Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

Законодательство РФ об аффилированных лицах

 

В настоящей статье рассматриваются содержание понятия "аффилированные лица" согласно действующему законодательству, определение этого института в различных нормативно-правовых актах, а также взаимодействие данных актов по вопросам признания лица аффилированным. За пределами работы остаются правовые последствия признания лица аффилированным и вопросы раскрытия информации. Эти вопросы будут затронуты вкратце лишь в том мере, в какой это необходимо для анализа места института аффилированных лиц в системе российского законодательства.

31.05.2004ООО "ЮРцентр-профит", Санкт-Петербург.
      

Термин «аффилированные лица» происходит от английского слова «to affiliate» (усыновлять, принимать в качестве дочернего предприятия). Он заимствован из англо-американского права и обозначает лиц, находящихся в той или иной хозяйственной (экономической) зависимости друг от друга. Так, в США аффилированной считается компания, пять и более процентов голосующих акций которой принадлежат другой компании.

В российском законодательстве данный термин впервые появился в Федеральном законе «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. Однако определения аффилированных лиц закон не дал, сделав отсылку на антимонопольное законодательство. И лишь 06.05.1998 г. в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» были внесены соответствующие изменения.

В статье 4 Закона о конкуренции указано, что аффилированные лица – это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В той же самой статье закона расшифровано, что аффилированными лицами юридического лица являются:

- член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

- лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;

- юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;

- если юридическое лицо является участником финансово - промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово - промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы;

- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

- юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;

- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо.

Видно, что перечень лиц, которые могут быть признаны аффилированными, достаточно широк. Особенно он расширен за счет понятия "группы лиц". Определение группы лиц также дается в статье 4 указанного Закона: группа лиц - группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий (приводятся только характеристики, имеющие отношения к определению аффилированных лиц – прим. автора):

- лица совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

- лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другими лицом или лицами, в том числе определять условия ведения другими лицом или лицами предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия исполнительного органа других лица или лиц на основании договора;

- лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа юридического лица и (или) по предложению лица избрано более 50 процентов состава Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления юридического лица;

- физическое лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

- одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа и (или) Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц или по предложению одних и тех же юридических лиц избрано более 50 процентов состава Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц;

- одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50 процентами голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал каждого из двух и более юридических лиц;

- физические лица и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50 процентами голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал одного юридического лица, и одновременно данные физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа и (или) Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица;

- юридические лица являются участниками одной финансово - промышленной группы;

- физические лица являются супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами.

Таким образом, необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между физическим или юридическим лицом и его аффилированным лицом. Причем эти отношения могут быть имущественными (основанными на участии в уставном капитале юридического лица), договорными, организационными (связанными с возможностью участвовать в управлении юридическим лицом), родственными.

Термин «аффилированные лица» употребляется в большом количестве нормативных актов различной отраслевой принадлежности, основными из которых являются федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «О несостоятельности (банкротстве)», «О банках и банковской деятельности».

Типичным примером аффилированных лиц являются преобладающие (основные) хозяйственные общества по отношению к зависимым (дочерним) обществам в соответствии со статьями 105, 106 Гражданского кодекса РФ. Однако в то же время зависимые (дочерние) общества аффилированы по отношению к основному обществу (как принадлежащие с основным обществом к одной группе лиц).

Наибольшее значение институт аффилированных лиц имеет в корпоративном праве: установлены особый порядок совершения сделок с аффилированными лицами (ст.81 Закона об АО), процедура приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций общества (ст. 80 Закона об АО). Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрен особый порядок совершения сделок «с заинтересованностью», в частности, с участием аффилированных лиц общества (п.1 ст.45).

В связи с наличием аффилированных лиц законодательство возлагает на хозяйствующие субъекты определенные обязанности. В частности, Закон об АО предусматривает обязанность обществ вести учет аффилированных лиц и представлять отчетность о них (п.4 ст.93), хранить списки аффилированных лиц (ст.89). Аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций (п.2 ст.93 Закона об АО). Статьей 50 Закона об ООО также устанавливается обязанность хранить списки аффилированных лиц общества.

Для того, чтобы понять сущность какой-либо нормы, необходимо выяснить цель законодателя, создавшего ее. Очевидно, что в данном случае целью является создание возможности контроля за процессом волеизъявления лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Такой контроль может осуществляться как в интересах государства, так и в интересах других лиц - например, акционеров или участников юридических лиц.

Конструкция определения, приведенного в ст.4 Закона о конкуренции, заставляет предположить, что представленный перечень аффилированных лиц является исчерпывающим. Однако сам данный перечень не соответствует основному определению аффилированных лиц, как "преобладающих" лиц, способных оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, поскольку термин применяется как к контролирующим, так и зависимым лицам.

Более того, во большинстве случаев зависимые и преобладающие лица относятся к одной группе лиц и, следовательно, являются взаимоаффилированными, то есть преобладающее общество считается аффилированным по отношению к зависимому, а зависимое – аффилированным по отношению к преобладающему.

При этом очевидно, что перечень, приведенный в законе, не отражает все случаи аффилированности, могущие возникнуть на практике. К тому же определение аффилированных лиц именно в Законе о конкуренции представляется неоправданным, поскольку оно не используется ни в одной статье закона. Для целей законодательства о конкуренции используется другое понятие – группа лиц. Это, а также отсутствие критериев отнесения лица к аффилированным, не способствует четкому пониманию понятия. Законодателем не регулируются вопросы, связанные со сделками, совершаемыми аффилированными лицами, а также институт и правовые последствия взаимоаффилированности.

Получается, что широкое введение в правовой оборот термина «аффилированные лица» не может достичь своих целей ввиду большого количества разрозненных правовых норм и отсутствия механизма их реализации.

Данная проблема может быть решены только на законодательном уровне. Определенные шаги в этом направлении были сделаны. В 2000 году проект федерального закона «Об аффилированных лицах» был принят Государственной думой РФ в первом чтении. Однако по настоящее время закон в окончательной редакции не принят. Поэтому вопрос относительно содержания и признаков понятия «аффилированные лица» остается открытым.

Попытка привязать понятие аффилированных лиц к антимонопольному законодательству привела к тому, что налоговое законодательство иначе подходит к указанному вопросу и использует иной понятийный аппарат. В Налоговом кодексе содержится близкое по содержанию понятие – "взаимозависимые лица".

Под взаимозависимыми лицами ст.20 Налогового кодекса РФ понимает физических и юридических лиц, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

В статье приведен перечень взаимозависимых лиц:

1) одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, причем доля участия составляет более 20%;

2) одно физическое лицо подчиняется другому по должностному положению;

3) лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, попечителя и опекаемого.

Также указано, что лица могут быть признаны взаимозависимыми судом по иным основаниям, если отношениям между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). В целях недопустимости произвольного толкования норм налогового кодекса под иными основаниями следует понимать именно основания отнесения лица к аффилированным.

Думается, законодатель неоправданно отказался от использования в целях налогообложения понятия «аффилированные лица». Аффилированных лиц можно считать взаимозависимыми в целях налогообложения, и наоборот, поскольку в основу определения этих понятий положен одинаковый критерий – возможность влияния на деятельность другого лица.

Сопоставляя нормы многочисленных законодательных актов, можно придти к выводу, что необходима единая система правовых норм, регулирующая вопросы аффилированности, которая поможет как решить отраслевые задачи (корпоративного, налогового и других отраслей права), так и внести единообразие в нормативное регулирование рассматриваемого института.

Законодателю следует дать четкие критерии аффилированности либо закрепив "принцип взаимоаффилированности", либо однозначно признав аффилированным физическое (юридическое) лицо преобладающее в силу определенной зависимости над иным физическим и (или) юридическим лицом.

 


 

Прочитавших: 31385

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

VERBA LEGAL укрепляет практику разрешения споров  [746]

Елена Констандина присоединилась к команде "Рустам Курмаев и Партнеры" и возглавила налоговую практику.  [673]

К «Аронов и Партнеры» присоединился адвокат Игорь Михайлович, специализирующийся на защите по уголовным делам коррупционной и экономической направленности  [652]

«Национальное Экспертное Бюро» в рейтинге крупнейших оценочных компаний RAEX 2024 г.  [629]

Эллина Быкова назначена партнером МКА «Аронов и Партнеры»  [625]