|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
|
В последнее время в моей юридической практике наибольшую массу дел составляют дела связанные с взаимоотношением юридических лиц с органами налоговой полиции. Действительно в последнее время резко увеличилилось количество проверок финансовой деятельности юридических лиц органами налоговой полиции. В связи с этим наиболее частым вопросом моих клиентов является вопрос, о том, какие полномочия возложены на сотрудников налоговой полиции, как себя вести во время таких проверок, какими правами обладают и те, и другие и т.д. И действительно, вникая в каждую ситуацию, я прихожу к заключению о том, что, не только многие руководители организаций и учреждений, но иногда и аудиторы при контакте с органами налоговой полиции слабо разбираются в правовых аспектах взаимоотношений с налоговой полицией: правах, обязанностях, ответственности. Конечно мои краткие разъяснения, не являются всеобъемлющей информацией, и каждое дело так или иначе связанное с данным органом Ч дело индивидуальное, но я надеюсь, что те разъяснения, которые я привожу ниже, все-таки дадут Вам небольшое представление о правовых аспектах взаимоотношений с органами налоговой полиции. Начнем по порядку, в один прекрасный день к Вам в офис пришли люди и представились сотрудниками налоговой полиции: 1. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ОРГАНАМИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ Федеральным органам налоговой полиции предоставлено право осуществлять при наличии достаточных данных проверки налогоплательщиков в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок, в том числе контрольные проверки после проверок, проведенных налоговыми органами (ч. 3 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). В соответствии с пунктом 2 статьи 11 указанного Закона "Федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач предоставляется право... пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля". Здесь надо отметить, что органы налоговой полиции не выполняют функции налоговых инспекций, не вытекающие из налоговых отношений. В частности, в компетенцию федеральных органов налоговой полиции не входит проверка исполнения Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и наложение на хозяйствующих субъектов штрафов за нарушение этого Закона (письмо ВАС РФ от 31 августа 1994 г. N СЗ-7/ОП-628). Однако нередко сотрудники налоговой полиции совершают свои рейды совместно с представителями торговых инспекций или же с сотрудниками органов по борьбе с экономическими преступлениями, которые в свою очередь при наличии соответствующих разрешительных документов могут совершать контрольные закупки. Но это отдельная тема, которую я попытаюсь осветить в следующей статье. При осуществлении работы по проверке соблюдения предприятием налогового законодательства органы налоговой полиции имеют право произвести данный контроль тремя способами: 1) самостоятельно (п. 2 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе"); 2) совместно с государственными и налоговыми органами (ст. 9 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"); 3) провести контрольную проверку после проведенных проверок государственными налоговыми органами (п. 3 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). Способ осуществления проверки устанавливается налоговой полицией в зависимости от конкретных задач, объема работ, имеющейся оперативной информации о предприятии, а также по согласованию с налоговой инспекцией в случае совместного проведения проверки. Налоговые органы могут привлекать к проверкам специалистов органов налоговой полиции в случаях обнаружения в действиях должностных лиц предприятий, учреждений и организаций признаков преступления или иных налоговых правонарушений, требующих дознания, а также при наличии обстоятельств, угрожающих безопасности сотрудников налоговых органов в период проведения ими проверок налогоплательщиков. По результатам совместной проверки налогоплательщика оформляется акт, который подписывается работниками налогового органа и органа налоговой полиции, производившими проверку, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия, учреждения или организации (п. 1 "Порядка проведения налоговыми органами и органами налоговой полиции мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства и распределения дополнительно взыскиваемых средств, подлежащих зачислению в их централизованные фонды социального развития" (приложение к Приказу Госналогслужбы России и Департамента налоговой полиции России от 14 марта 1994 г., N ВГ-3-14/18 и N 77)). Решение по акту проверки выносится начальником органа налоговой полиции или его заместителем (ч. 3 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). В случае если налоговые органы и органы налоговой полиции проводят проверку совместно, то решение по результатам такой проверки принимается руководителем налогового органа по согласованию с руководителем органа налоговой полиции или его заместителем (п. 1 "Порядка проведения налоговыми органами и органами налоговой полиции мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства и распределения дополнительно взыскиваемых средств, подлежащих зачислению в их централизованные фонды социального развития" (приложение к Приказу Госналогслужбы России и Департамента налоговой полиции России от 14 марта 1994 г., N ВГ-3-14/18 и N 77)). По результатам проверки органы налоговой полиции вправе применять к налогоплательщикам, нарушившим налоговое законодательство, финансовые санкции в виде взыскания: 1) всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере; 2) десяти процентов причитающихся сумм налогов или других обязательных платежей за отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с нарушением установленного порядка, а также за непредставление либо несвоевременное представление налоговых деклараций, отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет; 3) пени в случае задержки уплаты налога в размере 0,3 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной неоплаченной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени (ч. 2 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"; ч. 8 ст. 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР"; ч. 1 ст. 13 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Применение санкций осуществляется только начальником налоговой полиции или его заместителем (ч. 3 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). Органы налоговой полиции вправе также налагать административные штрафы: - на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по не установленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, - в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; - на граждан, виновных в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности или занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение, а также на граждан, виновных в отсутствии учета доходов или в ведении его с нарушением установленного порядка, в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах либо во включении в декларации искаженных данных, в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (п. 12 ст. 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР"). Нарушение руководителями и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физическими лицами положений пунктов 5 - 10 статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" влечет за собой административную ответственность в виде штрафа в размере до стократного установленного законом минимального размера месячной оплаты труда. Решение о наложении штрафа и его размерах принимается начальником федерального органа налоговой полиции или его заместителем (ч. 2, ч. 3 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). В случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, органы налоговой полиции вправе приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца. Решение о приостановлении операций по указанным счетам принимает начальник органа налоговой полиции или его заместитель (ч. 4 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). Органы налоговой полиции также вправе налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет (п. 12 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). Органы налоговой полиции вправе в бесспорном порядке взыскивать с юридических лиц недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также пени в случае задержки уплаты налога (ч. 2 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"; ч. 1 ст. 13 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"; ч. 9 ст. 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР"). В то же время не должно производиться взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции"). Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" производится: - с юридических лиц - в бесспорном порядке в течение шести лет с момента образования указанной недоимки; - с физических лиц - в судебном порядке путем обращения взыскания на полученные ими доходы, а в случае отсутствия доходов - на имущество этих лиц. Срок исковой давности по претензиям, предъявленным к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, установлен законодательством в три года. При несогласии с применяемыми к ним санкциями налогоплательщики могут защищать свои интересы в следующем порядке: - в судебном порядке (для юридических лиц и граждан - предпринимателей - в арбитражном суде) (ст. 22 АПК РФ). Срок обращения в суд за защитой нарушенных прав - 3 года (ст. 17 Закона РФ "Об основах налоговой системы"). Причем необходимо отметить, что при рассмотрении исков налогоплательщиков о признании недействительными актов документальных проверок, составленных и утвержденных местными органами налоговой полиции, суды должны давать оценку правомерности принятых руководителями указанных органов решений по существу независимо от того, наделен ли соответствующий местный орган налоговой полиции статусом юридического лица (письмо ВАС РФ от 7 июня 1995 г. N С1-7/ОП-314); - в вышестоящие органы; - в прокуратуру (ст. 20 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). 2. ПОСЕЩЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ОБСЛЕДОВАНИЕ В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона "О федеральных органах налоговой полиции" работникам налоговой полиции предоставлено право входить и проверять любые производственные, складские, торговые помещения независимо от их месторасположения и формы собственности. Следует иметь в виду, что это такие помещения, где находятся товарно - материальные ценности и/или непосредственно находится их производство. Это право предоставлено налоговой полиции с целью выявления фактов сокрытия товаров, незаконного их производства, наличия неучтенной продукции и тому подобное. Входить и обследовать помещения работник полиции может при предъявлении служебного удостоверения. В связи с чем необходимо отметить, что руководителю или должностному лицу организации целесообразно записывать данные сотрудников (фамилия, должность, звание) налоговой полиции, чтобы в случае обжалования этих действий можно было их указать. Решение о посещении помещений работниками налоговой полиции принимается самостоятельно. Объяснять руководителям и должностным лицам организации цель и необходимость посещения работники полиции не обязаны. Руководитель и/или должностное лицо организации могут попытаться воспрепятствовать посещению работниками полиции помещений, то есть практически не пустить в помещения, но в этом случае у начальника налоговой полиции или его заместителя есть право наложить административный штраф на руководителя или должностное лицо организации в размере до 100-кратного минимального размера месячной оплаты труда (п. 5 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). При этом нужно учитывать, что работникам налоговой полиции предоставлено право применять огнестрельное оружие и физическую силу (п. 17 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"; ст. 13 Закона РФ "О милиции"). Норма статьи 13 Закона Российской Федерации "О милиции" гласит, что это право возникает при противодействии законным требованиям, когда ненасильственные способы не обеспечивают выполнение возложенных на них обязанностей. Поэтому сотрудники налоговой полиции в этой ситуации могут: а) отказаться от вхождения в помещения, но наложить затем административный штраф; б) применить физическую силу, в том числе огнестрельное оружие, и войти насильственно, а затем наложить административный штраф. 3. ПРОВЕРКА И ИЗЪЯТИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ Действительно, налоговой полиции предоставлены права по проверке и изъятию в организациях документов, связанных с исчислением и уплатой налогов в соответствии с: пунктами 2, 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции"; подпунктом "а" пункта 2 статьи 14 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Изъятие документов является административно - правовой мерой воздействия, состоящей в принудительном лишении налогоплательщика возможности пользоваться и распоряжаться указанными документами. В объем, и состав изымаемых документов включаются: первичные бухгалтерские документы, денежные документы, планы, сметы, декларации и прочие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей. Исключение составляют документы, содержащие государственную тайну. Изъятие документов у налогоплательщика производится работниками налоговой полиции в случаях, когда имеются данные, свидетельствующие о сокрытии, занижении прибыли или иных объектов налогообложения. Данные могут быть получены работниками налоговой полиции как официально, так и неофициально (негласно, в результате оперативно - розыскной деятельности). Следует помнить, что в соответствии с пунктом 19 и пунктом 20 статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" работникам налоговой полиции предоставлены права по привлечению граждан к сотрудничеству для выявления фактов, форм и методов совершения преступлений и нарушений в области налогового законодательства. При отказе налогоплательщика добровольно представить требуемые документы налоговая полиция может использовать право принудительного изъятия путем вынесения мотивированного постановления о производстве изъятия документов. Перечень документов должен быть указан в постановлении. Изъятие производится в присутствии должностного лица организации. По результатам изъятия составляется протокол, в котором должны быть перечислены все изымаемые документы. Работник налоговой полиции, производящий изъятие, подвергает эти документы тщательному осмотру в местах их хранения. Недооформленные документы (не подшитые, не пронумерованные и т.п.) в присутствии работника налоговой полиции дооформляются должностными лицами организации в соответствии с требованиями "Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете". Одновременно составляется специальная опись изъятых документов и производится фиксация их содержания, в необходимых случаях оформляются копии изымаемых документов, о чем должно быть указано в протоколе. Копии протокола и описи вручаются руководителю организации под роспись. Далее очень хотелось бы заострить Ваше внимания на действия руководителей организаций. Очень часто само обследование помещений организаций и все, то, что с этим связано, проходит в довольно-таки прямо скажем некорректной форме, зачастую сотрудники налоговой полиции, не только объясняют свои решения и желания на повышенных тонах, но и сопровождают все это на матерном диалекте, не руководствуясь ни возрастом, ни полом собеседника. Поэтому некоторый руководители готовы подписать все, что угодно, лишь бы это все поскорее закончилось. Это большая ошибка, которая может привести к самым нежелательным последствиям. Руководитель организации имеет право знакомиться с протоколом изъятия и описью документов. Руководитель организации в случае несогласия с содержанием протокола или описи имеет право отказаться их подписывать и дать письменное объяснение о причинах отказа, которое должно быть занесено в протокол изъятия (ст. 5, 7, 8 Закона РФ "О государственной налоговой службе"; Инструкция Минфина России от 26 июля 1991 г. N 16/176). Привлекать руководителя организации к административной ответственности (штраф до 100-кратного МРОТа) за непредставление отчетной и иной документации в установленные сроки может только начальник органа налоговой полиции или его заместитель, после вынесенного в адрес этого руководителя письменного предостережения с требованием предоставить документацию, но им не исполненного (ст. 11 ч. 1 п. 6, ч. 2, ч. 3 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). Начальник органа налоговой полиции или его заместитель имеет право за непредставление налогоплательщиком документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, принять решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке на срок до одного месяца. Обязанность по исполнению такого решения налоговой полиции возлагается на банк, обслуживающий налогоплательщика, а за невыполнение указаний налоговых органов на руководителей банков и кредитных учреждений налоговый орган может наложить административный штраф (ст. 11 ч. 1 п. 4 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"; ст. 14 п. 2 абзац "г" Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). За непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, на налогоплательщика может быть возложен штраф в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога. Правда, это правомочие предоставлено налоговой инспекции, но может быть реализовано налоговой полицией (п. 1 абзац "б" ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). 4. ВЫЗОВ И ПОЛУЧЕНИЕ ОБЪЯСНЕНИЙ ОТ ГРАЖДАН И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ При осуществлении правомочий, возложенных на налоговую полицию, одним из ее действий является вызов и получение от граждан и должностных лиц предприятия объяснений по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции (п. 8 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). Вызов может осуществляться по телефону или по повестке. В случае вызова по телефону необходимо уточнить фамилию, имя и отчество работника, его рабочий телефон и вопрос, подлежащий обсуждению. При получении исчерпывающих ответов целесообразно согласовать срок встречи так, чтобы быть подготовленным и знать предмет будущего разговора. В повестке обязательно должны быть указаны фамилия, имя, отчество, должность сотрудника, адрес, по которому предлагают явиться. Беседа может состояться в устной форме, но в основном оформляется в виде письменного объяснения. При написании работником налоговой полиции Вашего объяснения Вам будет предложено прочитать объяснение и расписаться в нем. При этом следует читать свое объяснение очень внимательно, так как сотрудник может неточно сформулировать Ваши слова, чем непреднамеренно исказит смысл сказанного. В этой стадии процедуры (прочтение своего объяснения) зачастую проявляется невнимательность или несосредоточенность, поверхностно прочитывается сам текст, а иногда и вовсе подписывается не читая. Этого следует обязательно избежать, поскольку неправильно изложенные в смысловом значении Ваши объяснения могут послужить в дальнейшем предметом получения объяснений от других лиц, поскольку может быть сделана ссылка на Ваши объяснения. Объяснение может быть получено и на рабочем месте. Перед началом любого разговора целесообразно убедиться в том, что перед Вами сотрудник полиции, записать его звание, должность, фамилию, имя, отчество, номер служебного удостоверения. Эти данные указаны в служебном удостоверении любого работника. Представиться должен сам сотрудник полиции, при этом предъявляется удостоверение в раскрытом виде, где должна быть обязательно фотографическая карточка работника в служебной форме. Следует знать, что налоговая полиция не имеет права получать объяснения, справки, сведения принудительно. Юридическая ответственность за отказ от объяснений не предусмотрена. Юридическая ответственность за отказ от показаний или ложные показания возникает лишь в стадии возбужденного уголовного дела, когда лицо допрашивается в качестве свидетеля и перед началом допроса предупреждается об уголовной ответственности в порядке, предусмотренном статьями 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации. Эта же ответственность возникает при допросах в судах. Желательно всегда знать, какую должность занимает сотрудник, с которым приходится общаться. Это может быть или оперативный работник или следователь. У данных работников разные процессуальные права. Допрашивать в качестве свидетеля должен следователь (ст. 73, 74 УПК РФ). Объяснения получает от граждан, как правило, оперативный сотрудник. Следует также иметь в виду, что полномочия органов налоговой полиции вытекают из задач, стоящих перед этими органами, а именно: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. Поэтому предметом обсуждения должны быть вопросы, касающиеся порядка налогообложения в той или иной организации (ст. 2 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). 5. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Объем полномочий налоговой полиции в сфере выявления, пресечения и предупреждения налоговых нарушений, влекущих административную ответственность, состоит в следующем: а) руководители организаций и их заместители могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа (до 100-кратного МРОТа) за учинение препятствий по входу в производственные, складские, торговые и иные помещения налогоплательщика работниками налоговой полиции с целью их обследования (п. 5 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"); б) руководители, главные бухгалтера и другие должностные лица организаций любых организационно - правовых форм могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа (до 100-кратного МРОТа) за неустранение нарушений налогового законодательства, выявленного работниками налоговой полиции, несвоевременного и неполного перечисления налогов и других платежей, непредставления отчетной и иной документации в установленные сроки в орган налоговой полиции, ведение бухгалтерского учета с нарушением требований закона, невосстановление (при необходимости) бухгалтерского учета за счет собственных средств. Необходимым условием для привлечения к этой ответственности является полученное письменное предостережение указанными выше лицами из налоговой полиции с требованием устранить выявленные ими нарушения (п. 6 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"); в) на должностное лицо организации может быть наложен штраф в размере до 100-кратного МРОТа в случае, если это должностное лицо отказало в проверке документов, удостоверяющих его личность, работнику налоговой полиции. При этом у работника налоговой полиции должны иметься основания подозревать должностное лицо в совершении административного правонарушения (п. 7 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"); г) при отказе явиться в орган налоговой полиции для дачи объяснений, справок и других сведений граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа до 100-кратного МРОТа (п. 8 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"); д) при непредставлении министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями информации, необходимой для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей, на руководителей и должностных лиц этих учреждений, а также на любое физическое лицо может быть наложен штраф в размере до 100-кратного МРОТа (п. 9 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"); е) в случаях, не терпящих отлагательств, для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления, работники налоговой полиции имеют право использовать средства связи, транспортные средства, принадлежащие организациям. При отказе работникам налоговой полиции в использовании указанных средств руководители или должностные лица организаций могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере до 100-кратного МРОТа (п. 10 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). Решение о наложении штрафа и его размерах принимается только начальником органа налоговой полиции или его заместителем (ч. 3 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). Помимо административного взыскания в виде штрафа и предупреждения налоговая полиция может применить такой вид взыскания, как административный арест на имущество налогоплательщика с последующей реализацией этого имущества в случае невыполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей (п. 12 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). По всем видам административных правонарушений начальниками органов налоговой полиции или их заместителями в пределах предоставленных им полномочий составляется протокол или постановление. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть ознакомлено с содержанием протокола в обязательном порядке и расписаться в нем. При отказе должностного лица (гражданина) подписать протокол данный факт заносится в протокол, но при этом за ним сохраняется право написать собственноручно мотивы отказа и свои возражения. 6. ПРОИЗВОДСТВО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ Большой круг полномочий предоставлен следователям налоговой полиции при производстве предварительного расследования по возбужденному уголовному делу (ч. 6 ст. 126 УПК РФ; п. 1 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). Основные процессуальные действия, проводимые по возбужденному уголовному делу: 1) допрос свидетеля; 2) допрос эксперта; 3) назначение экспертизы; 4) обыск и выемка; 5) осмотр места происшествия; 6) опознание; 7) наложение ареста на имущество налогоплательщика; 8) предъявление обвинения и допрос в качестве обвиняемого; 9) очная ставка и другие действия. Составы преступлений, по которым следователями налоговой полиции проводится предварительное расследование по возбужденным уголовным делам, определены частью 2 статьи 198 и статьей 199 Уголовного кодекса Российской Федерации. По части 2 статьи 198 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность граждан за уклонение от уплаты налога. Первым квалифицирующим признаком этого состава преступления является наличие судимости у подозреваемого за уклонение от уплаты налога (судимость не погашена и не снята судом). Вторым квалифицирующим признаком преступления являются действия, совершенные в особо крупном размере, то есть преступление может быть совершено впервые, но сумма неуплаченного налога превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда. Объективная сторона преступления выражается в уклонении от уплаты налога путем непредставления им деклараций о своих доходах, когда подача деклараций является обязательной. По статье 199 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций в крупном размере, который составляет более одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. Объективная сторона преступления заключается в уклонении от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения. Под "заведомо искаженными" следует понимать данные, которые уменьшают размеры налогов, причем должностное лицо, в функции которого входит уплата налогов с предприятия, до включения в бухгалтерские документы сведений о доходах и расходах знало о том, что они не соответствуют действительности. Часть вторая данной статьи предусматривает квалифицирующий признак - неоднократность, то есть совершение двух и более преступлений. Срок предварительного расследования по возбужденному уголовному делу должен составлять 2 месяца (ст. 133 УПК РФ). Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящемуся в его производстве уголовному делу, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 5 ст. 127 УПК РФ). При расследовании уголовного дела следователь принимает все решения самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Следователь по расследуемым делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными (ч. 4 ст. 127 УПКФ). На основании поручений следователя оперативные работники проводят следственные действия (обыск, выемка, допрос в качестве свидетеля и т.д.). Буду искренне рад, если смог чем-то помочь Вам, С уважением Манзар Д.Б. |
|
Прочитавших: 6690 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Рейтинг российских юристов: лучшие по праву 2024 [889] АБ ЕПАМ анонсирует критерии конкурса для будущих юристов «Профи диктуют» [101] |
|