Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

Societas Europea (Европейская компания) – новая форма ведения бизнеса в ЕС

 

В странах ЕС действуют как национальные формы компаний, так и исключительно европейские. В данной статье рассматривается именно наднациональная форма – Европейская компания, создать которую можно с 8 октября 2004 г.

18.11.2004юрист ЗАО «Тетра Пак»
      

Введение 

Интеграция Европы началась более 50 лет назад. Объединение угля и стали, включающее в себя шесть участников, превратилось в Европейский Союз с пятнадцатью членами. В этом году еще 10 стран стали членами Европейского союза. За это время была создана целая система институтов, и, конечно же, появилось свое законодательство. 

В середине марта 2003 года Европейская Комиссия приняла заключение, в котором разделила страны Европы на те, которые могут стать членами Европейского союз, и «страны-соседи». Россия попала во вторую группу. «Страны-соседи» не смогут вступить в ЕС, но они смогут быть включены в зону «четырех свобод»: свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала. Если «страны-соседи» хотят получить подобные льготы, им придется привести свое законодательство в соответствии с европейским. Фактически это означает присоединение к ЕС, но без возможности влиять на разработку европейского законодательства. Т.е. можно предположить, что в долгосрочной перспективе Россия проведет унификацию своего законодательства с европейским.

Пока же можно говорить только о сотрудничестве российских компаний и европейских. Как известно, основной товарооборот России приходится на страны ЕС. Поэтому основными контрагентами российских компаний являются европейские компании. Причем в странах ЕС действуют как национальные формы компаний, так и исключительно европейские. В данной статье рассматривается именно наднациональная форма – Европейская компания, создать которую можно с 8 октября 2004 г.

 

Исторические и теоретические аспекты

 Проект Европейской Компании[1], Societas Europea (SE), первоначально был предложен в 1970 г. и касался создания подлинно европейской организационно-правовой формы юридического лица, являющегося аналогом национальных акционерных обществ, которое подходило бы для ведения бизнеса более чем в одном государстве-члене. Первоначальная концепция проекта состояла в создании Европейского корпоративного права, которое регулировало бы все аспекты деятельности всех «европейских компаний». Другими словами, Европейская Компания должна была быть организована на наднациональном уровне Европейского Сообщества, а не в соответствии с законами государств-членов.

Данный проект прошел долгий путь, пока, наконец, после одобрения Европарламентом Совет ЕС 8 октября 2001 г. одобрил два основных правовых инструмента: Регламент, устанавливающий и предусматривающий   создание   единого механизма, действительного на территории всего ЕС[2], и Директиву по участию работников в SE.[3] При этом введение в действие обоих документов было отсрочено на три года (до 8 октября 2004 г.). За этот период все государства-члены ЕС должны принять на национальном уровне правила, необходимые для имплементации Директивы по участию работников в Европейской Компании.

 

Характеристика Статута Европейской Компании

 SE может быть основана одним из четырех способов:

-         путем слияния двух или более существующих АО не менее чем из двух государств-членов ЕС (SE путем слияния);

-         путем образования холдинга из АО или ООО не менее чем из двух государств-членов ЕС (холдинговаяSE);

-         путем образования филиала компаний не менее чем из двух государств-членов ЕС или путем образования филиала (дочерней компании) компаний, из которых минимум две имеют филиалы в других государствах-членах не менее 2 лет (SE-филиал/дочерняя компания); или

-         путем преобразования АО, не менее двух лет имеющего филиал в другом государстве-члене (SE путем преобразования).

 

Для учреждения SE путем преобразования не требуется ликвидации или учреждения новой компании. Однако во время учреждения SE путем преобразования не допускается изменения места регистрации в то же время. В случае учреждения SE путем слияния предложение о слиянии должно быть приготовлено и публично объявлено в течение установленного периода и передано на рассмотрение общего собрания акционеров соответствующих компаний для получения одобрения. В случае учреждения холдинговой SE или SE путем преобразования предложение об учреждении и предложение о преобразовании должны быть подготовлены и подчиняются указанной процедуре. Эти процедуры предусмотрены для защиты прав кредиторов и работников.

Цель SE – позволить компаниям осуществлять свою деятельность на территории ЕС по одним и тем же правилам с единообразной системой управления и системой отчетности. Такой подход должен снизить административные издержки и формальности.

Деятельность Европейской Компании регулируется Регламентом и ее учредительными документами. Если какой-либо вопрос не урегулирован Регламентом, он регулируется:

-         положениями законодательства государства-члена, которые специально содержат положения, относящиеся к SE,

-         национальными законами государства-члена, в котором зарегистрирована SE,  которые применяются к акционерным обществам этого государства-члена,

-         учредительными документами SE.

Множественность источников регулирования, вероятно, приведет к коллизиям, и необходимо много сделать для достижения имплементации Европейского права, применимого к европейским компаниям. Так, многие важные вопросы регулируются не Регламентом, а внутренним законодательством того государства, в котором расположено официальное место нахождения. Это следующие вопросы: налоги, поддержанием и изменение уставного капитала, вопросы отчетности, ответственность управляющих, трудовые договоры и пенсии и, наконец, вопросы интеллектуальной собственности.

Первоначально SE должна была основываться на единой правовой форме, одинаковой во всех государствах-членах, но от этой концепции скоро отказались из-за невозможности преодолеть национальные различия и прийти к согласию в отношении общего основания. В соответствии со ст. 2 Регламента SE может быть учреждена путем слияния или присоединения национальных предприятий из разных государств. Такие транснациональные слияния не были возможны при существующем национальном корпоративном праве в Европе.

Перспектива трансграничных слияний была хорошо встречена европейским предприятиями, которые ведут свою деятельность более чем в одном государстве. Это означало избавление таких компаний от правовых и практических ограничений, возникающих из существования нескольких разных законодательных и налоговых систем.

Действительно, в настоящее время трансграничные слияния и присоединения юридических лиц из разных государств-членов ЕС связаны с многочисленными трудностями, вызванными, прежде всего нестыковкой правовых систем европейских государств. В частности, возможность трансграничных слияний и присоединений не признается законодательствами таких стран, как Нидерланды, Швеция, Ирландия, Греция, Германия, Финляндия, Дания, Австрия, Бельгия. В результате участники оборота вынуждены довольствоваться приобретением 100% акций компании с сохранением ее существования как формально самостоятельного юридического лица. Теперь вместо целого набора формально самостоятельных юридических лиц в каждом из государств-членов ЕС можно создать одну SE, которая откроет свои филиалы и представительства в различных странах.

Возможность трансграничных слияний должна быть дополнена благоприятным налоговым законодательством.

 Как официальное, так и фактическое место нахождение административного центра SE должно быть в одном и том же государстве-члене.

 

Структура SE

 Существуют три основных органа в компании, имеющей статус юридического лица: общее собрание акционеров, надзорный орган и исполнительный орган. Два различных вида этих органов создают два вида компаний: немецкая трехзвенная система SE и английская двухзвенная.

Компании немецкого типа (Aktiengesellschaft (AG)) состоят из исполнительного органа, надзорного органа и общего собрания акционеров. Компании английского типа состоят из общего собрания акционеров и исполнительного органа, который осуществляет как исполнительные, так и надзорные полномочия. Статут SE предусматривает возможность  двухзвенной или трехзвенной системы управления, поскольку  обе являются распространенными в ЕС.

В то же время Регламент содержит некоторые императивные нормы, которые должны соблюдаться Европейской Компанией после выбора одного из перечисленных вариантов.

В отношении трехзвенной системы устанавливается, в частности, что одно и то же лицо не может быть одновременно членом наблюдательного и исполнительного органа. Наблюдательный орган не может самостоятельно осуществлять действия по текущему управлению SE. Исполнительный орган должен не реже одного раза в три месяца представлять в наблюдательный орган отчет о перспективах развития SE.

В отношении двухзвенной системы предусматривается, что исполнительный орган должен собираться не реже, чем один раз в три месяца. Каждый из членов исполнительного органа имеет право доступа к информации о состоянии дел SE.

Применительно к обеим моделям констатируется, что члены органов управления SE могут избираться на срок, установленный в уставе, но не более чем на шесть лет.

Минимальный уставный капитал SE – 120 000 евро, чтобы малые и средние предприятия также могли использовать данную организационно-правовую форму. Однако может быть потребована бóльшая сумма  в некоторых странах для определенных видов деятельности. Меры по поддержанию уставного капитала и уменьшения или увеличения уставного капитала подпадают под действие правил страны регистрации.

 

Регистрация

 Необходимо заметить, что SE не намеревается заменить существующее корпоративное право в странах ЕС. SE как организационно-правовая форма является выбором. Целью SE является упрощение процесса реструктуризации компаний внутри территории ЕС, она предусматривает только общую структуру и не включает детальные правила. Существующее корпоративное право в государствах-членах остается в силе и во многих вопросах также подлежит применению в отношении компаний, принявших форму SE. Учредить SE может только компания, а физические лица не могут прямо учреждать SE.

На уровне ЕС не учреждено какого-либо специального органа, занимающегося регистрацией SE. Регистрация SE будет осуществляться в существующем органе, занимающимся регистрацией, каждой страны в соответствии с внутренним правом. Статус юридического лица будет предоставлен после завершения регистрации SE. Место регистрации должно быть местом, где осуществляется руководство компанией, местом фактического нахождения административного центра. Данная регистрационная политика направлена на эффективный мониторинг для предотвращения уклонения от налогов и отмывания денег. Хотя как на практике проверить, что фактическое место нахождение административного центра находится в месте регистрации не совсем ясно. Во время обсуждения этого вопроса Нидерландами и Бельгией было предложено, что фактическое место нахождения административного центра не должно ограничиваться официальным местом нахождения. В результате было решено, что Комитет ЕС предоставит доклад на эту тему в Европейский Совет и Совет Министров в течение пяти лет после вступления в действие Регламента Европейской Компании. Как было сказано выше, Статут Европейской Компании  не предусматривает детальных правил для SE, и будет применяться внутреннее право того государства, в котором регистрируется SE. Таким образом, важным становится вопрос, где будет зарегистрирована SE. После регистрации будет публичное объявление о регистрации SE в соответствии с правилами каждой страны и одновременная публикация в Официальном Бюллетене ЕС. Необходимо будет добавить аббревиатуру «SE» до или после наименования компании. Если необходимо изменить официальное место нахождения административного центра, такое изменение возможно без ликвидации существующей компании или учреждения новой в другой стране при условии, что защищены права кредиторов и гарантировано вовлечение работников.

 

Предоставление отчетности и налоги

В отношении норм, касающихся предоставления отчетности, аудита и раскрытия информации, применяются соответствующие нормы страны регистрации. Например, SE, зарегистрированная в стране, не входящей в зону евро, может представить отчетность и проводить аудит и раскрытие информации в евро, а с другой стороны, страна регистрации может предусмотреть обязанность по представлению отчетности, аудита и раскрытию информации в валюте этой страны.

SE была предназначена для обеспечения интеграции групп компаний, расположенных в нескольких государствах-членах, при проведении слияний и учреждения совместных компаний. Путем учреждения SE юридические издержки на данные действия могут быть снижены, а также может быть проведена реструктуризация компании, что приведет к полной экономической интеграции. Необходимо заметить, что само по себе учреждение SE не гарантирует каких-либо налоговых преимуществ (льготы), принимая во внимание тот факт, что никакой договоренности в отношении налогообложения не было достигнуто в соглашении, достигнутом в Ницце. Налоговые вопросы решаются национальным правом. Это весьма неудачно, поскольку благоприятный налоговый режим дал бы сильный стимул использовать форму SE.

В данном контексте вопрос «гармонизации налогообложения в ЕС»  является важным вопросом, подлежащим разрешению во время экономической интеграции. Недавно Комитет ЕС начал подготовку проекта директивы ЕС в отношении налогообложения SE в случае учреждения SE путем слияния.

 

Привлечение работников в SE

Вопрос участия работников тесно связан с вопросом, до какой степени интересы работников должны приниматься в расчет при руководстве компанией и регулироваться корпоративным правом.

В государствах-членах решение этого вопроса сильно расходится.

В соответствии с этой Директивой 2001/86/EC от 8.10.2001 г., дополняющей Статут Европейской Компании в отношении участия работников, создание Европейской Компании потребует переговоров по вовлечению работников в орган, представляющий всех работников компании. Переговоры включат как вопросы информирования и консультирования работников, так и участие работников в принятии решений.

Информирование и консультирование имеет решающее значение в процессе принятия решений SE. Участие означает, что представители работников имеют право голоса в назначении определенного числа членов наблюдательного и/или исполнительного органа.

Руководство обязано начать переговоры, как только представлен план по учреждению SE и эксперты со стороны работников могут участвовать и включать представителей европейских профсоюзов.

По существу данные положения стремятся обеспечить участие работников в SE только в той степени, в которой это существовало в отдельных компаниях до их преобразования в SE.

 


[1] Проект Регламента о Статуте Европейской компании, 1989 OJC 263/41

[2] Регламент №2157/2001 от 8.10.2001 г. о Статуте Европейской Компании (SE).

[3]Директива 2001/86/EC от 8.10.2001 г., дополняющая Статут Европейской Компании в отношении участия работников.

 


 

Прочитавших: 9236

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

VERBA LEGAL укрепляет практику разрешения споров  [746]

Елена Констандина присоединилась к команде "Рустам Курмаев и Партнеры" и возглавила налоговую практику.  [673]

К «Аронов и Партнеры» присоединился адвокат Игорь Михайлович, специализирующийся на защите по уголовным делам коррупционной и экономической направленности  [652]

«Национальное Экспертное Бюро» в рейтинге крупнейших оценочных компаний RAEX 2024 г.  [629]

Эллина Быкова назначена партнером МКА «Аронов и Партнеры»  [625]