|
||||
| ||||
Комментарии
| ||||
Принятие подзаконных нормативных актов, предусмотренных Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» продолжалось вплоть до недавнего времени.
|
Более полутора лет назад вступил в силу Федеральный закон от 29.04.2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «Закон об инвестициях в стратегические общества» или «Закон»), однако принятие подзаконных нормативных актов, предусмотренных данным Законом, продолжалось вплоть до сегодняшнего дня. Так, Правительство Российской Федерации своими постановлениями возложило на Федеральную антимонопольную службу (далее – «ФАС») полномочия по контролю за иностранными инвестициями, утвердило Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее – «Комиссия»), а также иные документы. Последним из них стало Постановление от 17.10.2009 года № 838, которым были утверждены Правила осуществление предварительного согласования сделок и согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, можно сделать вывод, что нормативная база в данной сфере практически сформировалась, что дает возможность рассмотреть эту процедуру с учетом всех действующих правовых норм.
1. Стратегические хозяйственные общества
Кроме этого, Закон разделяет стратегические общества на 2 группы: 2. Предварительное согласование сделок и согласование установление контроля
Согласно ст. 7 Закона к сделкам, подлежащим предварительному согласованию, относятся сделки по приобретению акций (долей) в уставных капиталах стратегических обществ, а также иные сделки, в результате которых устанавливается контроль иностранного инвестора или группы лиц над стратегическим обществом, а именно: Однако ограничения, предусмотренные Законом об инвестициях в стратегические общества (за исключением ограничений установленных в отношении иностранных инвесторов, являющихся иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями (далее – «международная организация»)), не применяются в отношении инвестиций в стратегические общества, осуществляющих пользование участком недр стратегического значения, если Российская Федерация владеет или имеет право прямо или косвенно распоряжаться более 50 процентами акций (долей) в уставных капиталах таких обществ. Согласование также не требуется, если на момент вступления Закона в силу иностранный инвестор или группа лиц прямо или косвенно распоряжались либо в результате предыдущей сделки, совершенной в соответствии с Законом, приобрели право распоряжаться более чем 50 процентами акций (долей) в уставном капитале стратегического общества.
В отношении международных организаций установлен специальный режим осуществления инвестиций. В соответствии с ним подлежат предварительному согласованию сделки международной организации, направленные на: Кроме вышеперечисленных сделок, совершаемых иностранным инвестором, пороговые значения владения голосующими акциями (долями) в уставном капитале стратегических обществ могут быть достигнуты в результате изменения соотношения голосующих акций (долей), например, при выкупе акций (долей) самим обществом. В такой ситуации иностранный инвестор обязан инициировать процедуру согласования установления контроля. Сделки, совершенные с нарушением вышеуказанного порядка предварительного согласования, являются ничтожными. В свою очередь, решения органов управления стратегического общества, принятые до согласования установления контроля иностранным инвестором, могут быть признаны недействительными по решению суда. 3. Предварительное согласование сделок и согласование установления контроля Обе процедуры - предварительного согласования сделок и согласования установления контроля - состоят из одинаковых этапов и осуществляются одними и теми же государственными органами. Срок согласования не может превышать три месяца, однако в исключительных случаях он может быть продлен на три месяца. Иностранный инвестор, иное лицо, входящее в группу лиц иностранного инвестора, намеревающееся заключить сделку (сделки) в отношении стратегического общества, требующую предварительного согласования, либо установившее контроль над стратегическим обществом, обязано подать соответствующее ходатайство в ФАС с приложением документов, подтверждающих статус заявителя, а также содержащих информацию о сделке и ее существенных условиях, информацию о его группе лиц, бизнес-план в отношении стратегического общества, а также другие сведения. Однако если эта сделка одновременно попадает в сферу антимонопольного контроля за экономической концентрацией и требует отдельного согласования в ФАС, то такое согласование осуществляется в первую очередь. Вслед за этим информация о подававшихся ходатайствах и уведомлениях, а также результатах их рассмотрения представляется в ФАС вместе с иными документами для предварительного согласования сделки или согласования установления контроля. По получении документов ФАС проверяет соответствие ходатайства и приложенных документов требованиям законодательства (при несоответствии – возвращает ходатайство заявителю) и определяет факт установления заявителем контроля над стратегическим обществом в результате совершения планируемой сделки или при изменении соотношения голосующих акций (долей). В зависимости от характера и условий сделки ФАС либо самостоятельно принимает решение по ходатайству, либо инициирует процедуру его дальнейшего согласования.
Уполномоченный орган самостоятельно принимает решение,
Дальнейшее согласование происходит в одном из следующих случаев:
1) если ФАС приходит к выводу, что иностранный инвестор в результате сделки установит контроль над стратегическим обществом (например, приобретет право распоряжаться более чем 10 процентами акций (долей) в уставном капитале стратегического общества, осуществляющего пользование участком недр федерального значения, или более чем 50 процентами акций (долей) в уставном капитале прочих стратегических обществ);
При дальнейшем согласовании ФАС сначала проводит проверку стратегического общества: направляет в Федеральную службу безопасности запрос о предоставлении сведений о возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства или об отсутствии такой угрозы в результате совершения такой сделки, проверяет наличие у стратегического общества лицензий на осуществление определенных видов деятельности, факты участия в поставках товаров по государственному оборонному заказу, иные обстоятельства. Ходатайство и материалы, полученные в результате проверки, а также предложение по согласованию сделки или отказу в согласовании направляются ФАС в Комиссию. По результатам рассмотрение представленных материалов Комиссия в течение 30 дней принимает одно из следующих решений: Принятое решение о предварительном согласовании сделки предоставляет заявителю право совершить такую сделку в течение указанного в нем срока. При этом заявитель вправе приобретать в результате одной или нескольких сделок право прямо или косвенно распоряжаться согласованным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал стратегического общества.
Как сказано выше, в некоторых случаях решение о предварительном согласовании сделки или согласовании установления контроля может приниматься при условии подписания с заявителем соглашения о выполнении им обязательств в отношении стратегического общества, например: Практика показывает, что к данной процедуре неоднократно обращались и иностранные инвесторы, и российские холдинги, собственность которых структурирована с использованием иностранных юридических лиц. При этом положительные для инвесторов решения Комиссии свидетельствуют о том, что новый порядок осуществления иностранных инвестиций в стратегические отрасли довольно успешно работает и не служит цели запрещения таких инвестиций, а напротив, создает прозрачные и понятные для инвесторов процедуры. Статья была подготовлена Захаром Полежаевым, старшим юристом юридической фирмы Lidings. В случае возникновения вопросов, вы сможете связаться с ним по следующим координатам: ZPolezhaev@lidings.com, phone: +7 495 989-44-10 |
|
Прочитавших: 9838 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости АБ ЕПАМ анонсирует критерии конкурса для будущих юристов «Профи диктуют» [660] Практика банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп» запустила свой Telegram-канал [87] |
|