позволяющей органами власти заключать мировые соглашения — этого действительно не хватает в административных спорах. Сейчас в процессуальных кодексах нет формального запрета на такие соглашения, однако по понятным причинам чиновники опасаются примиряться с бизнесом в судах. Налоговые споры на досудебной стадии, по замыслу авторов Модели, должны стать еще более эффективными. Главная цель — сократить количество дел в судах. Для этого налогоплательщикам намерены предоставить такой известный в западной практике инструмент, как «рулинг» — возможность получить предварительное мнение о налоговой квалификации хозяйственной операции. Круг налогоплательщиков, имеющих право на такое мнение, будет расширяться, поскольку налоговый мониторинг доступен не всем. Объем обращений предполагается ограничить высоким порогом государственной пошлины. В планах также повышение состязательности налоговых споров. В частности, налогоплательщики смогут инициировать очное и коллегиальное рассмотрение их жалоб (правда, закон и сейчас предусматривает возможность личного участия налогоплательщика, но такой порядок почти не применяется на практике). Эта возможность станет доступна не для всех и будет ограничена определенными критериями, которые еще предстоит разработать. Очень необычное предложение — выделить из числа работников налоговых органов федеральных налоговых «арбитров», которые должны коллегиально принимать решения по жалобам. Здесь, конечно, можно пофантазировать о том, смогут ли когда-нибудь налогоплательщики определять среди «арбитров» тех, кому они доверят свои жалобы. Ведь если арбитра нельзя выбрать, то чем он отличается от обычного чиновника? Либерализацию административного порядка рассмотрения жалоб намерены усилить вовлечением в этот процесс общественного представителя по защите прав налогоплательщика. Он получит возможность участвовать в рассмотрении и высказывать свою позицию. Как можно оценить Национальную модель? Разве что пока только как модель. Сейчас мы наблюдаем явный перекос в правоприменении в пользу публичного элемента, и всё меньше верится в то, что бизнесу в обозримой перспективе по силам восстановить паритет. А куда на самом деле пойдет регулирование, покажет время. |
|
Прочитавших: 121 |
|