Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПУТЕМ ПРИСОЕДИНЕНИЯ: вопросы регистрации.

 



04.11.2003Консультант Отдела рассмотрения налоговых споров Юридического Департамента МНС России
      

 

Реорганизацией юридического лица является прекращение или иное изменение его правового положения, влекущее отношения правопреемства юридических лиц. Ст. 57 ГК РФ различает пять видов реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Согласно статье 29 Закона Российской Федерации от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (Далее Закон Российской Федерации № 161-ФЗ) Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

 

- слияния двух или нескольких унитарных предприятий;

- присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

- разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

- выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;

- преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно - правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях.

 

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2003 № 217 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения» реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в форме присоединения дочерних предприятий к создавшим их предприятиям осуществляется на основании решения Министерства имущественных отношений Российской Федерации, принимаемого по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления)[1].

 

Пунктом 3 статьи 29  Закон Российской Федерации № 161-ФЗ установлено обязательное требование, согласно которомуунитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

Как установлено статьи 16 Закона Российской Федерации № 129-ФЗ от 8.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц» (Далее - Закона Российской Федерации № 129-ФЗ), юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица путем присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (Далее – ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (пункт 5 статьи 16).

 

Согласно пункту 6 статьи 29 Закона Российской Федерации № 161-ФЗ Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, на основании статьи 14 Закона Российской Федерации № 129-ФЗ в регистрирующий орган представляются следующие документы:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме[2], утвержденной Правительством Российской Федерации.

В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно - правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

На каждое вновь возникающее в результате реорганизации  юридическое лицо заполняется отдельное заявление.

- учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии).

- решение о реорганизации юридического лица.

- договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами.

- передаточный акт или разделительный баланс.

- документ об уплате государственной пошлины.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона Российской Федерации № 129-ФЗ в случае, если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI настоящего Федерального закона.

 

Необходимо отметить, что пунктом 7 статьи 29 Закона Российской Федерации № 161-ФЗ предусмотрена обязанность унитарного предприятия не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации по уведомлению в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также помещении в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.

Пунктом 8 статьи 29 Закона Российской Федерации № 161-ФЗ установлено, что государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном пунктом 7 настоящей статьи.

 

Механизм присоединения к унитарному предприятию урегулирован статьей 31 Закона Российской Федерации № 161-ФЗ.

 

Статья 31. Присоединение к унитарному предприятию

 

1. Присоединением к унитарному предприятию признается прекращение одного или нескольких унитарных предприятий с переходом их прав и обязанностей к унитарному предприятию, к которому осуществляется присоединение.

2. Собственник имущества унитарного предприятия принимает решения об утверждении передаточного акта, о внесении изменений и дополнений в устав унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение, и при необходимости о назначении руководителя этого унитарного предприятия.

3. При присоединении одного или нескольких унитарных предприятий к другому унитарному предприятию к последнему переходят права и обязанности присоединенных унитарных предприятий в соответствии с передаточным актом.

 

В соответствии со статьи 15 Закона Российской Федерации № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. В случае, если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством Российской Федерации[3] (Приложение № 1).

Пунктом 2 статьи 15 Российской Федерации № 129-ФЗ установлено, что в случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 16 настоящего Федерального закона, согласно которому реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

Пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации № 129-ФЗ предусмотрено, что представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 «Порядок представления документов при государственной регистрации» настоящего Федерального закона.

Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации.

 

1. Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439).

Уполномоченным лицом (далее - заявитель) могут являться следующие физические лица:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена.

2. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

3. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

4. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

5. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

 В случае направления комплекта документов на регистрацию по почте считаем необходимым рекомендовать подготовить опись вложения на случай обжалования незаконных действий регистрирующего органа.

Согласно пункту 4 статьи 15 Российской Федерации № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

 

Статья 8. Сроки и место государственной регистрации

 

1. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

2. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Вывод:

Таким образом, при данной форме реорганизации государственной регистрации подлежат изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, к которому присоединяются другие юридические лица, а также прекращение деятельности присоединенных юридических лиц. Государственная регистрация таких изменений осуществляется по правилам, установленным главой VI Закона Российской Федерации № 129-ФЗ, на основании документов, предоставленных в регистрирующий орган в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации № 129-ФЗ.

Государственная регистрация изменений осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица, к которому присоединяются другие юридические лица (пункт 1 статьи 15, пункт 1 статьи 18 Закона Российской Федерации № 129-ФЗ).

После принятия решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, регистрирующий орган незамедлительно должен сообщить об этом в регистрирующие органы по месту нахождения всех реорганизуемых юридических лиц, которые в свою очередь, должны внести в ЕГРЮЛ запись о прекращении их деятельности и незамедлительно сообщить об этом в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизованного юридического лица (Пункт 8 Порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 440).

После этого регистрирующий орган по месту нахождения реорганизованного юридического лица вносит в ЕГРЮЛ запись об изменениях в учредительных документах юридического лица и выдает (направляет по почте) свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ. 

 

 


Приложение № 1

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2002 г. N 440

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИСТРИРУЮЩИХ ОРГАНОВ

ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,

СОЗДАВАЕМЫХ ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ

 

В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ч. I, ст. 3431) Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый Порядок взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.КАСЬЯНОВ

 

 

 

 

 

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 19 июня 2002 г. N 440

 

ПОРЯДОК

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИСТРИРУЮЩИХ ОРГАНОВ

ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,

СОЗДАВАЕМЫХ ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ

 

1. Настоящий Порядок разработан в целях реализации положений главы V Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" и определяет взаимодействие регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, в случаях если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица.

2. Взаимодействие осуществляется на уровне управлений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации, инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Деятельность территориальных органов Министерства координируется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

3. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется путем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - государственный реестр) регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

4. Взаимодействие регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации в форме преобразования

4.1. На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, регистрирующий орган вносит в государственный реестр записи о вновь возникшем юридическом лице и прекращении деятельности преобразованного юридического лица.

4.2. О государственной регистрации юридического лица, возникшего путем реорганизации в форме преобразования, регистрирующий орган сообщает в регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица и направляет в его адрес заказным письмом с описью вложения регистрационное дело.

4.3. При получении регистрационного дела регистрирующий орган по месту нахождения вновь возникшего юридического лица уведомляет об этом регистрирующий орган, направивший регистрационное дело юридического лица.

5. Взаимодействие регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации в форме слияния

5.1. При получении от заявителя документов о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, регистрирующий орган незамедлительно сообщает об этом в вышестоящий регистрирующий орган.

Вышестоящим регистрирующим органом является:

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, если место нахождения реорганизуемых юридических лиц находится на территории различных субъектов Российской Федерации;

управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, если место нахождения реорганизуемых юридических лиц находится на территории одного субъекта Российской Федерации.

5.2. Регистрирующий орган, который будет принимать решение о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, определяется вышестоящим регистрирующим органом.

5.3. На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, регистрирующий орган вносит в государственный реестр записи о создании юридического лица и прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица, находящегося на его территории.

5.4. О государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, регистрирующий орган сообщает в другие регистрирующие органы по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

5.5. При получении этой информации регистрирующие органы вносят в государственный реестр запись о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц, расположенных на их территориях.

5.6. О государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации в форме слияния, регистрирующий орган сообщает также в регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица и направляет в его адрес заказным письмом с описью вложения регистрационное дело.

5.7. При получении регистрационного дела регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица уведомляет об этом регистрирующий орган, направивший регистрационное дело юридического лица.

6. Взаимодействие регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации в форме разделения

6.1. На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме разделения, регистрирующий орган вносит в государственный реестр записи о создании юридических лиц и прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица.

6.2. О государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации в форме разделения, регистрирующий орган сообщает в регистрирующие органы по месту нахождения вновь созданных юридических лиц и направляет в их адрес заказными письмами с описью вложения копии регистрационного дела.

6.3. При получении регистрационного дела регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица уведомляет об этом регистрирующий орган, направивший регистрационное дело юридического лица.

7. Взаимодействие регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации в форме выделения

7.1. На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, регистрирующий орган вносит в государственный реестр записи о вновь возникшем юридическом лице и об изменениях в учредительные документы реорганизуемого юридического лица. Государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".

7.2. О государственной регистрации юридического лица, возникшего путем реорганизации в форме выделения, регистрирующий орган сообщает в регистрирующий орган по месту нахождения вновь возникшего юридического лица и направляет в его адрес заказным письмом с описью вложения регистрационное дело.

7.3. При получении регистрационного дела регистрирующий орган по месту нахождения вновь возникшего юридического лица уведомляет об этом регистрирующий орган, направивший регистрационное дело юридического лица.

8. Взаимодействие регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации в форме присоединения

8.1. При данной форме реорганизации государственной регистрации подлежат изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, к которому присоединяются другие юридические лица, и прекращение деятельности присоединенных юридических лиц. Государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".

8.2. Государственная регистрация изменений осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица, к которому присоединяются другие юридические лица.

8.3. После принятия решения о государственной регистрации или отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, регистрирующий орган незамедлительно сообщает об этом в регистрирующие органы по месту нахождения всех реорганизуемых юридических лиц.

8.4. На основании полученной информации о принятом решении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, регистрирующие органы по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц вносят в государственный реестр запись о прекращении их деятельности.

8.5. После внесения записи о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц регистрирующие органы незамедлительно сообщают об этом в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизованного юридического лица.

8.6. Регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись об изменениях в учредительных документах юридического лица.

8.7. О государственной регистрации указанных изменений регистрирующий орган сообщает в регистрирующие органы по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

9. Виды сообщений и способы их направления (получения) в ходе взаимодействия между регистрирующими органами определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.


Приложение № 2

О рассмотрении регистрирующими (налоговыми) органами жалоб, касающихся нарушения прав учредителей (участников), постоянно действующих исполнительных лиц юридического лица, в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записей о государственной регистрации юридического лица

(Официальная позиция МНС России)

www.nalog.ru/news/anonswww.nalog.ru/news/anons03/0170.shtml03/0170.shtml



[1] Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2003 № 217 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения» признано утратившим Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.1994 № 96 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности»

 

[2]Форма N Р12001 - "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации", утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению».

 

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 440 «Об утверждении порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации».

 


 

Прочитавших: 6809

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

VERBA LEGAL укрепляет практику разрешения споров  [746]

Елена Констандина присоединилась к команде "Рустам Курмаев и Партнеры" и возглавила налоговую практику.  [673]

К «Аронов и Партнеры» присоединился адвокат Игорь Михайлович, специализирующийся на защите по уголовным делам коррупционной и экономической направленности  [652]

«Национальное Экспертное Бюро» в рейтинге крупнейших оценочных компаний RAEX 2024 г.  [629]

Эллина Быкова назначена партнером МКА «Аронов и Партнеры»  [625]