Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

Инсайдерские сделки с ценными бумагами в законодательствах США и Великобритании

 



30.03.2004Pynes & Moerner
      

На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о наличии большой заинтересованности со стороны средних и крупных российских компаний в выходе на международные рынки капитала, в частности посредством программ выпуска американских депозитарных расписок (ADR). Как известно, с их помощью владельцем ценных бумаг российского эмитента может стать иностранный инвестор, причем удобство и надежность схемы выпуска и обращения ADR выгодна обеим сторонам. Для инвестора решается наиболее болезненная проблема защиты прав собственности — учет расписок ведет американский депозитарий, а эмитент, в силу свободного обращения ADR на международных рынках — американском и европейском, — получает возможность привлечь иностранный капитал для решения своих стратегических задач. На Нью-Йоркской, Лондонской и других ключевых биржах мира уже несколько лет успешно торгуются ADR «Газпрома», «ЛУКойла», «ВымпелКома» и других крупных российских предприятий (полный список российских компаний-участников программ ADR доступен на сайте ADR.com). Наконец, выход на ADR благотворно влияет на репутацию российских компаний на мировом рынке, поскольку требует от них соответствия международным стандартам.

Не секрет, что в России законодательная база в части ADR еще не полностью разработана. Тем не менее, не следует забывать о том, что с выходом на западные рынки капиталов российские компании — в первую очередь их менеджеры — попадают в поле действия соответствующих юрисдикций, правила которых и последствия их нарушения не всегда бывают для них очевидны. В настоящей статье речь пойдет о регулировании инсайдерских сделок с ценными бумагами в законодательствах США и Великобритании.

В целом по вопросам сделок с ценными бумагами законодательство рассматриваемых юрисдикций занимает весьма жесткую позицию и отличается широтой формулировок, многое оставляя на усмотрение официальных органов — регуляторов рынка и судов. Об этом свидетельствует хотя бы то, насколько широкий круг лиц подпадает под определение «инсайдера».

Вопреки распространенному мнению, к инсайдерам принято относить всех лиц, как работающих, так и не работающих в компании-эмитенте, которые в силу любых причин могут обладать информацией о финансовом (и ином) положении данной компании. Также важным моментом здесь является и субъективная сторона вопроса: лицо является инсайдером, если оно располагает — и знает, что располагает, — инсайдерской информацией. Под инсайдерской информацией понимается конкретная информация о том или ином эмитенте или конкретных ценных бумагах, отвечающая следующим требованиям: (1) такая информация не должна быть публично доступной; и (2) если бы она стала публично доступной, она существенным образом повлияла бы на котировку ценных бумаг. Однако в конкретной ситуации вопрос об обладании лицом инсайдерской информацией решается компетентными органами — американской комиссией по ценным бумагам (SEC), иным регулятором рынка, судом.

Очевидно, что вопрос об обладании конкретным лицом инсайдерской информацией приобретает значение в случае ее активного использования в «действиях с ценными бумагами». В последние включаются значительно более широкие составы деяний, чем просто сделки. К ним относятся купля, продажа, залог ценных бумаг (как в качестве принципала, так и агента, а равно дача указаний номинальным агентам о совершении указанных действий), а по английскому законодательству — даже поощрение третьего лица к совершению таких действий. В Великобритании под действие норм об инсайдерстве подпадают только ценные бумаги, прошедшие процедуру листинга в государстве-члене Общего европейского экономического пространства, а также ценные бумаги, которые торгуются или котируются по правилам регулируемого рынка. Регулируемый рынок включает в себя NASDAQ, EASDAQ, все основные европейские биржи (Лондонская, Франкфуртская и т. п.). По американскому законодательству, под действие этих норм подпадают ценные бумаги, торгуемые на американских фондовых рынках, включая NASDAQ.

Одним из непременных элементов состава инсайдерских действий с ценными бумагами является территориальный. По законодательству Англии, лицо считается виновным в совершении инсайдерских действий, если (1) на момент совершения действия оно находилось в Великобритании; или если (2) регулируемый рынок, где действие было совершено, считается регулируемым в Великобритании; или если (3) профессиональный посредник (брокер и т. п.) на момент совершения действия находился в Великобритании. В США основным признаком инсайдерских действий является признак «географический»: правонарушителем признается лицо, совершившее любую сделку с «использованием инструментов и средств торговли между штатами США» (there must be a use of a means or instrumentality of US interstate commerce). Речь идет о том, что либо торговая сделка должна быть совершена на американской бирже (включая NASDAQ), либо продавец или покупатель «использовали телефонные линии США или почтовую систему США» (the seller or buyer must use a US telephone line or US mail system). И наоборот, если продажа состоялась за пределами США, сделка не подпадает под американские законы, даже если продавцом или покупателем выступил гражданин США.

--------------------------------------------------------------------------------

В американских компаниях обычно устанавливается 4 периода в год, в течение которых сотрудники и директора Компании имеют право продавать принадлежащие им акции Компании. Период продаж начинается через 2–3 рабочих дня после выхода квартальной финансовой отчетности Компании и продолжается 10–15 рабочих дней. Часто вводятся и периоды «блэкаута» (полного запрета на продажи) — примерно за 15 рабочих дней до выхода отчетности и вплоть до 2–3-го дня после ее появления.

Причем даже в разрешенные периоды продажи все равно могут осуществлять только те сотрудники/директора, которые не обладают существенно важной инсайдерской информацией, еще не ставшей публичной к моменту продажи.

Американский Закон 1934 года о биржах ценных бумаг (и Правила, принимаемые SEC на его основе) и Закон 1988 года о наказании за инсайдерскую торговлю и мошенничество в области ценных бумаг предусматривают выплату вознаграждения (bounty) в размере 10% незаконно полученной инсайдером прибыли (плюс штрафы) лицу, которое предоставило информацию, позволившую привлечь нарушителя к ответственности.

--------------------------------------------------------------------------------

В подтверждение значимости норм об инсайдерстве законодатель предусмотрел весьма серьезные санкции. В Англии это штраф и/или тюремное заключение сроком от 6 месяцев до 7 лет. В США SEC может наложить административный штраф на сумму до 1 млн. долл. или до тройного размера полученной прибыли/избегнутой потери — в зависимости от того, что больше. Уголовные штрафы доходят до 2,5 млн. долл.

Следует еще раз подчеркнуть, что любой российский менеджер вполне может попасть под действие этих санкций, вплоть до уголовных. Наиболее неприятный момент заключается в том, что сам «правонарушитель» может об этом и не подозревать до того момента, когда либо сам окажется в США или Англии, либо на его собственность (включая банковские счета) будет наложен арест.

Таким образом, становится очевидной необходимость очень осмотрительного и внимательного подхода потенциальных инсайдеров к вопросам купли-продажи акций.

Нормативными актами, регулирующими данный вопрос, являются

в Англии:

Указ 1994 года об инсайдерских действиях (ценные бумаги и регулируемые рынки),

Закон об уголовном правосудии 1993 года,

Закон о финансовых услугах и рынках 2000 (еще не вступил в силу);

в США:

Закон 1934 года о биржах ценных бумаг (и Правила, принимаемые SEC на его основе, — в особенности правило 10b-5, предоставляющее официальным органам великолепные возможности для расширительного толкования),

Закон 1988 года о наказании за инсайдерскую торговлю и мошенничество в области ценных бумаг,

Раздел 16, принятый во исполнение Закона о биржах ценных бумаг.

***

Insider Dealing (Securities and Regulated Markets) Order 1994;

Criminal Justice Act 1993;

Financial Services and Markets Act 2000;

Securities Exchange Act of 1934;

The Insider Trading Sanctions and Securities Fraud Enforcement Act of 1988;

Section 16 under the Securities Exchange Act of 1934.

 


 

Прочитавших: 5191

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

VERBA LEGAL укрепляет практику разрешения споров  [746]

Елена Констандина присоединилась к команде "Рустам Курмаев и Партнеры" и возглавила налоговую практику.  [673]

К «Аронов и Партнеры» присоединился адвокат Игорь Михайлович, специализирующийся на защите по уголовным делам коррупционной и экономической направленности  [652]

«Национальное Экспертное Бюро» в рейтинге крупнейших оценочных компаний RAEX 2024 г.  [629]

Эллина Быкова назначена партнером МКА «Аронов и Партнеры»  [625]