Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Комментарии


 

Получение конфиденциальной информации о владельцах зарубежного счета и бенефициарах оффшорной компании.

 

Международное налоговое планирование, регистрация оффшорных компаний, открытие счетов личных и корпоративных счетов в зарубежных банках достаточно тесно связаны с предоставлением различным учреждениям информации о структуре предприятий, владельцах активов, деловых партнерах, одним словом, информации, которая составляет коммерческую тайну. В данной статье мы попытаемся рассмотреть общие принципы раскрытия подобной информации, а именно информации, которая становится доступна банковским структурам, специализированным компаниям в процессе оказания услуг международного налогового планирования.

02.03.2010Санкт-Петербургская коллегия адвокатов "Гестион", www.gestion-law.com
      

Международное налоговое планирование, регистрация оффшорных компаний, открытие счетов личных и корпоративных счетов в зарубежных банках достаточно тесно связаны с предоставлением различным учреждениям информации о структуре предприятий, владельцах активов, деловых партнерах, одним словом, информации, которая составляет коммерческую тайну. В данной статье мы попытаемся рассмотреть общие принципы раскрытия подобной информации, а именно информации, которая становится доступна банковским структурам, специализированным компаниям в процессе оказания услуг международного налогового планирования.

В ходе осуществления своей деятельности практически все банки руководствуются правилами Due Dilligence (должная добросовестность) и Know Your Clients (знай своего клиента). Содержания данной политики сводится к уменьшению риска вовлечения банка в сделки своих клиентов, связанных с отмыванием денег, полученных преступным путем или финансированием терроризма. С целью контроля и оценки таких рисков банки всесторонне изучают деятельность компании, ее финансовое состояние, известность на рынке, бенефициаров, а также все связанные компании.

Наиболее распространенная информация, запрашиваемая банком составляет сведения:

  • об источнике происхождения денежных средств;
  • о хозяйственной деятельности клиента;
  • сведения о бенефициаре (истинный выгодополучатель);
  • о характере сделок, цели и сущности деловых отношений и др.

В правилах любого банка есть положение, которое позволяет банку запросить любую информацию о клиенте необходимую для открытия счета.

Нужно отметить, что все вышеназванные сведения подлежат неразглашению и составляют банковскую тайну. Банковская тайна - один из основополагающих аспектов отношений, которые складываются между кредитными организациями и их клиентами, а также между кредитными организациями и лицами, которые желают получить информацию о состоянии счета, владельце счета, операциях по счету и др.

В большинстве стран положения о банковской тайне закреплены на законодательном уровне.

В Швейцарии, которая считается родоначальницей института банковской тайны, в законе «О банковской деятельности», четко сформулировано, что банковская тайна - это уголовно-правовое понятие, и за ее разглашение предусмотрены уголовные санкции. Аналогичные положения содержаться и в законодательстве Латвийской республики, например в законе «О кредитных учреждениях», в ст. 61 говорится, что обязанностью кредитного учреждения является гарантировать секретность своих клиентов и корреспондентских счетов, вкладов и операций.

В данном случае, информация может предоставляться лицам непосредственно имеющим отношение к счету, а именно: владельцу счёта, по доверенности, в случае смерти владельца счёта: прямым наследникам и исполнителю завещания, поручителю и гаранту имуществом под залог.

Информация о счете доступна, также государственным органам, согласно ст. 63 все того же закона Латвии «О кредитных учреждениях» сведения о счетах физических и юридических лиц и проведенных банковских операциях (сделках) предоставляются в таком объеме, который необходим для осуществления соответствующих функций, исключительно следующим государственным структурам в установленном законами порядке:

1) суду и прокуратуре, если сведения необходимы:

а) по уголовному делу или по делу, по которому в установленных законом случаях может быть применена конфискация имущества,

б) по гражданскому делу, по которому удовлетворяется гражданский иск, возникший из уголовного дела,

в) по гражданскому делу о взыскании денег на содержание (алиментов), если отсутствует заработок или другое имущество, на которое может быть обращено взыскание,

г) по гражданскому делу о разделе такого вклада, который является совместным имуществом супругов,

д) по делу о неплатежеспособности и банкротстве должника,

е) по делу о наследовании в случае смерти вкладчика;

2) Государственному контролю — о юридических лицах, в распоряжении которых находится государственное имущество или которые финансируются из средств государства, или которые выполняют государственные заказы и поставки;

3) Службе государственных доходов— в случае неуплаты налогов и пошлин.

Кредитное учреждение предоставляет сведения на основании письменного запроса государственной структуры, в котором указано конкретное проверяемое лицо и обоснована необходимость сведений в соответствии с требованиями конкретного закона.

Одним из оснований запроса может служить оказание правового содействия другой стране. Например, в договоре между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам сказано, что взаимодействие между странами осуществляется через Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Министерство юстиции и Прокуратуру Латвийской Республики, а также согласован перечень процессуальных действий: проведение экспертиз, осмотра, передачу вещественных доказательств, и др.

Органы власти Швейцарии предоставляют иностранному уголовному судопроизводству документы или собирают для них доказательства на основании ходатайства о правовом содействии, которое должно быть отправлено министерством иностранного государства федеральному ведомству юстиции Швейцарии. Федеральные органы юстиции после его проверки отправляет ходатайство органам власти кантонов для принятия решения об исполнении. Далее для получения международного правового содействия должны быть соблюдены следующие правила:

  • Принцип относительности – сравнение между процессуальными затратами и значением дела, для которого требуется международное правовое содействие.
  • Действительность права на наказание,
  • Принцип особенностей – запрещает использование доказательств вне международного правового содействия и их передачу другим органам власти.
  • Встречное право на правовое содействие.
  • Принцип двухсторонней наказуемости – правонарушение должно быть также наказуемо согласно Швейцарскому законодательству.
  • В случае, если выше указанные принципы были соблюдены, ходатайство одобряется и могут быть проведены меры принудительного характера.

Против распоряжения федеральных и кантональных органов власти о предоставлении международного правового содействия может быть подана административная судебная жалоба в верховный федеральный суд Швейцарии.

Швейцария не оказывает международного правового содействия в случаях когда совершены политические, налоговые, валютные, торговые, экономико-политические а также военные правонарушения, нарушаются интересы Швейцарии, а также когда запрос касается розыскных действий. Следует отметить, что Швейцарский закон разграничивает два понятия: «уклонение от уплаты налогов» (неуказание сведений о доходах или имуществе в налоговой декларации) и «налоговое мошенничество» (подразумевает фальсификацию документов). Уклонение от уплаты налогов преступлением не считается. Оно рассматривается как «административное нарушение» и наказывается мягче уголовного правонарушения. Налоговое мошенничество (или другие случаи, связанные с привлечением клиентов к уголовной ответственности) могут стать основанием для раскрытия банковской тайны.

Помимо банков определенная конфиденциальная информация предоставляется при регистрации компаний международного бизнеса, в том числе оффшорных компаний.

Как правило, для создания любой оффшорной компании необходимо участие местной юридической фирмы, которая занимается разработкой уставных документов и осуществляет регистрационные процедуры. Именно такие юридические компании и занимаются процедурой идентификации бенефициаров. По существу, функции таких организаций, помимо предоставления юридического адреса и уплаты разного рода государственных пошлин, сводятся к ведению реестра зарегистрированных компании. Именно эти функции и обеспечивают лицензированному поставщику услуг, возможность для идентификации бенефициаров.

Обычно при регистрации оффшорной компании необходимо предоставить следующую информацию:

  • копию паспорта директора/акционера/бенефициара будущей компании (все зависит от того как будет выглядеть структура организации);
  • документ подтверждающий адрес проживания (обычно счет за оплату коммунальных услуг);
  • краткую биографию по представляемым формам;
  • вид деятельности, которым будет заниматься регистрируемая компания;
  • иногда требуется подписать так называемое соглашение о предоставлении услуг номинального директора/акционера (nominee agreement);

В данной ситуации интересной представляется возможность изучения способов получения подобной информации со стороны официальных органов власти, в ходе расследования.

Официальное расследование преступления, частью которого является получение сведений о бенефициарах компании, возможно, когда в отношении лица возбуждено уголовное дело. Запрос в данном случае может быть подан на основании договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам между Россией и соответствующим государством. С большинством развитых стран Запада у России пока отсутствуют такие договоры.

Если между странами существует соглашение об избежание двойного налогообложения и этот договор разрешает обмен налоговой информацией между фискальными службами двух стран, от имени налоговой службы также может быть направлен необходимый запрос. В ситуации, когда между Россией и страной, где зарегистрирована компания, нет никаких из вышеупомянутых договоров, запрос подается через Интерпол от лица любого следственного органа, например прокуратуры. Чаще всего основанием для запроса служат налоговые преступления, а также отмывание грязных денег (торговля оружием, наркотиками и др.). Практически во всех странах мира в настоящее время действует однотипное законодательство против отмывания капиталов и финансирования терроризма, соответствующее рекомендациям ФАТФ (Межправительственная организация, созданная для выработки и реализации коллективных мер борьбы с "отмыванием" преступных доходов и финансированием терроризма.)

Несмотря на то, что в оффшорных компаниях не предусмотрено публичное раскрытие информации, более того, как правило, подобная информация защищена законодательством о банковской или профессиональной тайне, информация о бенефициарах может быть раскрыта финансовыми посредниками с санкции местного суда. Однако, каждый из способов получения официальной информации связан с определенными издержками, и с момента возбуждения уголовного дела до получения результата может пройти достаточно много времени.

 


 

Прочитавших: 4658

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

VERBA LEGAL завершила сопровождение сделки по приобретению лизинговой компании «Трансфин-М».   [983]

Россия ввела персональные санкции против английской юридической фирмы Fieldfisher, которая никогда не работала в России  [799]

BGP Litigation объявляет о запуске практики международных расчетов и финансов  [610]

BGP Litigation объявляет о назначениях советников  [568]

К команде юридической фирмы «Томашевская и партнеры» присоединилась Вероника Варшавская, которая возглавит практику по работе с ЗПИФАми и управляющим компаниями  [515]