Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

О новом законе замолвите слово… О поправках к федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

 

Федеральный закон № 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" вступил в силу в феврале прошлого года, но понятным так и не стал. Многие участники конкурсных торгов по-прежнему считают, что сфера госзакупок остается закрытой и непрозрачной. Поправки вносятся с завидным постоянством, законодатели пытаются как охватить сферу коррупции, так и облегчить жизнь поставщикам, в извечной гонке под девизом «поди туда - не знаю куда; принеси то – не знаю что». Несмотря на все усилия, на сегодняшний день, данный документ вызывает массу нареканий как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя заказа.

08.04.2008Юридическая фирма "Лекс", www.lexpravo.ru
      

Последние, вступившие в силу с 1 января 2008 года, существенные поправки к закону гласят о том, что отныне объявления о проведении государственных конкурсов и аукционов не нужно размещать в федеральных печатных СМИ. Их заменит единый общероссийский портал по госзакупкам в сети Интернет.

Печатные издания регионов и муниципалитетов ожидает та же участь к 2011 году. Но предшествовать этому будет создание к 2010 году общего, единого портала всех государственных (федеральных и региональных) и муниципальных закупок. Регионы и муниципалитеты сохраняют возможность поддерживать свои сайты, но с возникновением единого общефедерального портала все эти сайты более не будут носить статус официальных.

 Может быть, регионы сочтут, что у их сайтов лучше интерфейс или просто они привычнее. Кроме того, регионы могут сохранить сайты для обеспечения большей публичности информации о госзаказе и для мониторинга ситуации по госзаказу в рамках региона - такая возможность у них есть.

Единый портал будет большим облегчением для регионов с точки зрения постоянной технической поддержки этих сайтов. Что касается затрат на создание региональных и муниципальных сайтов, то не стоит их преувеличивать: когда создавался действующий ныне федеральный портал, его копии были переданы регионам. Так что, основные затраты у регионов пошли на администрирование и развитие этого варианта портала. Необходимо отметить, что некоторые регионы сделали очень хорошие информационные сайты, а наряду с ними еще и удобные площадки для проведения онлайновых аукционов. Подобное совмещение есть,  например, у таких передовых регионов, как Москва и Татарстан, но в целом это достаточно редкое явление.

Что касается минусов, то ситуация неудобна в первую очередь поставщикам, а также контролирующим органам. Сайтов с информацией огромное количество, площадок электронной торговли тоже много, и они не связаны единой системой поиска. Выяснить спрос в такой ситуации - очень трудоемкая задача, требующая значительных временных затрат. Кроме того, при таком многообразии источников публикации информации о размещении заказов риск «корректируемости» данных весьма велик.

Таким образом, с помощью создания единых баз данных по закупкам останется меньше возможностей для сговоров и иных коррупционных проявлений, которые возможны в системе государственных закупок.

Смущает одно  -  время до 2010 года пройдет быстро, возникает ряд вопросов, на которые сложно пока ответить. Успеют ли пользователи всероссийского портала приспособиться к нововведениям? Как будет тестироваться единая база данных? Специалисты в области разработки единого портала всех государственных (федеральных и региональных) и муниципальных закупок успокаивают тем, что «…работа по введению портала уже начата. Концепция портала должна быть готова в начале года, а в нынешнем году должна идти разработка программного обеспечения. Вероятно, также в этом году единая база данных будет тестироваться в рамках одного из федеральных округов. Планируется проводить обучающие семинары и по опыту последних лет можно сказать, что сложностей с переобучением возникнуть не должно - самые большие сложности были с созданием регионами и муниципалитетами своих отдельных порталов, но они уже позади...».

Российские электронные государственные закупки разворачиваются, разумеется, не на пустом месте. Внушительный опыт уже накоплен за рубежом, да и у нас в стране сделаны первые важные шаги в нужном направлении. Трудности-же формирования законодательного базиса электронных госзакупок носят, по-видимому, объективный характер. Так, Германии для приведения законодательства в соответствие с реалиями электронной торговли для государственных нужд потребовалось более пяти лет. Россия пока находится лишь в начале этого пути, но похоже, что и нам не удастся уложиться в более сжатые сроки.

Подписано, так с плеч долой! – пошла писать губерния…

Закон о госзакупках предусматривает различные способы размещения заказов - торги, конкурсы и аукционы. Естественно, конкурсы и аукционы могут быть открытыми и закрытыми. Закрытые конкурсы и аукционы проводятся в случае, если предметами контракта являются сведения, составляющие государственную тайну. Что именно подпадает под это понятие, определяется законодательством о государственной тайне. Так что если предмет торгов секретный, в открытой базе данных его ни сейчас, ни после 2010 года не будет. Но - к слову - и для закрытых торгов Закон прописывает процедуру, в основе которой лежат конкурентные начала.

Закон определяет, что заказчик не вправе прописывать требования таким образом, чтобы они ограничивали конкуренцию. Также есть закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции», где тоже установлены правила, по которым можно признать нечестные торги недействительными и отменить сделку. Такие полномочия есть у ФАС России. Согласно же закону № 94-ФЗ, заказчик не вправе указывать производителя, ограничивая тем самым конкуренцию, а также предъявлять требований к квалификации и опыту работы поставщика. Базовый принцип закона - заказчик может выдвигать требования к объекту, но не требования к субъекту. Санкции за нарушения этих правил прописаны в КоАП. Случай, когда допускается оценка квалификационных качеств поставщика - это те работы, размещение заказов на которые производится при помощи конкурсов с многокритериальными оценками. Но и там квалификация, как субъективный критерий, ограничена по весу - 20%. Есть определенные исключения, одним из которых является закупка НИОКРов, а также аварийно-спасательные, медицинские, реставрационные и ряд других работ. Там допустима повышенная - до 45% - оценка степени квалификации участников конкурса.

Далее, в связи с введением в предыдущей редакции закона требования о размещении заказа на строительство посредством проведения аукциона, законом предусмотрены определенные защитные меры. В частности, для аукциона на строительство установлены специальные условия допуска в виде оценки квалификации участников аукциона. Участник допускается к аукциону в случае, если он располагает опытом в проведении такого строительства за последние 5 лет и документально (акты приемки и введения в эксплуатацию) способен подтвердить, что выполнял не менее 30 процентов объема аналогичного строительства на конкретном объекте.

Новым законом, также, предполагается распространить применение критерия квалификации на все виды работ и услуг без ограничений, при этом на сложные виды работ и услуг в законе определена наиболее высокая значимость данного критерия. Данная поправка, как отмечают в минэкономразвития, - это шаг навстречу многим заказчикам, которые сетовали на трудности отбора исполнителей по работам и услугам. Одновременно законом определен предельный вес данного критерия во избежание злоупотреблений при оценке заявок участников конкурсов.

ФАС дает команду «фас!»

Только в прошлом году потери бюджетов всех уровней от неэффективных закупок оценивались экспертами около 300 миллиардов рублей. Проверки аудиторов Счетной палаты показали, что новый закон имеет пробелы, которыми ловко пользуются заинтересованные лица. Штрафы же для чиновников в 20 тысяч рублей слишком малы на фоне заключаемых многомиллионных контрактов. Да к тому же Федеральная антимонопольная служба (ФАС) нечасто наказывает нарушителей закона о госзакупках.

ФАС уже заявила, что благодаря нововведениям сможет наказывать чиновников жестче и чаще. Статья 17 закона, которая прописывает контроль за госзакупками, в новой редакции претерпела сильные изменения. Более того, новый закон предусматривает внесение большого количества поправок в Кодекс об административных правонарушениях. В частности, максимальный штраф для чиновников вырастет более чем в два раза и составит 50 тысяч рублей, а для компаний - до 500 тысяч рублей. При этом перечень нарушений существенно расширился. Так, появились новые составы правонарушений - неисполнение предписания ФАС и непредоставление информации о проведении госзакупок. Это самые распространенные нарушения, отмечают в ФАС.

Но раньше ведомство не могло наказывать по ним. Устанавливается ответственность за недопуск участников, появилась ответственность не только заказчиков, но и органов власти, которые являются администраторами сайтов, и так далее.

Что интересно, ФАС сможет теперь накладывать штраф на каждого члена комиссии, голосовавшего за незаконное решение. Более того, если чиновник при проведении одного конкурса умудрится совершить несколько нарушений, то за каждый ему придется заплатить из личного кармана.

Уголовной ответственности, как и ранее, закон не предусматривает. Но при этом не стоит забывать, что уголовную ответственность за хищение и мошенничество никто не отменял.

Завершая обзор поправок к закону "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"  возникает вполне закономерный вопрос: как сложится дальнейшая судьба российских госзакупок? Чрезвычайно досадно, что указанный нормативный акт изначально был написан достаточно небрежно. В частности, в нем были нормативно закреплены двойная (электронная и бумажная) работа госзаказчика, затянутые сроки конкурсных процедур, ориентированные на бумажный документооборот, не было четкости в определении требований к поставщикам  и пр.

Федеральный закон № 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" практически единственный в своем роде. Говорить о западных прототипах очень сложно  - он относится к разряду одновременно новационных и процессуальных, где, опережая практику применения, прописаны совершенно новые процедуры размещения заказа., такие как аукцион и открытый аукцион в электронной форме, а также детально регламентированы, но сильно видоизменены с учетом внедрения интернет-технологий действовавшие до Закона процедуры конкурса и запроса котировок.

 


 

Прочитавших: 2962

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

VERBA LEGAL укрепляет практику разрешения споров  [758]

Елена Констандина присоединилась к команде "Рустам Курмаев и Партнеры" и возглавила налоговую практику.  [681]

К «Аронов и Партнеры» присоединился адвокат Игорь Михайлович, специализирующийся на защите по уголовным делам коррупционной и экономической направленности  [663]

«Национальное Экспертное Бюро» в рейтинге крупнейших оценочных компаний RAEX 2024 г.  [643]

Эллина Быкова назначена партнером МКА «Аронов и Партнеры»  [638]