|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
|
Перед любым предприятием, является ли оно производителем товаров или продавцом, предоставляет услуги или занимается посредническими операциями, рано или поздно встает вопрос о том, как максимально эффективно защитить свою продукцию от копирования и недобросовестной конкуренции (а в случае обнаружения таких фактов обеспечить ее должную правовую защиту). При разработке стратегии развития предприятия одним из ключевых должен являться вопрос защиты продукции (оформления на нее исключительных прав) в соответствии с действующим законодательством, направленным на регулирование правоотношений в этой области. Буква закона Одним из основных документов в этой сфере является закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 17 октября 1992 г. Он создает необходимый правовой механизм для охраны прав участников хозяйственной деятельности, а также пресечения неправомерных действий, направленных на нарушение этих прав. В условиях насыщения рынка различными товарами перечисленные в названии Закона средства их индивидуализации становятся их неотъемлемым элементом этого рынка. Они играют роль невидимого связующего звена между производителем и потребителем, выступают в качестве безмолвного продавца. Сопровождающие продукцию товарные знаки гарантируют качество товаров, служат активным средством привлечения внимания, позволяют потребителям сделать осознанный выбор. Рис.1 Что же такое товарный знак и в чем заключается получение правовой охраны или, иными словами, закрепления своих исключительных прав на него? Товарным знаком и знаком обслуживания,согласно Закону, признаются обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Сущность исключительного права владельца товарного знака заключается в том, что он (владелец) имеет право пользоваться и распоряжаться знаком, а также запрещать его использование другим лицам. За лицом, обладающим исключительным правом на товарный знак, признаются все правомочия, которыми наделяется собственник материальных объектов согласно гражданскому законодательству. Сущность юридической охраны товарного знака состоит в том, чтобы предоставить его владельцу возможность неограниченного использования, исключая из числа пользователей всех других лиц. За владельцем закрепляется право запрещать другому лицу применять зарегистрированное на его имя обозначение. Использование знака другими лицами без согласия владельца является нарушением его прав и может преследоваться в соответствии с действующим законодательством. При этом, нарушением прав владельца товарного знака, в соответствии с п. 2 статьи 4 Закона, является:
Рис.2 Промышленный образец - это художественно-конструкторское решение изделия (его части), определяющее его внешний вид. Промышленные образцы могут быть объемными, плоскостными или составлять их сочетание. В их качестве могут регистрироваться формы собственно изделий или их частей, композиции изделий, формы товаров и т. п. При этом, основной "фирменной" особенностью промышленного образца является то, что он является составной частью самого изделия (форма, цвет, рисунок). Таким образом, сам товар изначально выделяется из однородной массы благодаря своему оригинальному виду.
Оригинальный дизайн бутылки необходимо защитить не только как промышленный образец, но и как объемный товарный знак. Например, новизна и оригинальность бутылки водки "Флагман" ("РВВК-Холдинг") - в необычном рельефе: вытянутое высокое горлышко слегка перетянуто при переходе в основной сосуд, создавая изящный изгиб. В центре выдавлена окружность для этикетки, от которой в разные стороны расходятся лучи, что в сочетании с этикеткой воспринимается как российский орден отличия.Строгая этикетка с надписью "Флагман" удачно повторяет выполненный за ее пределами рельеф. По полочкам В соответствии с п. 1 статьи 5 Закона в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Следует отметить, что Закон допускает регистрацию товарных знаков в любых цветах или цветовых сочетаниях. Как видите, в нашей стране в качестве товарных знаков может быть зарегистрирован широкий спектр самых разных обозначений. То, в каком виде регистрируется товарный знак, вообще говоря, зависит от ряда факторов, в частности, от рода деятельности предприятия, цели и задач, которые оно ставит перед собой как в текущий момент, так и в перспективе, а также от выбранной предприятием маркетинговой стратегии и т.п. Исходя из специфики упаковочных предприятий, товарными знаками, которые могут представлять для них интерес, являются объемные и изобразительные. Виды знаков Изобразительные товарные знаки (в настоящее время на их долю приходится не менее 60% всех регистрируемых знаков) - это обозначения в виде значков, рисунков, орнаментов, символов, изображений животных, предметов и т. п. Часто они разрабатываются на основе изображений известных памятников истории и культуры, архитектурных сооружений, географических объектов, народных орнаментов, внешнего вида самого предприятия или производимого им товара. Еще более распространены абстрактные изображения и символы. Особым видом изобразительных товарных знаков являются словесные обозначения, выполненные в оригинальной графической манере. К объемным товарным знакам относятся формы самих товаров или их упаковки, а также их частей. При этом, объемный товарный знак не может просто повторять внешний вид известного предмета, а должен характеризоваться новым и оригинальным внешним видом. Различительная способность таких знаков должна определяться оригинальностью исполнения этих форм, а не функциональным назначением. Кроме того, изделия не могут считаться обладающими различительной способностью, если они имеют традиционную для применяемых товаров форму (например, традиционная форма бутылки или традиционная форма пера для перьевых ручек и т. п.) Форма изделия должна отвечать главному критерию товарного знака - обладать способностью выделять изделие конкретного изготовителя из ряда однородных товаров других производителей. Общий подход здесь должен быть следующим: если форма обозначения определяется исключительно или главным образом функциональностью, является традиционной и безальтернативной для изделий такого же назначения, обозначение относится к категории не обладающих различительной способностью. При этом владелец такого обозначения, настаивающий на получении правовой охраны на него, может представить в Патентное Ведомство России, например, сведения о наличии альтернативных форм выполнения такого же товара, его части или упаковки, находящихся в обращении на рынке. Эти сведения будут свидетельствовать о возможности альтернативного выбора формы при сопоставимой стоимости изготовления, что может косвенным образом подтверждать правомерность оснований владельца такого знака на получение на него исключительных прав. Хотя объемные товарные знаки схожи с промышленными образцами, при решении вопроса о получении правовой охраны нужно четко понимать их различия. Выбор тьой или иной формы защиты в каждом конкретном случае - свой. Как правило, наиболее распространенными объемными товарными знаками являются разнообразные оригинальные упаковки товаров: бутылки, флаконы, коробки, а также формы самих изделий, например, шоколада, мыла в виде различных фигур зверей, фруктов, цветов и т. д. В идеале, объемный товарный знак должен соответствовать характеру маркируемого им товара, стилю предприятия, вкусам потребителей и ряду других факторов. Самым известным объемным товарным знаком, пожалуй, можно считать форму бутылки фирмы "Кока-Кола". Объемные товарные знаки схожи с промышленными образцами в том смысле, что оба этих объекта промышленной собственности определяют его внешний вид (подробно о промышленных образцах читатели журнала могли узнать из статьи патентного поверенного нашей фирмы А. Васильца, см. "Пакет" №3-2002). При этом, однако, упомянутые объекты хотя и очень близкие друг другу, имеют ряд существенных различий, которые могут оказывать решающее влияние при их выборе для решения вопроса о получении адекватной правовой охраны. Подробнее об этом - в авторской справке "Внимание тонкости!" Как оформить Ваши права? После подачи в Роспатент надлежащим образом оформленных документов на регистрацию товарного знака (предварительно необходимо определиться по тем классам МКТУ (Международной классификации товаров и услуг), в отношении которых предполагается осуществить регистрацию), в Патентном Ведомстве по поступившей заявке проводится предварительная экспертиза и затем экспертиза заявленного обозначения. Рис.4 В ходе проведения предварительной экспертизы (в течение месяца с даты поступления заявки в Роспатент) проверяются содержание заявки, наличие необходимых документов, а также их соответствие установленным требованиям. По результатам предварительной экспертизы заявителю сообщается о принятии заявки к рассмотрению либо об отказе в принятии ее к рассмотрению. В случае положительного решения проводится экспертиза заявленного обозначения на его соответствие требованиям, установленным в соответствующих статьях Закона о товарных знаках. По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. В первом случае, после уплаты заявителем установленных государственных пошлин, осуществляется регистрация товарного знака и выдача свидетельства. Если заявитель не согласен с решением предварительной экспертизы или экспертизы заявленного обозначения, он может в течение трех месяцев с даты получения решения подать возражение в Апелляционную палату. Это возражение должно быть рассмотрено в течение четырех месяцев с даты его поступления. Решение Апелляционной палаты, в свою очередь, может быть обжаловано в течение шести месяцев с даты его получения в высшую патентную палату РФ. Заявка может быть отозвана по просьбе заявителя на любом этапе ее рассмотрения, но не позднее даты регистрации товарного знака. Пусть конкуренты отдохнут Как свидетельствует мировая практика, правильный выбор стратегии и тактики по охране объектов промышленной собственности компании может служить одним из факторов ее успешной деятельности на рынке и обеспечивать устойчивое развитие в течение многих лет. Нередко регистрация объектов промышленной собственности дает фирме возможность закрыть от конкурентов целые сегменты рынка, тем самым обеспечив себе лидирующее положение со всеми вытекающими отсюда преимуществами. Наличие юридических фирм должно снизить издержки в этом направлении. Обращение к патентному поверенному должно помочь избежать многих ошибок как в вопросе получения правовой охраны на объекты промышленной собственности предприятия, так и в вопросах судебной защиты по фактам нарушения этих прав. |
|
Прочитавших: 5379 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости АБ ЕПАМ сообщает о ключевых назначениях [715] Практика банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп» запустила свой Telegram-канал [659] Asari Legal - новый бренд одного из лидеров российского юридического рынка после трансформации [658] CLS объявляет о новых назначениях в налоговой практике и практике ГЧП и проектного финансирования [526] Сергей Толстобров назначен партнером юридической компании Enforce [510] |
|