Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

Аудит договорных отношений – как способ снижения налоговых рисков

 

Предпринимательская деятельность организации предполагает постоянное участие в разнообразных гражданско-правовых отношениях, которые оформляются посредством подписания сторонами договоров. Должным образом оформленный договор, безусловно, поможет снизить как налоговые, так и гражданские риски участников договорного процесса. Именно поэтому исключительно важное значение приобретает постоянный аудит договорных отношений, который включает предварительный, текущий и последующий контроль договорного бизнес-процесса.

02.10.2008Юридическая фирма "Лекс"
      

Предпринимательская деятельность организации предполагает постоянное участие в разнообразных гражданско-правовых отношениях, которые оформляются посредством подписания сторонами договоров. Должным образом оформленный договор, безусловно, поможет снизить как налоговые, так и гражданские риски участников договорного процесса. Именно поэтому исключительно важное значение приобретает постоянный аудит договорных отношений, который включает предварительный, текущий и последующий контроль договорного бизнес-процесса.

Основными направлениями аудита договорных отношений организации являются: 

 • выявление типовых обстоятельств, влияющих на налоговые риски организации, т.е. на возможное наступление нежелательных финансовых последствий (штрафов, пеней, сумм налога к доплате в бюджет) по результатам проведения налоговых проверок; 

 • разработка рекомендаций, которым должна следовать организация при согласовании с контрагентами условий договоров и оформлении первичных документов, предусмотренных соглашением сторон. 

 При этом аудиту должен быть подвергнут именно процесс заключения, исполнения и закрытия договоров. Именно поэтому источниками информации являются не только конкретные договоры, заключенные с контрагентами, но и внутренние нормативные акты, регламентирующие указанный процесс (например, договорный регламент). 

 В результате аудита договорных отношений формируется алгоритм обоснования расходов организации, что позволит уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль, а также вероятность применения налоговых санкций по результатам налоговых проверок. 

 В связи с тем, что налоговые органы постоянно ужесточают требования к оформлению первичных документов, обоснованию экономической целесообразности произведенных расходов, проведение аудита сегодня приобретает еще большую актуальность. 

 При этом, на наш взгляд, налоговые органы достаточно формально подходят к анализу и проверке документов налогоплательщиков, что в свою очередь приводит к незаконному доначислению налогов, пеней, штрафов. Часто фактические обстоятельства совершения сделок исследуются налоговым органом неполно, объяснения организации не принимаются в расчет, что вынуждает налогоплательщиков обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав. 

 При таких обстоятельствах, представляется наиболее правильным постараться минимизировать налоговые риски на стадии заключения договора и оформления первичных документов. 

 Любое предприятие, заключая договор, по которому у него формируются затраты (например, приобретая имущество, арендуя помещения, заказывая работы (услуги)), несет налоговые риски, связанные с непризнанием указанных расходов при проведении налоговой проверки. 

 Таким образом, проведение аудита договорных отношений организации представляется просто необходимым. 

 Объектом аудита в данном случае будут выступать все договоры, заключенные организацией. 

 Содержание действий по аудиту в обязательном порядке должно включать изучение и высказывание профессионального суждения относительно следующих элементов: 

 • формы договора (простая письменная или нотариальная); 

 • способа оформления (единый документ, совокупность документов); 

 • наличия существенных условий договора; 

 • наличия дополнительных условий, существенно снижающих налоговые риски; 

 • наличия и надлежащего оформления первичных документов, обязанность составления которых предусмотрена договорными отношениями (например, акта приема-передачи помещения по договору аренды); 

 • наличия обязательных реквизитов сторон (подписи полномочных представителей, печати сторон). 

 При этом обоснованным считается следующий порядок проведения аудита: 

 • осуществляется проверка надлежащего оформления договорных отношений (исследуется форма заключения договоров); 

 • осуществляется проверка наличия совокупности существенных условий, обязательных для данного типа договоров; 

 • осуществляется проверка наличия прочих условий, снижающих налоговые риски организации; 

 • осуществляется проверка наличия реквизитов сторон и подписей их полномочных представителей. 

 В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными условиями признаются следующие: 

 • условия о предмете договора; 

 • условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида; 

 • условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. 

 Общим для всех типов договоров является такое существенное условие, как предмет договора. 

 Каждому типу хозяйственных договоров также присущи индивидуальные условия, с наличием которых законодательство связывает признак существенности. 

 Перечень указанных условий применительно к основным типам договоров: . 

1.Тип договора - договор поставки.

Существенные условия договора  -наименование (ассортимент) и количество поставляемого товара, сроки поставки. 

 2.Тип договора -договор аренды. 

Существенные условия договора -данные, позволяющие определить объект аренды. 

 3.Тип договора –договор оказания услуг 

Существенные условия договора -данные, позволяющие определить сроки начала и окончания работ 

  и.т.п. 

 Также, к существенным условиям, относительно которых, по мнению одной из сторон договора, обязательно должно быть достигнуто соглашение, относятся, например, дополнительные способы обеспечения, такие, как неустойка, залог, поручительство, страхование, гарантия. 

 К дополнительным условиям, снижающим налоговые риски, можно отнести положения договоров, устанавливающие следующие обязанности сторон: 

 • составление первичного документа, который содержит все необходимые реквизиты, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 03.11.2006 г. № 183-ФЗ) (акты приемки услуг по аренде, акты приемки маркетинговых исследований, консультационных работ). Гражданское законодательство не обязывает стороны документально оформлять факт потребления услуг, но это не лишает заказчика права требовать включения подобных условий в текст договора; 

 • составление документа, раскрывающего и детализирующего предмет договора (например, отчет о проведенных консультациях, включая перечень анализируемых вопросов и тем). Это позволит заказчику доказывать экономическую обоснованность произведенных расходов, их связь с получением будущих экономических выгод; 

 • представление документов, косвенно подтверждающих добросовестность контрагента как налогоплательщика; 

 • наличие надлежащим образом оформленных первичных документов, обязанность составления которых предусмотрена договорными отношениями. Факт осуществления расходов может быть подтвержден исключительно имеющимися в наличии первичными документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете. 

 Кроме того, договор должен содержать обязательные реквизиты сторон: собственноручные подписи полномочных представителей сторон, а также оттиски печатей организаций. В случае, если договор подписан не единоличным исполнительным органом организации, лицом, действующим на основании доверенности, в преамбуле договора должна иметь место ссылка на реквизиты указанной доверенности. Однако стоит обратить внимание на то, что действующее гражданское законодательство не рассматривает наличие печати как обязательное требование по оформлению договорных отношений. 

 Таким образом, проведение аудита договорных отношений позволит определить перспективу наступления нежелательных последствий по результатам налоговой проверки. 

 


 

Прочитавших: 6447

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

VERBA LEGAL укрепляет практику разрешения споров  [758]

Елена Констандина присоединилась к команде "Рустам Курмаев и Партнеры" и возглавила налоговую практику.  [681]

К «Аронов и Партнеры» присоединился адвокат Игорь Михайлович, специализирующийся на защите по уголовным делам коррупционной и экономической направленности  [663]

«Национальное Экспертное Бюро» в рейтинге крупнейших оценочных компаний RAEX 2024 г.  [643]

Эллина Быкова назначена партнером МКА «Аронов и Партнеры»  [638]