Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

Концессионные соглашения в системе гражданско-правовых договоров

 

Концессионные соглашения являются формой привлечения иностранного капитала, когда государство (местные органы власти) сдает в эксплуатацию на конкретный срок на возмездных условиях землю, источники природных богатств, предприятия, другие хозяйственные объекты иностранным фирмам или частным клиентам

02.06.2009Юридическая фирма "Лекс"
      

Концессионные соглашения призваны реализовать государственную политику в области привлечения дополнительных инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечить эффективное использование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Применение таких соглашений обусловлено недостатком у государства ресурсов, в первую очередь финансовых и технологических, необходимых для эффективного управления своим имуществом.

В настоящее время в государственной и муниципальной собственности находится большое количество объектов недвижимости, таких, как объекты жилищно-коммунального хозяйства, государственные и муниципальные предприятия, транспорт, дорожная и придорожная инфраструктура, объекты образования и здравоохранения, социального и бытового назначения, которым необходимы постоянные капитальные вложения. Именно это имущество в большинстве своем и является объектом концессионных соглашений.

Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров. Анализ приведенного в Законе понятия концессионного соглашения (п. 1 ст. 3 Федерального закона "О концессионных соглашениях" от 21 июля 2005 г.) позволяет сделать вывод о том, что в нем в основном присутствуют элементы договора строительного подряда и договора аренды предприятия.

Объектом концессионного соглашения согласно Закону является недвижимое имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности. Статья 4 Закона содержит полный перечень имущества, которое может быть объектом концессионного соглашения, который включает в себя следующие объекты государственной и муниципальной собственности:

 1) автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств;

2) объекты железнодорожного транспорта;

3) объекты трубопроводного транспорта;

4) морские и речные порты, в том числе гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

5) морские и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

6) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

7) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

8) объекты единой системы организации воздушного движения;

9) гидротехнические сооружения;

10) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

11) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий;

12) метрополитен и другой транспорт общего пользования;

13) объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма;

14) объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

Все перечисленные объекты, исходя из их функционального назначения, можно разделить на три большие группы:
- объекты экономической инфраструктуры. К ним можно отнести автомобильные дороги и инженерные сооружения, мосты, путепроводы, объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, речные, морские и воздушные порты, объекты электро- и теплоэнергетики и др.;

- объекты общественных и коммунальных услуг. Эти объекты в большинстве своем принадлежат к собственности субъектов РФ и муниципальных образований: общественный транспорт, системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, объекты энергоснабжения и т.п.;

- объекты социально-культурного и социально-бытового назначения. Это объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма.

Отбор инвесторов по Закону о концессиях производится на конкурсной основе, т.е. по состязательному принципу. Конкурс может быть открытым и закрытым, причем закрытый конкурс проводится в случае, если объект соглашения имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также если сведения о нем составляют государственную тайну. При проведении открытого конкурса сведения должны публиковаться на специальном сайте в Интернете.

Устанавливается перечень критериев конкурса; конкретные же критерии должны устанавливаться в конкурсной документации. Критериями могут быть сроки создания или реконструкции объекта, технико-экономические показатели объекта, объем производства товаров, размер концессионной платы и т.д. Пользование объектами государственной собственности осуществляется на временной возмездной основе за счет инвестора и на его риск.

Условия пользования в каждом конкретном случае должны быть привлекательными для инвестора. Договоры об осуществлении крупных или медленно окупающихся проектов могут предусматривать длительный срок действия: как предусматривает Закон, "срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций", поскольку срок концессионного соглашения должен быть достаточным для возврата вложений концессионера и получения им прибыли.

Для проведения конкурса концедент создает конкурсную комиссию. Комиссия публикует сообщение о проведении конкурса или направляет сообщения о конкурсе конкретным лицам (для открытого и закрытого конкурсов соответственно), принимает заявки на участие и рассматривает их. Если подается менее двух заявок на участие в конкурсе, конкурс объявляется несостоявшимся.

Лица, допущенные комиссией к участию в конкурсе, должны представить конкурсные предложения в соответствии с критериями конкурса. Конкурсная комиссия определяет победителя конкурса и подписывает протокол о результатах его проведения, после чего уведомляет участников и иных лиц о результатах. После проведения конкурса в течение пяти дней концедент направляет победителю конкурса проект концессионного соглашения, соответствующий решению о заключении концессионного соглашения и представленному победителем конкурса конкурсному предложению. Победителю дается 90 дней на подписание. Здесь важно отметить положение, согласно которому концессионное соглашение должно соответствовать и решению концедента, и предложению концессионера.

Момент согласования воли сторон договора скрыт от концессионера. Он подает конкурсное предложение, а затем лишь получает готовое соглашение, которое обязан подписать. В случае неподписания им проекта соглашения концедент вправе предложить заключить концессионное соглашение участнику конкурса, конкурсное предложение которого содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем. То есть вместо того чтобы иметь возможность согласования разногласий по проекту соглашения, победитель в случае, когда его не полностью устраивают условия проекта, теряет возможность его заключения в целом.

Установление процедуры урегулирования возможных разногласий путем двустороннего обсуждения не только более отвечало бы договорным принципам, но и давало бы шанс концеденту заключить соглашение с победителем, а не со следующим претендентом, предложившим менее подходящие условия.

Возможно заключение концессионного соглашения и не через конкурсную процедуру. Если в конкурсную комиссию представляются менее двух конкурсных предложений или менее двух предложений признаются соответствующими критериям конкурса (но при условии, что конкурсных заявок было подано не менее двух, так как в ином случае конкурс признается несостоявшимся), концедент имеет право рассмотреть представленное только одним участником конкурсное предложение и принять решение о заключении соглашения с этим участником, если его предложение соответствует критериям конкурса. Закономерно и требование о том, что концессионер должен иметь государственные гарантии стабильности для своих инвестиций - стабилизационную оговорку на период действия проекта, национальный режим, неизменность налогов и сборов и т.д.

В Законе о концессионных соглашениях гарантиям прав и законных интересов концессионеров посвящена отдельная глава. Концессионеру гарантируется защита его прав и законных интересов, он имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов; отдельно закрепляются гарантии равноправия концессионеров.

 


 

Прочитавших: 3824

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

VERBA LEGAL укрепляет практику разрешения споров  [752]

Елена Констандина присоединилась к команде "Рустам Курмаев и Партнеры" и возглавила налоговую практику.  [680]

К «Аронов и Партнеры» присоединился адвокат Игорь Михайлович, специализирующийся на защите по уголовным делам коррупционной и экономической направленности  [662]

«Национальное Экспертное Бюро» в рейтинге крупнейших оценочных компаний RAEX 2024 г.  [643]

Эллина Быкова назначена партнером МКА «Аронов и Партнеры»  [637]