Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

Определение цены размещения дополнительных акций

 

В статье рассматриваются вопросы определения цены размещения дополнительных акций путем подписки, в частности, анализируется необходимость привлечения независимого оценщика и уполномоченного государственного органа для определения и согласования цены размещения акций.

02.12.2008Юридическая фирма "Лекс"
      

Уставный капитал акционерного общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций (п. 1 ст. 28 федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ). Размещение дополнительных акций может быть осуществлено посредством подписки или конвертации ценных бумаг (п. 1 ст. 39 федерального закона «Об акционерных обществах»). В соответствии со ст. 2 ФЗ "О рынке ценных бумаг" под эмиссией понимается последовательность действий эмитента по размещению ценных бумаг. Если иное не предусмотрено законом, процедура эмиссии включает в себя следующие этапы: принятие решения о размещении ценных бумаг, утверждение решения о выпуске, государственную регистрацию выпуска, размещение ценных бумаг, государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (п. 1 ст. 19 ФЗ "О рынке ценных бумаг"). В соответствии с пунктом 6.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР РФ от 16.03.2005 N 05-4/пз-н, «Для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещаемых путем подписки, в регистрирующий орган дополнительно представляются: · копия (выписка из) протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, на котором принято решение об определении цены размещения акций, с указанием повестки дня, кворума и результатов голосования, а также имен членов совета директоров (наблюдательного совета), голосовавших за принятие такого решения, в случае, если решение о размещении акций путем подписки принято общим собранием акционеров и предусматривает цену размещения акций (за исключением случая, если в соответствии с уставом акционерного общества функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров); · документ, подтверждающий привлечение государственного финансового контрольного органа для определения цены размещения акций, в случае, если решение о размещении путем подписки акций акционерного общества, акционером которого является государство и/или муниципальное образование, владеющее более чем 2 процентами голосующих акций, предусматривает цену размещения акций (порядок определения цены размещения акций в виде формулы с переменными, значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента); · документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований по раскрытию информации о принятии решения о размещении ценных бумаг и утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в форме сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность, в случае, если эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность, и размещение ценных бумаг путем закрытой подписки осуществляется без регистрации проспекта ценных бумаг". В случае оплаты дополнительных акций, размещаемых путем подписки, неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться оценщик. При этом денежная оценка имущества, произведенная советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, не может быть выше оценки, произведенной оценщиком (пункт пунктом 6.3.10 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг). Вопрос определения цены дополнительных акций общества, размещаемых посредством подписки, регулируется статьей 36 федерального закона «Об акционерных обществах»: «оплата дополнительных акций общества, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, определяемой советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со статьей 77 настоящего Федерального закона, но не ниже их номинальной стоимости» (пункт 1 статьи 36 указанного закона). Таким образом, законодательство об акционерных обществах устанавливает следующий порядок определения цены размещения акций дополнительного выпуска: 1. Определяется номинальная стоимость и количество акций дополнительного выпуска. Решение о количестве акций дополнительного выпуска принимается советом директоров (в пределах количества объявленных акций), если это отнесено к его компетенции, либо общим собранием акционеров. Необходимо учитывать, что номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой (п. 1 ст. 25 федерального закона «Об акционерных обществах»), то есть, номинальная стоимость акций дополнительных выпусков должна соответствовать номинальной стоимости акций первого выпуска. Количество дополнительных акций не может превышать количества объявленных акций, установленного уставом общества (п. 3 ст. 28 федерального закона «Об акционерных обществах»). Если положений об объявленных акциях в уставе не содержится, решение вопроса об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций может быть принято общим собранием акционеров общества одновременно с решением о внесении в устав общества изменений, касающихся объявленных акциях. 2. Совет директоров устанавливает цену размещения акций. В соответствии с требованием п. 1 ст. 36 федерального закона «Об акционерных обществах», оплата дополнительных акций общества, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, определяемой советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со статьей 77 настоящего Федерального закона, но не ниже их номинальной стоимости. Согласно п. 1 ст. 77 федерального закона «Об акционерных обществах», в случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяются решением совета директоров (наблюдательного совета) общества, они должны определяться исходя из их рыночной стоимости. Таким образом, совет директоров должен определить рыночную цену размещения акций. Возможная рыночная стоимость размещения акций может быть определена на основе оценки имущества акционерного общества с учетом соотношения цен покупки (спроса) и предложения акций предшествующего выпуска, размера чистых активов общества и других факторов, которые сочтет важными лицо (лица), определяющее рыночную стоимость имущества, согласно ст. 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" (см., например, определение Верховного суда от 05.12.2000г. № КАС00-499). Размещение дополнительных акций по номинальной стоимости возможно, исходя из буквального толкования п.1 ст. 36 и статьи 77 федерального закона «Об акционерных обществах», только в случае, если установленная советом директоров рыночная стоимость акций равна или меньше номинальной стоимости. Определенная советом директоров цена размещения акций включается в текст решения об увеличении уставного капитала и утверждается советом директоров или общим собранием акционеров в соответствии с компетенцией, определенной уставом общества. Решением об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций должны быть определены количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций и привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа), способ размещения, цена размещения дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций лицам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых акций, форма оплаты дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, а также могут быть определены иные условия размещения (статья 28 федерального закона «Об акционерных обществах»). 3. Роль заключения независимого оценщика при определении цены размещения дополнительных акций общества. Согласно пункту 2 статьи 77 ФЗ «Об акционерных обществах», для определения рыночной стоимости имущества может быть привлечен независимый оценщик. Привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости является обязательным для определения цены выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций в соответствии со статьей 76 федерального закона «Об акционерных обществах», а также в иных случаях, если это прямо предусмотрено указанным законом. Анализ положений ФЗ «Об акционерных обществах», регламентирующих порядок размещения дополнительных акций общества позволяет сделать вывод, что обязательное привлечение независимого оценщика при определении советом директоров общества цены размещения дополнительных акций общества, рекомендуемой для утверждения на общем собрании акционеров, нормами ФЗ "Об акционерных обществах" не предусмотрено. Согласно п. 3 ст. 34 ФЗ «Об акционерных обществах», привлечение независимого оценщика для определения цены размещения дополнительных акций является обязательным лишь в случае оплаты дополнительных акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества. В данном случае величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком. Совет директоров вправе привлечь независимого оценщика и для определения цены размещения дополнительных акций, однако, и в этом случае цена размещения утверждается советом директоров. Является ли цена, определенная оценщиком, обязательной для совета директоров? Из положений ФЗ "Об акционерных обществах" этого не следует. Судебная практика также подтверждает возможность окончательного определения цены размещения дополнительных акций советом директоров. К примеру, в постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2006г. по делу № А79-12850/2005 отмечается, что «определение цены размещения акций в силу ст. 36 закона относится к компетенции совета директоров, при этом отчет оценщика имеет рекомендательный характер и не является обязательным». Аналогичный вывод содержится в постановлении ФАС Центрального округа от 26.01.2006г. № А54-3373/04-С16. 4. Согласование окончательной цены размещения с государственным финансовым контрольным органом. Согласно п. 3 ст. 77 федерального закона «Об акционерных обществах», в случае, если владельцем более 2 процентов голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование, обязательно привлечение государственного финансового контрольного органа. Таким органом в настоящее время являются территориальные подразделения Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом (постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. N 691). Статья 77 федерального закона «Об акционерных обществах» регулирует порядок определения советом директоров цены имущества либо размещаемых акций общества и относится ко всем случаям, когда, согласно закону, совет директоров должен установить цену имущества либо размещаемых акций общества. Соответственно пункт 3 данной статьи, предусматривающий привлечение государственного финансового контрольного органа, распространяется на все случаи, когда необходимо установление цены имущества либо размещаемых акций общества. Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет порядок привлечения государственного финансового контрольного органа к решению вопроса о цене размещения дополнительных акций общества. Данный вопрос регламентируется также приказом Росимущества от 03.05.2005 N 134 "Об утверждении порядка организации экспертизы отчетов об оценке и определении полномочий территориальных органов агентства по оформлению заключений государственного финансового контрольного органа и актов проверки соблюдения лицензионных требований и условий". Согласно п. 3 статьи 77 закона, предоставление в уполномоченный орган копии отчета оценщика об оценке необходимо лишь в случае, если его привлечение для определения цены объектов в соответствии с федеральным законом является обязательным, и в иных случаях, если для определения цены объектов привлекался оценщик, то есть, не является безусловно обязательным. Однако, согласно пп. «б» п. 3 Порядка, к полномочиям Росимущества отнесена экспертиза отчетов об оценке, а не решений совета директоров об оценке акций, при обращении к государственному финансовому контрольному органу для выдачи заключения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". При этом в пп. «а» п. 5 Порядка установлено, что к исключительной компетенции Росимущества относится осуществление полномочий государственного финансового контрольного органа при совершения сделок с акциями. Таким образом, в настоящее время согласование окончательной цены размещения дополнительного выпуска ценных бумаг Росимущество осуществляет только посредством проведения экспертизы отчетов независимых оценщиков о рыночной стоимости акций. Причем, данную функцию может осуществлять только Росимущество, территориальные подразделения не вправе производить экспертизу отчетов оценщика при размещении акций. Фактически приказ Росимущества от 03.05.2005 N 134 "Об утверждении порядка организации экспертизы отчетов об оценке и определении полномочий территориальных органов агентства по оформлению заключений государственного финансового контрольного органа и актов проверки соблюдения лицензионных требований и условий» устанавливает дополнительные требования к перечню документов, необходимых для регистрации выпуска ценных бумаг, установленному федеральными законами «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг». Однако, невыполнение требований, установленных Росимуществом, может привести к затруднению процесса согласования цены размещения дополнительного выпуска ценных бумаг и, соответственно, к невозможности регистрации выпуска ценных бумаг либо может создать условия для последующего признания регистрации выпуска ценных бумаг недействительной. При этом, выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным в связи с принятием советом директоров решения об определении стоимости имущества с нарушением требований федерального закона "Об акционерных обществах», что подтверждается информационным письмом Президиума ВАС РФ от 21.04.1998 N 33 "Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций". Таким образом, анализ действующего законодательства об акционерных обществах позволяет сделать вывод о том, что при размещении дополнительных акций цена размещения определяется советом директоров исходя из их рыночной стоимости, но не ниже номинальной стоимости акций. Привлечение независимого оценщика для определения цены размещения акций в этом случае, в соответствии с федеральным законом «Об акционерных обществах» не является обязательным. Однако, в случаях, когда акционером общества является государство, для определения цены размещения в любом случае обязательно привлечение органа государственного финансового контроля – Росимущества, который участвует в определении цены одним способом – путем проведения экспертизы отчета оценщика о рыночной стоимости акций.

 


 

Прочитавших: 20836

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

VERBA LEGAL укрепляет практику разрешения споров  [752]

Елена Констандина присоединилась к команде "Рустам Курмаев и Партнеры" и возглавила налоговую практику.  [680]

К «Аронов и Партнеры» присоединился адвокат Игорь Михайлович, специализирующийся на защите по уголовным делам коррупционной и экономической направленности  [662]

«Национальное Экспертное Бюро» в рейтинге крупнейших оценочных компаний RAEX 2024 г.  [643]

Эллина Быкова назначена партнером МКА «Аронов и Партнеры»  [637]