После вступления нового Регламента в силу утрачивает силу предыдущий регламент проведения проверок от 24.02.2010.
В новом регламенте вводятся следующие изменения и дополнения:
-
уточняется, что некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10, 11, 11.1, 14 - 17.1, 19 - 21 Закона о защите конкуренции при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. При этом указывается, что на основании Закона о защите конкуренции не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций;
-
расширяется перечень обязанностей должностных лиц антимонопольного органа. В частности, согласно положениям нового Регламента должностные лица не вправе требовать документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации, или документов, не относящихся к предмету проверки. Кроме того вводится обязанность должностных лиц осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;
-
в Регламенте вводится раздел «Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю», которым устанавливается обязанность проверяемого лица предоставить по мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы, объяснения, информацию в письменной или устной форме соответственно, включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях;
-
перечень оснований внеплановой проверки дополнен правом проведения проверок при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в порядке, установленном главой 7 Закона о защите конкуренции;
-
к формам проверки добавляется «документарная форма», которая представляет собой письменный запрос документов. В соответствии с регламентом 2010 года антимонопольные органы также имели право запрашивать документы путем направления письменных запросов, однако детальное регулирование таких запросов появляется только в новом Регламенте. Основной особенностью документарной проверки, согласно новому Регламенту, является то, что истребование документов и информации допускается в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении антимонопольного органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение проверяемым лицом требований, установленных антимонопольным законодательством;
-
Регламентом устанавливается, что выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке антимонопольному органу не представляется возможным:
-
удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении антимонопольного органа документах проверяемого лица;
-
оценить соответствие деятельности проверяемого лица требованиям антимонопольного законодательства без проведения соответствующего мероприятия по контролю;
-
устанавливается, что проверяться могут вместе с основным лицом его филиалы и представительства;
-
в Регламенте подробно раскрывается порядок проведения досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействий) антимонопольного органа и решений, принятых (осуществляемых) в ходе проведения проверок;
-
приводится исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается;
-
вводятся в действие дополнительные формы документов, ранее не используемые согласно предыдущей версии регламента. В частности, устанавливается форма отчета об исследовании документов (информации), содержащихся на электронном носителе информации и образец жалобы на действия (бездействия) антимонопольного органа (должностного лица антимонопольного органа).
Несмотря на то, что новый Регламент во многом основан на ранее действовавшем регламенте 2010 года, мы отмечаем, что его положения структурированы с большей ясностью и более подробно раскрывают отдельные аспекты проведения проверок антимонопольным органом. Юридические лица, в отношении которых инициируется такая проверка, помимо других способов доказывания своей позиции могут опираться на данный Регламент при оспаривании процессуальных нарушений, если таковые будут допущены со стороны проверяющего органа.
Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста: к Николаю Вознесенскому, Руководителю Антимонопольной практики Goltsblat BLP по тел. +7 495 287 44 44, либо по электронной почте Nikolay.Voznesenskiy@gblplaw.com или к Виталию Дианову, Старшему юристу Антимонопольной практики Goltsblat BLP по тел. +7 495 287 44 44, либо по электронной почте Vitaly.Dianov@gblplaw.com |