Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

Полномочия главного бухгалтера при проведении сверки по налогам, сборам, пеням и штрафам с налоговым органом

 



29.04.2008ООО "Европейский юридический центр "ОРИОН"
      

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны по заявлению налогоплательщика осуществлять сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов. Пунктом 3.4.1. Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службой от 09.09.2005 г. N САЭ-3-01/444@, также предусматривается, что заявления о проведении сверки расчетов налогоплательщика могут поступать от налогоплательщиков (их представителей) лично или передаваться по почте.

Согласно пункту 1 статьи 26 Налогового кодекса РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.

В статьях 27 - 29 Налогового кодекса РФ определено, что законным представителем налогоплательщика-организации признается лицо, уполномоченное представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (руководитель организации), а уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, заявление налогоплательщика о проведении сверки расчетов должно подписываться законным представителем (лицом действующим, в соответствии с учредительными документами организации, от имени организации без доверенности – директор, генеральный директор, президент и др.), либо его представителем, действующим на основании доверенности.

Главный бухгалтер не является законным представителем организации-налогоплательщика, действующим без доверенности, соответственно может представлять организацию в отношениях с налоговыми органами, представлять документы, подписывать письма, заявления, в том числе заявление о проведении сверки, только в качестве представителя на основании оформленной надлежащим образом доверенности. Данный подход нашел свое отражение в сложившейся арбитражно-судебной практике (Постановление ФАС СЗАО от 06.02.2004 г. дело № А56-17896/03, Постановление арбитражного суда кассационной инстанции от 02.10.2006 г. дело № Ф08-4506/2006-1926А, Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 22.08.2005 г. дело № 09АП-8445/05-АК, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2005 г. дело № А40-18608/05-118-201).

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ и п. 3.1.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службой от 09.09.2005 г. N САЭ-3-01/444@, результаты сверки оформляются актом (акт совместной сверки по налогам, сборам, пеням и штрафам), который подписывает налогоплательщик или его уполномоченный представитель и должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками.

При этом, необходимо также учитывать положения п. 3 ст. 7 Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которым, без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Учитывая, что акт совместной сверки между налоговым органом и налогоплательщиком, устанавливает финансовые обязательства сторон в налоговых правоотношениях, акт совместной сверки с налоговым органом должен подписываться как законным представителем налогоплательщика (руководителем) или его уполномоченным представителем по доверенности, так и главным бухгалтером налогоплательщика.

В большинстве случаев налоговые органы принимают акты совместных сверок, подписанные от имени налогоплательщика только главным бухгалтером без подтверждения его полномочий на подписание акта сверки, и не указывают на данные недостатки. Однако, в последующем, при рассмотрении судом спора, возникшего между налоговым органом и налогоплательщиком из налоговых правоотношений, существует большая вероятность признания судом акта совместной сверки, подписанного только главным бухгалтером без соответствующей доверенности, недействительным.

 


 

Прочитавших: 9172

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

Яна Маламуд стала партнёром Адвокатского бюро «Бартолиус»   [675]

ГК ЛИГАЛ объявляет о назначении Екатерины Калининой старшим партнером и руководителем практики «Защита состоятельных лиц и частного капитала»  [651]

Legal Run 2025: стартовала онлайн-регистрация на забеги в первых 5 городах  [466]

Команда АБ ЕПАМ завершила сопровождение пилотной сделки по секьюритизации потребительских кредитов в интересах Газпромбанка  [451]

Юристы «Пепеляев Групп» отстояли в арбитражных судах конституционное право на получение информации у государственных органов  [445]